Найти тему
Формула счастья

Священные Писания

Смысл священных Писаний

Смысл священных Писаний состоит в том, чтобы вести нас в определенном направлении. На санскрите это называется “диг-даршан”. Их указания часто кажутся туманными, почти обманчивыми и неконкретными, потому что направляют нас к Безграничному. Большая конкретика требует более глубокого погружения в океан реальности, изобилующий многими явлениями.

Ригведа
Ригведа

В нашем нынешнем положении они дают нам следующие указания: “Иди в том направлении, и ты найдешь нечто”. Данные указания могут носить общий характер еще и потому, что сообщаются людьми, обладающими различной духовной квалификацией. Но в данную эпоху нам даются точные указания, лишенные двойственности. Процесс познания является очень быстрым, эффективным и направлен на самую суть. Он исходит из двух источников.

Есть два типа бхагават: книга «Бхагаватам» и преданный бхагавата.
Фактически это одно и то же, потому что преданный бхагавата строит свою жизнь по книге «Бхагавате», изобилующей сведениями о Личности Бога и о Его чистых преданных, бхагаватах. Книга и личность бхагавата тождественны друг другу.

Преданный бхагавата - непосредственный представитель Бхагавана, Личности Бога, поэтому доставляя удовлетворение преданному бхагавате, можно обрести то же благо, которое приносит изучение книги «Бхагавата».

Шри Нарада, который в предыдущей жизни был сыном служанки, объяснил, как это происходит. Его мать прислуживала мудрецам, и он общался с ними. Принимая остатки их пищи и наставления, он получил возможность стать великим преданным Господа.

Шри Нарада
Шри Нарада

Таким образом сокровенное знание, содержащееся в письменных источниках, считается пассивным, а живыми носителями сокровенного знания являются святые. Они раскрывают суть священных писаний. Главой всех святых является Гурудев. Он разъясняет святые Писания относительно времени и места действия.

Шрила Шридхар Махарадж
Шрила Шридхар Махарадж

Шрила Шридхар Махарадж говорил, что преданные, воспринимая Писания как духовные личности, предлагают им гирлянды и совершают поклонение. Писания хотят, чтобы их проповедовали, и преданные становятся их посредниками и слугами. Бога не возможно познать, если Он Сам этого не захочет. Священные Писания говорят, что если мы искренни в своем желании встретить Его, то Он посылает к нам своих представителей и посредников, которые помогают осуществиться этому.

Главными посредниками в этом являются Гуру, писания и святые. Когда мы обретаем связь с ними, мы можем получить некоторое представление о природе Божественного. Такова сила духовного общения.

Риши Вьяса
Риши Вьяса

Божественные Откровения транслируется сюда по средствам, ведических мудрецов, которые осознали, постигли истину и делятся этими переживаниями с нами. “Риши” в переводе с санскрита означает “личность, которая видит истину”. Писания - это полученные ими реализации. Таким образом это знание принимает форму Откровения свыше.

Все писания записаны святыми. Они ничего не выдумывают и передают нам божественное послание в неизменном виде. В духовном мире нет и мысли об обмане, но разные святые находятся на разных уровнях сознания, и невежественным людям иногда кажется, что их откровения противоречат друг другу.

Император Парикшит хочет наказать Кали (олицетворение железного века)
Император Парикшит хочет наказать Кали (олицетворение железного века)

Ведические писания утверждают, что в Кали-югу (современную эпоху) религии как таковой не существует. Религиозные принципы, следуя которым человек может достичь духовного мира, утрачены на три четверти. Даже самые совершенные личности следуют им только на четверть.

Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами говорит в “Шри Чайтанья-чаритамрите”: “В Кали-югу есть только две вещи, которые можно назвать религией: это вайшнавы и их писания. Лишь они являются единственными здравомыслящими людьми. Все остальные похожи на существ, страдающих амнезией”.

Пятикнижие ШЧСМатха
Пятикнижие ШЧСМатха

Знания вайшнавов имеют универсальный характер, охватывают все сферы бытия и адаптированы по времени. Эти истины является откровением о природе Бога и передаются по цепи ученической преемственности. Эта ученическая линия подобна телескопу, в котором наши учителя предстают в виде линз, позволяющих нам разглядеть самые отдаленные уголки духовного мира. Обретая связь с нашей преемственностью, вы сможете увидеть мир Прекрасной Реальности. Личности, которые способны доносить эти знания, являются нашими гуру. Эти знания абсолютны, всеобъемлющи, и им можно доверять.

