Предисловие.
Всѐ-таки увлекательное занятие - «разглядывание» средневековых карт. Согласно этим картам наш родимый Коми край тогда был заселен «зырянами», а не «коми».
С другой стороны, ранее высказал версию, что в письменных источниках тех времен народность «коми» просто не выделяли из общей массы «пермян». И проживали они на территории, которая тогда входила в «Пермь Великую» - в «стране Комму» (в северной части).
Иными словами, коми были лишь одним из многих племен, которые населяли обширные «Пермские Земли». Все эти племена имели относительно единые язык, культуру, верование и в документах тех времен были объединены одним общим этнонимом «пермяне».
Только потом (чуть ли не в XVII веке) их разделили на две большие группы: на пермян и на зырян. Что же в средневековых документах понимали под «пермью, «пермянами»?
Экскурс в историю. В письменных источниках слово «Пермь» встречается достаточно рано – уже в X веке. В те времена земли Киевской Руси не простирались далеко на Север. Поэтому и предполагают, что тогда «Пермью» называли как народ, так и земли на северо-восточной окраине тогдашней Руси: по рекам Сухона, Юг и Устья. Подтверждается это и тем, что в недатированной части 3 «Повести временных лет» в списке народов, которые «дань дают Руси», народ «пермь» упоминается ещѐ между мордвой и чудью. И лишь в более поздней редакции – между мордвой и печерой. В последующие столетия название «пермь» получило дальнейшее развитие. Но уже «чисто» как аналог русского слова «Земли», т.е. какой-то определенной территории. В письменных источниках средних веков упоминается свыше десятка земель, в основе которых был или формант «пермь», или которые именовались «пермскими»: Пермь Великая, Пермь Вычегодская, Лузская Пермца, Аузская Пермца, Вилегодская Пермца, Мезенская Пермь, Пермская волость на Северной Двине, пермские места устюжские, пинежские пермские деревни и станы, Колопермь и др. Пермь Великая или Пермь Камская. Впервые упоминается в начале XIV века, а в последний раз – в начале XVIII века. О границах земли «Пермь Великая» нет единого мнения. Однако в большинстве своем историки придерживаются точки зрения, что территория Перми Великой занимала Верхокамье и ограничивалась на севере озером Чусовским, на юге – рекой Чусовая, на востоке – предгорьями Урала, на западе – истоками реки Кама.
В состав Перми Великой входили несколько известных городов (Чердынь, Соликамск, Кайгородок, Кунгурск). Считают, что «стольным градом» Перми Великой был город Чердынь; Пермь Вычегодская или Пермь Малая [Старая]. Впервые в документах упоминается во второй половине XIII века, а исчезает в конце XVII века. Занимала обширную территорию: верхнее и нижнее течение реки Вычегда, бассейн рек Вымь, Вишера, Сысола, Вашка и включала до конца XVI века даже верхнее течение реки Кама. Делилась на 5 волостей: Вычегда, Вымь, Удора, Сысола и Ужга. Центром Перми Вычегодской был городок Усть-Вымь. В начале XVIII века территория Перми Вычегодской была разделена на два уезда: СольВычегодский и Яренский. В 4 конце XVIII века из Яренского уезда был выделен УстьСысольский уезд; Лузская Пермца. Упоминается впервые в конце XII века. Занимала территорию между реками Луза, Летка, Кобра и Молома. Главными погостами Лузской Пермцы считались Лойма, Объячево и Спаспоруб. Историки предполагают, что ранее район будущей Лузской Пермцы был одним из самых древних территориальных образований коми (пермян), которые в X – XI веках заселяли бассейн рек Юг и Луза. Площадь Лузской Пермцы постепенно ссужалась вследствие активного переселения в эти края более южных финно-угорских племен и русских. И к середине XVII века к Лузской Пермце относили поселения лишь на небольшом участке верхнего течения рек Луза и Кобра. Последний раз упоминается в Переписной Книге от 1678 года. Пермца – уменьшительное от слова «Пермь». Аузская Пермца. Впервые упоминается в одной из Грамот от 1485 года: « … а что пермяки Ауские Пермцы и до них сысолянам и ужговцам дела нет…». Самое интересное здесь, что Аузская Пермца, по-видимому, виртуальная «земля». Похоже, в Грамоте так написали букву «Л», что ее перевели как «А». На самом деле имелась в виду Лузская Пермца. Летская Вятская Пермь. Предполагают, что в конце XVI века от Лузской Пермцы обособилось население по реке Летка. Поэтому историки и ввели в научный оборот понятие «Летская Вятская Пермь». Но, в исторических документах того времени подобное название не зафиксировано. Территория возможной Летской Вятской Перми была малонаселенной. Даже в 20-ые годы XVII века здесь был только один погост с двумя деревнями; Вилегодская Пермца. В истории сохранилось очень мало сведений о