Найти тему
Реальная училка

Критическое мышление



Я много лет провожу занятия по использованию критического мышления для чтения научных текстов. Это специальная технология, позволяющая лучше усваивать новую информацию.

Кроме того, критическое мышление- способность человека анализировать и подвергать сомнению любую информацию, в том числе и собственные убеждения.

Я хочу рассказать историю о своей первой встрече с критическим мышлением. Мне было, кажется, лет семь. Мама надо мной прикалывалась, так мне в то время казалось. А теперь я понимаю, что это было конкретно практическое занятие.

Мы разговариваем с мамой. Она меня спрашивает:
- Как ты считаешь, ты умная?
- Да,- отвечаю,- как же иначе? (я была круглая отличница).
Мама смеется и предлагает:
- Залезай под стол и скажи: «Я умница-разумница под столиком сижу».
Я охотно выполняю. Залезаю под стол и проговариваю предложенный текст. Мама смеется. А потом говорит:
- Какая же ты умненькая, если залезла под стол? Умные девочки так не поступают.
Тут до меня доходит, что меня вроде как обманули. Я не понимаю, в чём обман, но он точно есть!
- Ты же сама велела мне под стол залезть,- обиженно говорю я, выбираясь наружу.
- Теперь ты понимаешь, что умные люди не должны выполнять всё, что им велят? - спрашивает мама, пытливо заглядывая мне в глаза.

Я не сказала ей тогда, что она для меня- непререкаемый авторитет. Я даже с подружкой школьной поссорилась из-за того, что та усомнилась в правоте моей мамы, когда мы о чём-то спорили. Не помню- о чём, но негодование тем, что кто-то посмел считать мнение моей мамы неправильным, осталось в памяти.

Позже мамочка, возможно, и сама была не рада , что преподала мне этот урок. Потому что когда мне было четырнадцать, мы с ней ездили в туристическую поездку в Ленинград. И очень часто там спорили. Я с упёртостью тинейджера отстаивала своё мнение, она- своё. В основном, мы спорили по поводу маршрутов, улиц, туристических объектов. Бедная моя мамуля тогда точно натерпелась от меня! Я была несносным подростком, всегда имеющим перпендикулярное мнение обо всём. А корни этого поведения, как я это сейчас понимаю - в первом уроке критического мышления.

Своим детям никогда не навязываю моего мнения. Иногда они даже обижаются. Но это тоже оттуда - из моего детства.