Источники ведического знания

Божественные Откровения содержаться в самых разных источниках, но самыми древними из них считаются Веды.

Веды
Веды

В “Шветашватара-упанишаде” говорится:

веда̄нте парамам̇ гухйам̇ пура̄калпе прачодитам
“Сокровенное знание Вед было открыто людям ещё в прошлую кальпу” (“Шветашватара-упанишада”, 6.22).

В Бхагавад-гите Господь Кришна так же говорит:

имам̇ вивасвате йогам̇ проктава̄н ахам авйайам
вивасва̄н манаве пра̄ха манур икш̣ва̄каве ’бравӣт
“"На заре творения Я открыл науку йоги, существующую вечно, богу солнца Вивасвану. Он передал ее своему сыну Ману (одному из прародителей человечества), а тот поведал ее своему сыну Икшваку (первому царю и основателю Солнечной династии на Земле)"(Шримад Бхагавад-гита, 4.1).

Шримад Бхагавад-гита
Шримад Бхагавад-гита

Бхагавад-гита, которая является неотъемлемой частью Вед, известна на Земле со времен Махараджа Икшвака, затем она вновь была изложена Арджуне пять тысяч лет назад Господом Кришной на Курукшетре.

Ягья - огненное жертвоприношение
Ягья - огненное жертвоприношение

Первоначально существовала одна Веда, и в ней отдельно указывались четыре вида жертвоприношений, которые должны были способствовать очищению человеческого сознания. С течением времени, однако, общество разделилось на четыре класса: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр, и четыре части изначального источника были выделены в самостоятельные произведения по видам жертвоприношений для каждой категории населения. Это было сделано для того, чтобы люди века Кали, находящиеся в невежестве и не отличающиеся особым интеллектом, могли на практике следовать им. Так появились самостоятельные разделы Вед: “Яджур-Веда”, “Риг-Веда”, “Сама-Веда” и “Атхарва-Веда”.

Кроме этого к Ведам относятся 108 Упанишад, которые представляют собой знание, передаваемое от учителя к ученику. В них описывается происхождение вселенной, природа и сущность Непроявленного, связь духа с материей и природа человеческой души. Описания исторических фактов и подлинных событий, которые содержатся в Пуранах, “Махабхарате” и Итихасах (исторических хрониках), были выделены в особый раздел, именуемый пятой Ведой.

Существует 18 Пуран, которые делятся на три группы: 6 саттвика-пуран в гуне благости, 6 раджасика-пуран в гуне страсти и 6 тамасика-пуран в гуне невежества. Пураны - это дополнения к Ведам. В них можно найти всё, что изложено в Ведах. Они раскрывают их внутренний смысл и подробно объясняют их учение. Для лучшего понимания философия Вед изложена в Пуранах в виде бесед и проиллюстрирована многочисленными случаями из истории. Они в мягкой и доступной форме учат: “Делай то, и не делай это”. Для людей с низким интеллектом, которые не обладают необходимыми качествами, чтобы понять суть трансцендентного знания Вед, была составлена “Махабхарата”.

Цель “Махабхараты” - подвести людей к пониманию Вед. Она включает Бхагавад-гиту, которая представляет собой краткое изложение Вед. Для тех, кто встал на путь духовного развития, она - первая книга для изучения. Современных людей больше привлекают занимательные истории, поэтому Господь Кришна изложил философию Вед в Бхагавад- гите в самой простой форме. В век Кали “Махабхарата” и Бхагавад-гита играют более важную роль, чем изначальные Веды.

Пятая цель

Веды были записаны мудрецом Ведавьясой и приобрели свой окончательный вид около 5 тысяч лет назад. Хотя Ведавьяса проделал гигантскую работу, он чувствовал неудовлетворенность. Обладая духовным зрением, он видел все негативные последствия надвигающейся эпохи и знал, что из-за длительного контакта с материей в течение многих миллионов жизней люди будут стремиться утвердить свое господство над ней. Они не будут чувствовать ответственности, которую налагает на них человеческая форма жизни. Видя бессилие людей противостоять негативным тенденциям, Ведавьяса пошел на компромисс и постарался ограничить их склонность к наслаждениям изложением регулирующих религиозных принципов. Нарада, любимый ученик Брахмы и духовный учитель Ведавьясы, упрекал его за то, что он дал людям оскверненные религиозные идеи, смесь духовного и мирского. “Подобные идеи уведут людей в ложном направлении.