Вилегодской Пермце. Так, в документах конца XV века указывается лишь близость Вилегодской Пермцы с Лузской и независимость ее от Перми Вычегодской. Но, история Вилегодской Пермцы, похоже, 5 глубже: «того лета (1379 г.) начал Стефан у пермян на Пыросе и Виледи и крести их святей вере…». Некоторые исследователи предполагают даже, что Вилегодская Пермца существовала уже в начале XIII века. Местность на реке Виледь была весьма малолюдной. В середине XVII века здесь отмечается лишь один погост – Селянский. В 80-ых годах XVII века название Вилегодская Пермца исчезает из официальных документов; Пинежская Пермь. В Грамотах конца XV века упоминаются «пермские деревни на Пинеге» и «пермские станы на Пинеге». В начале XVII века упоминается «Перемская волость на Пинеге». Что дало основание ученым считать эти земли Пинежской Пермью. Пинежская Пермь граничила с землями суры поганой, которые тоже жили в бассейне реки Пинега (ничего худого: поганые – от латинского слова «poganus» - идолопоклонники, язычники); Мезенская Пермь. Первое письменное упоминание о пермских поселениях на верхней Мезени относится к середине XVI века. По Переписи от 1608 года здесь было два погоста (Кослан и Глотова Слобода) и восемь деревень. Историк Дмитриев А.А. при этом напоминает, что не надо причислять к Мезенской Перми «зырянские колонии» на реке Вашка (Удора), т.к. последние относились к Перми Вычегодской; Двинская Пермь. В некоторых русских летописях XIV века упоминаются «пермяне», которые населяли правый, «наш» берег Северной Двины, выше устья реки Вычегда. Земли Двинской Перми на севере граничили с землями тоимичей поганых, которые проживали в междуречье рек Верхняя и Нижняя Тойма: реки между Вычегдой и Пинегой; Устюжская Пермь. В некоторых письменных источниках XIV – XV веков упоминаются «места пермские устюгские». Предполагают, что эти земли попали в сферу влияния Руси после строительства города Устюг (основан в начале XIII века, ныне город Великий Устюг); 6 Лингвисты, исходя из ареала распространения коми топонимов и географических названий с основой «пермь», предполагают, что в XII – XIII веках, возможно, существовало ещѐ несколько «пермских земель», которые они условно назвали Пермь Юговская, Пермь Тотемская и Пермь Устьянская (река Устья – приток реки Вага). Но, на сегодня письменных доказательств существования этих «пермских земель» не имеется. В письменных источниках начала XVII века среди великоустюжских волостей упоминается Пермогорская, которая располагалась в верховьях Сев. Двины. Центром волости был погост Пермские Горы или Пермогорье. Сегодня Красноборский р-н Архангельской обл. Судя по карте АО, именно в этом районе проживали Двинские пермяне; Колопермь или Голопермь. Стоит особняком среди всех «пермских земель». Кратковременно упоминается как новгородская вотчина в письменных источниках середины XIII – начала XIV веков. По мнению большинства историков, находилась на территории Кольского полуострова. Имеется несколько не слишком удовлетворительных версий относительно происхождения слова. Возможно, это связано с тем, что слово «Колопермь» упорно пытаются толковать как топоним. Однако мне кажется, что слово лучше рассматривать, как сочетание двух формантов: старославянского «коло» - круг, вращение и нашего «пер» - как название народности. То есть, на Кольском полуострове жили кочевые, полуоседлые «перы». Поэтому то и из-за притязаний Новгорода они в начале XIV века спокойно, «гуртом» перебрались под защиту норвежского короля. И слово «Колопермь» исчезает из русских документов. Таким образом, по мере освоения территории Северо - Востока термины «пермь», «пермские земли» постоянно 7 смещались на восток: от бассейна рек Сухона и Юг – в Верхнее Прикамье. Есть, правда, версия, что «прародиной» термина, напротив, была кольская «Колопермь». И первоначально (до X века) смещение термина было по направлению на юг: от побережья Кольского залива в бассейн рек Сухона и Юг (хотя, по-моему, более вероятно обратное направление «миграции»). Тем не менее. Отмечается, что с XII века слово «пермь» начинает документированно «передвигаться» на восток: в начале XIII века упоминаются Вилегодская и Лузская Пермцы. Позже в орбиту влияния Руси попадают земли по реке Вычегда. Появляется Пермь Вычегодская. В начале XIV века впервые упоминается Пермь Великая. Наблюдается «миграция» термина и на север: в документах XV века упоминаются «пинежские пермские станы». В течение XVII века названия этих земель постепенно «уходят» из официальных документов, что связывают с переходом на новое административное устройство России (деление на губернии, уезды, волости). Этимология слова «пермь». Откуда же возникло слово «пермь», каково его происхождение, его этимология? Имеется несколько основных версий. Причем, в основном все эти версии имеют «земельную» привязку. Первая гипотеза была высказана еще в 1730 году Страленбергом Ф.