Аэродром Сальяны, позывной «Парчёвый», Азербайджанская ССР.
Март, апрель 1981 года.
После первых курсантских каникул, продолжительностью десять дней, прибыли в свою 4-ю и 2-ю учебную роту батальона курсантов училища. Многие курсанты после 8 (восьми) месяцев разлуки, встретились со своими близкими родными. Это придало хорошего эмоционального заряда к дальнейшему обучению.
В первых числах марта отправились в путь, НА ПОЛЁТЫ!
Станция отправления город Армавир-1, станция прибытия город Баку Азербайджанская ССР. Расстояние 877 км, время в пути 26 часов (1 сутки 2 часа). Проходной поезд Ростов-на-Дону – Баку. Время прибытия в Армавир-1 23.25, время отправления 23.35, стоянка поезда 10 минут.
На территорию вокзала, за час до отправления, стройными колонами прибыли курсанты 1 (первого) года обучения, в простонародье называемые «минусами». Мы еще не до конца понимали и не могли представить, что каждого из нас ждет впереди. Этот «зеленый вагон» повёз юных 18 (восемнадцатилетних) мальчишек курсантов первогодок к реальной проверке на стойкость их линии жизни, которая на долгие и долгие годы свяжет каждого с: жизнью, службой и работой в военной АВИАЦИИ.
За 30 минут до прихода поезда, нас построили на вокзальном перроне «в шеренгу по двое». Первая шеренга 3 (три) шага вперед, шагом МАРШ! Начался шмон личных вещей на предмет привоза и провоза с собой в путь следования горячительных спиртных напитков. Мы не первые, мы не последние. Это практика проверки курсантской выдумки. Иногда она давала свои результаты. Наша проверка прошла без выявления этих самых посторонних предметов.
В наше время, многие из нас имели личные записные книжки и блокноты. Где на титульном листе или первой странице были написаны, собственным почерком, такие слова: «АВИАЦИЯ, ДАЛЬ ГОЛУБАЯ – СВОЮ ЖИЗНЬ ПОСВЯЩАЮ ТЕБЕ»!!! Афоризм этих слов затрагивал глубоко наши сердца, мы начинали понимать и стремиться к тому, для чего мы выбираем эту профессию, профессию ВОЕННОГО ЛЁТЧИКА-ИСТРЕБИТЕЛЯ.
На железнодорожной станции города Баку, нас встречали представители авиационных полков, дали команду на погрузку в военные тягачи урал. Тронулись в путь на четыре училищных аэродрома: Сальяны(рядом поселок Чуханлы), Пирсагат(рядом поселок Хыдырлы) и Аджикабул, Сангачалы. В курсантской среде была такая песня: «Есть на свете две гнусных дыры, а название их у одной Чуханлы, у другой Хыдырлы! Здесь проводим мы юные дни! Мы в пустыне одни! Мы в пустыне одни! Мы в пустыне одни!» и т. д.
Прибыли в военный гарнизон авиационного назначения Сальяны. Поселились в двух этажной казарме. На первом этаже проживали солдаты срочной службы, выполнявшие обязанности (после шести месячных курсов ШМАС) механиков различных авиационных групп, а так же обязанности техников самолета. Нас поселили на втором этаже. Обязанности дневальных по подразделению выполняли с ними через день. День солдаты срочной службы, следующий день курсанты.
На следующее утро после прибытия, построение в составе своей эскадрильи. Командир АЭ подполковник Ерпылёв Владимир Павлович (АВВАКУЛ-1969) зачитал список командиров звеньев и летчиков-инструкторов, и распределение по экипажам. Я, попал в 3 (третье) звено гвардии майора Логинова Александра Петровича (ДОСААФ СССР, 1970 года), командир экипажа гвардии старший лейтенант Лавриков Евгений Владимирович (АВВАКУЛ-1978).
Начались занятия в составе звена и экипажа по наземной подготовке, теперь мы уже крутились у самолета почти каждый день, отрабатывая те или другие навыки предусмотренные наземной подготовкой. Изучали схему района полетов, карту и характерные ориентиры, курсы входа и выхода в пилотажные зоны и многое другое, чтобы приступить к выполнению обучения на учебно-тренировочном самолёте Л-29. Полет по кругу и его параметры должны были быть выучены почти наизусть. Командир звена шутил так: « - Ночью тебя разбужу и спрошу действия и параметры при выполнении 3 (третьего) разворота, должен будешь рассказать. ПОНЯЛ???». « - Так точно, понял!»
Первые полеты начались примерно через месяц после нашего прибытия, это где-то в первых числах апреля. А уже к концу месяца, появились первые «ласточки».
В нашей эскадрилье были ребята, кто уже успел до поступления в училище полетать на планерах и самолетах в различных аэроклубах. Некоторые даже имели внушительный налет самостоятельных вылетов на самолетах Як-18Т, Як-52. Многие из нас думали, что для них освоение самолета Л-29 не составит большого труда и они одни из первых будут вылетать самостоятельно, при прохождении летной подготовки. Но, у «ВСЕВЫШНЕГО АВИАЦИОННОГО НАЧАЛЬНИКА», свои правила!!! Первым самостоятельный вылет среди обучающихся курсантов выполнил простой советский парень из Костромской области, города Мантурово, Егоров Игорь Николаевич. Курсант, без всяких летных амбиций. Который, смог показать свою нацеленность в освоении реактивного самолета. Это придало многим большую уверенность, что через какой то промежуток времени и мы сможем «укротить этого железного мустанга».
На следующую летную смену были готовы еще несколько курсантов. Вот здесь то и уместно вспомнить о традиции угощать папиросами «Казбек» своего ВЫПУСКАЮЩЕГО,летчика-инструктора, командира звена, командира эскадрильи, а так же в курилке оставлять несколько открытых пачек «вылетных папирос или сигарет», для всех желающих подымить. Не мы придумали эту авиационную традицию, но мы её верно исполняли. «Над стартом задымили вылетные, всё стихло в ожидании команд. Ещё одна затяжка и на вылет, так дай же накуриться лейтенант …»!!!
Этой заметкой, я выражаю глубокую признательность всем летчикам-инструкторам различных авиационных подразделений, начиная от ДОСААФ, АУЦ и заканчивая авиационными училищами.
Подписывайтесь на мой канал. Буду вам очень благодарен.
Буду писать дальше. У меня есть о чем и о ком рассказать. Всем хорошего дня.
Спасибо всем, если поставите значок понравилось.