Перов "Трапеза"
Перов "Трапеза"

Склонность к наслаждениям, - говорил он, - заложена в людях с рождения, и они будут следовать им даже под прикрытием религии. Малейшие отклонения на этом пути могут привести к губительным последствиям. Надо дать людям субстанцию, обладающую величайшим могуществом - описать трансцендентные деяния Верховного Господа, их красоту и привлекательность. Надо показать людям путь трансцендентного осознания. Услышав повествования о деяниях Господа и соприкоснувшись с Ним, люди смогут постепенно излечиться от материальных недугов. Когда путы частного интереса будут устранены, влекомые своим сердцем люди бросятся в сторону концепции Кришны, и в центре внимания окажется бхакти- йога, преданное служение». Нарада Муни наставлял Ведавьясу: “До этого ты указал четыре цели человеческой жизни: дхарму - благочестивая деятельность с соблюдением религиозных предписаний, артху - экономическое развитие, каму - удовлетворение чувств и мокшу - освобождение. Но это было лекарство для духовно больных людей.

 «Шримад-Бхагаватам»
«Шримад-Бхагаватам»

Теперь ты должен дать эликсир здоровым людям и указать пятую цель – бхакти, путь трансцендентного любовного служения Верховной Личности Бога. Без этого люди не поверят в нее!” Так перед наступлением Кали-юги появилась необходимость в явлении “Шримад-Бхагаватам”, плода всех ведических писаний, который должен был освещать духовный путь преданных, как солнце - дорогу путникам.

Явление “Шримад-Бхагаватам” происходило мистическим путем. Получив от Нарады особую мантру, Ведавьяса сосредоточил свой ум и увидел Абсолютную Личность Бога: Его внутреннюю, пограничную и внешнюю энергию, Его полные части и части полных частей. Но его особое внимание привлекли нежелательные страдания обусловленных душ, введенных в заблуждение внешней энергией. Затем он увидел средство, способное исцелить обусловленные души – процесс преданного служения. Этим средством является возрождение дремлющей в нас привязанности и любви к Богу.

Кришна Всепривлекающий
Кришна Всепривлекающий

Личная форма Господа Кришны настолько прекрасна, что в ней заключена вся привлекательность, всё блаженство и все вкусы. Если кто-то увидит ее, то уже никогда не захочет променять ее ни на какие материальные наслаждения, мистические силы и освобождение. Личные свойства и трансцендентные качества Господа поглощают все мысли и чувства чистого преданного. Он освобождается от стремления следовать любому из четырех прежних принципов религии.

Шрила Говинда Махарадж говорит, что Кришна подобен божественному магниту, и душа автоматически испытывает влечение к Нему. Если этого не происходит, то единственной причиной является то, что душа в данный момент покрыта толстым слоем грязи материального существования. Когда этот слой грязи удаляется, все вновь приходит в гармонию.

Путь богопостижения для нашей эпохи

Когда Господь Кришна покинул этот мир в конце Двапара-юги 5 тысяч лет назад, сын Ведавьясы Шукадев Госвами представил “Шримад- Бхагаватам” мудрецам, собравшимся в лесу Наймишаранья.

Шукадев излагает "Шримад-Бхагаватам" императору Парикшиту
Шукадев излагает "Шримад-Бхагаватам" императору Парикшиту

Выбор Ведавьясы был не случайным. Здесь собрались не простые люди, а мудрецы со всех концов вселенной, представлявших самые разные религиозные течения. Представить “Шримад Бхагаватам” должна была личность, трансцендентное положение которой не подвергалось бы сомнению. Такой личностью был Шукадева Госвами, который еще до рождения был освобожденной душой. Его не привлекало ничто материальное. Он был настолько чист и лишён скверны, что даже девушки не смущались его неприкрытого внешнего вида. В его изложении “Шримад-Бхагаватам” был представлен как зрелый плод и суть всей ведической мудрости. Господь Шива в подтверждение этого произнес однажды следующие слова:

ахам́ ведми ш́уко ветти
вйа̅со ветти на ветти ва̅
бхактйа̅ бха̅гаватам́ гра̅хйам́
на буддхйа̅ на ча ти̅кайа̅
[Господь Шива сказал:] "Я знаю. Шука знает. Вьясадев, может, знает, а может и нет. "Шримад-Бхагавагам" можно постичь лишь преданным служением, а не интеллектом или умственными измышлениями" ("Шри Чайтанья-чаритамрита", Мадхья, 24.313).