И. Она была выдержана в духе «норманнской теории», столь любимой историками того времени. В частности, в ней утверждалось, что в основе слова «пермь» лежит норманнское слово «Biarmaland», которое под влиянием русской лексики превратилось сначала в «Биармию», а затем и в «Пермь». Как писал Страленберг: «в Европе суть Великая Пермиа, которую древность Биармаланд называет и прежде превеликую часть земли в себе заключала... Вторая пристань была в Биармии или в Великой Перми при городе Чердыне» [sis!, г. Чердынь был основан не ранее середины XV века]. Эта гипотеза преобладала в исторических исследованиях до 8 начала XIX века и, между прочим, была принята такими крупными историками, как Татищев В.Н., Ломоносов М.В., Карамзин Н.М. В XIX веке в научный оборот были вовлечены новые архивные документы, и «норманнская» гипотеза была подвергнута критике. Появились новые версии. Правда, сущность (смысл) слова в этих версиях не изменялась. В них также считалось, что слово «пермь» имеет «земельную» привязку и является экзогенным «топонимом»: только пришло на Русь не со Скандинавии, а уже с Северо – Запада. В частности, образовано или от финского слова «Perämаа» — задняя сторона, или от вепсского «Perämaa» — задняя земля, Заволочье. Предпринимались и робкие попытки объяснить этимологию слова «пермь», исходя из коми – зырянского языка: от слова «Perjema» — отнятая земля или же от слова «рäärmа» - невысокая возвышенность, проросшая ельником [Замысловская Е.Е., 1887]. Была также попытка связать слово «пермь» с именем легендарного богатыря Пера. Но, эти версии тогда не получили широкой научной поддержки. Обсуждение. Таким образом, все основные и достаточно популярные сегодня версии о происхождении слова «пермь» сходятся в одном: слово «пермь» является «нерусским» аналогом слова «Земля, Земли». С другой стороны, историков «настораживал» тот факт, что слово «пермь» смещалось на восток параллельно с освоением новых территорий северо-востока и никак не «желало» превращаться в русское слово «земли». Поэтому и предположили, что слово «пермь» может означать не столько «землю», сколько название одной, но многоплеменной народности. Эти племена населяли огромную территорию - от Сев. Двины до Урала и разговаривали на одном языке. В первую очередь, в пользу такого предположения указывало перечисление в ПВЛ народов, платящих дань Руси. 9 Во- вторых, можно привлечь и «любимое» историками вепсское слово «perämaa». Язык народности – живой организм. В ходе его «онтогенеза» одни слова могут исчезать, а другие приобретать как новый смысл, так и терять одно из своих значений. В этом аспекте в X – XII веках словом «perämaa» вепсы могли называть территорию своих южных соседей. Буквально: земля перов. Похоже, первым (в 30-е годы XX века), кто предложил понимать под словом «пермь» народность, был известный советский этнограф Бубрих Д.В. Правда, при этом он считал, что этноним все же является экзогенным - вепсским. В 40-е годы эту гипотезу развил дальше географ Шишкин Н.И., который предположил, что слово «пермь» является скрещенным словом и состоит из названий двух древних племен: «пер» и «емь» (в X – XIV веках жили в Заволочье). При этом Шишкин Н.И., похоже, первым же высказал мнение, что слово «пер» может иметь эндогенное происхождение. В частности, он «привязывал» начальное «пер» к названию тотема (!) одного из печорских племен. Дальше – больше. Уже в наши времена видный пермский этнограф и лингвист Кривощекова-Гантман А.С. в своем обзоре «Об этимологии слова Пермь» писала: «из гипотез, выдвинутых этнографами, заслуживает внимания предположение Грибовой Л.С. (известный коми этнограф и фольклорист). Она сближает слово «пермь» с именем героя коми-пермяцкого эпоса Перы – богатыря. Грибова Л.С., сопоставляя слово «Пера» с некоторыми словами религиозного содержания коми языка и обозначениями различных духов в финно-угорских языках (удмуртское «пери» - злой дух, мордовское «пери» - дух ветров), пришла к выводу, что «Пера» у пермяков тоже был духом. Отсюда, скажем, «перна» - не просто «крест на шее», а означала «место Перы». Она допускает, что камские коми называли себя «пермяками» потому, что в древности им покровительствовал всесильный бог Пера». 10 Иными словами, этноним «перы, пермяки, пермяне» - самоназвание народа и в переводе означает просто «мы дети Перы». Известно, что в своих космогонических построениях и коми, и пермяки считали, что они дети полуземного бога (духа) Перы - богатыря (сына другого легендарного богатыря Кудым-оша и мансийской княжны Костэ). И, в качестве своей принадлежности к Пере носили на груди амулет - «перна». Лыткин В.И. и Гуляев Е.И. в своем «Коми этимологическом словаре» так и пишут: «в дохристианское время «перна» была амулетом, талисманом и могла означать «свой, родственник». Правда, они считают, что «перна» при этом была, скорее, семейным амулетом. Т.е. Пера получается добрый дух домашнего очага, семьи? К этому можно добавить следующее: а) в своей работе «Житие …» Епифаний Премудрый упоминает «пертасов». То есть, боковые, окраинные перы и б) известная нам диалектическая группа коми-язьвинцы, как и летские коми, упорно сопротивляется причислению их к коми. Они считают себя «пермяками». Имеется также версия, что имя «пер» первоначально принадлежало одному из крупных племен в верховьях Печоры и, со временем распространилось по всему Прикамью. Правда, далеко не все поддерживают гипотезу о происхождении этнонима «пермяне» от имени «Перы – богатыря». И часто лишь на том основании, что слово «пермь» гораздо старше легенды о «Пере – богатыре». Однако здесь, по-моему, упускается следующее: легенда о «Пере – богатыре» была лишь записана позже. А устный «сказ» своими корнями уходит в глубину веков. Историческая «загогулина». И, напоследок. В ходе своего «осмысления» истории старокоми не раз задавался следующим вопросом: ещѐ понятно, почему Пермь Вычегодскую в документах иногда называли «Пермь старая». Бассейн реки Вычегда был «колонизирован» ранее Прикамья. Но, почему Пермь 11 Вычегодскую называли ещѐ и «малой», тогда как Прикамье сразу получила название «Пермь Великая»? Объяснение, как всегда, пришла со стороны. Прочитал, что в старорусском языке слово «великий» имело совершенно другой смысл и означало просто «большой». То есть, в начальные периоды «колонизации» территория Перми Вычегодской, похоже, существенно уступала таковой Перми Великой. И уже во времена Стефана Пермского территория Перми Вычегодской многократно увеличилась. Тогда как Пермь Великая практически оставалась в своих первоначальных границах. Свою достаточно «фэнтезийную» версию происхождения термина «Пермь Великая» выдвигает известный пермский краевед-любитель Пермяков Владимир. Основываясь на сведениях, приведенных на средневековых картах и в документах, он считает, что под словом «Великая Пермь» надо понимать не столько Прикамье, сколько ойконим города (!). Вот, некоторые из приводимых им примеров: Карта Дженкинсона от 1562 г. Документ от 1712 г. Примерной датой основания города Пермь Великая (на камской Вишере) он считает вторую половину XV века. И «с удивлением» отмечает, что уже к середине XVIII века «большой» город исчезает из карт и «более уже не упоминается в документах». Как он предполагает, в начале 12 XVIII века в городе по какой-то причине был большой бунт, и он был стерт с лица земли вместе с жителями (!) и более уже на старом месте не возрождался. Ученые-историки весьма прохладно относятся к «изысканиям» Пермякова В. и достаточно резко с научно обоснованными аргументами выступают против. Тоже не «лежит», но причины у меня попроще: название «Пермь Великая» встречается уже в самом начале XIV века, когда городами в Прикамье и не «пахло». Так, наиболее старые города в Прикамье были основаны: Чердынь – не ранее середины XV века, Соликамск (Усолье на Каме) – в 1506 году, Кунгурск – в 1648 году, Кайгородок (не наш, пермский) – в 1558 году, Кудымкар – в 1579 году. Заключение. Очень короткое. Полностью «ЗА», что и слово «пермь», и этноним «пермяне» имеют не экзогенную, а эндогенную природу. Так уж случилось, что наши предки (пермские племена, включая коми и зырян) расселились на огромной территории: от Урала до Северной Двины. При этом предки наши не были безымянными, а называли себя «перами» и «серами» [на русском: пермяне и серьяне]. И очень жаль, что долгое время в массе своей ученые, включая своих «доморощенных», были «заточены», прежде всего, на поиск «заграничных» корней многих этнонимов, топонимов, гидронимов и ойконимов как родного Коми, так и Пермского краев. Правда, похоже, ситуация сегодня начинает постепенно меняться в лучшую сторону. В работе использованы сведения из 15 источников. Начиная с Белых С.К. [К вопросу о локализации прародины пермян\\1999, В кн.: Пермский мир в раннем средневековье, Ижевск, с. 245-281] и Кривощековой-Гантман А.С. [Топоним «Пермь» и этнонимы «пермяк», «зырянин»\\2006, Полное собрание сочинений в 2-х томах, Пермь, т. 2. Ономастика, 253 С.] и кончая Корчагиным П.А. [Пермь. Что в имени…\\2013, Вестник Пермского Ун-та, вып.4, стр. 4-21].