"Я знаю “Шримад-Бхагаватам”, слышал его неоднократно, Шука знает его, а вот Вьяс может знает, а может быть и нет”. Сам Ведавьяс, записавший “Шримад-Бхагаватам”, ставится под сомнение относительно понимания того, что в нём изложено. Это говорит о том, явление “Шримад- Бхагаватам” произошло мистическим образом и содержит сверхсубъективное духовное знание.

Центральное место в его представлении занимает не безличная концепция Бога, не представление о Боге как о Вишну или Шиве, а представление о Боге как о Кришне. Это не что-то сухое и абстрактное, но представление о Боге, где есть сок и нектар.

Веданта - заключение и венец Вед
Веданта - заключение и венец Вед

Мудрецы сравнивают Веды с деревом, которое приносит цветок в виде Веданты. Веданта - заключение и венец Вед. Подобно цветку, который вырастает на дереве, он заключает в себе всю суть ведической мудрости. Цветок дает то, что можно назвать плодом, даром ведического знания. Этим плодом является “Шримад-Бхагаватам”. В нем речь идет о Боге как о существе, которое способно чувствовать, любить и быть связанным со своими спутниками любящими взаимоотношениями.

Санкиртана - совместное воспевание святых имен Господа
Санкиртана - совместное воспевание святых имен Господа

Кульминацией “Шримад-Бхагаватам” является истина о нама-санкиртане, воспевании святых имен Господа. Источником всех разделов ведического знания является Бог, и Он полностью присутствует в своих именах. Они ничем не отличаются от Него и отражают все Его качества. Тот, кто искренне призывает имена Бога, постигает суть ведического знания. Методом богопостижения для данной эпохи станет повторение святых имен Господа. Для эпохи Кали-юги особенно рекомендуется совместное повторение Харе Кришна маха-мантры. Истина о том, что благодаря звуковой вибрации можно достичь освобождения, является сутью и сливками Веданты.

Ведавьяс и мудрецы
Ведавьяс и мудрецы

Когда “Шримад-Бхагаватам” был уже готов, к Ведавьясе пришли мудрецы, чтобы услышать о судьбе человечества в темный век Кали. Чем дальше он рассказывал, тем мрачнее становились их лица. Невиданные бедствия ожидали человечество в будущем, и их количество было сравнимо с океаном скверны. Но на лице его сияла загадочная улыбка, и это удивило мудрецов. Об этом они спросили Ведавьясу, и он поведал им, что благодаря характеру эпохи, в которую люди живут и в силу отсутствия у них необходимых качеств, им дается безошибочное указание и руководство, поскольку нет времени для медленного и постепенного приближения к Истине.

В "Шримад-Бхагаватам" говорится, что продолжительность жизни людей в Кали-югу будет невелика, а способность к концентрации весьма ограничена, поэтому процесс богопостижения направляется на самую суть. Это под силу только кришна-катхе, повествованию о Кришне. Оно подобно капле цианистого калия. Одной капли этой нектарной субстанции достаточно, чтобы пронзить оболочки ложное эго, освободить душу от оков кармы и открыть ей вход в вечную духовную обитель. В заключении Ведавьяса говорит, что “Шримад-Бхагаватам” словно солнце воссияет над миром и осветит тьму грядущей эпохи. Сам Господь в одеянии своей лучезарной энергии явится в этот мир, чтобы проявить к падшим душам наивысшую милость. Он принесет им то, что Сам для Себя считает самым желанным и дорогим – Божественную Любовь.

Яд и нектар

Читая “Шримад-Бхагаватам”, мы должны обращать внимание на то, что избрано для нас нашими учителями. Главным комментатором среди них является Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур

Есть определенные разделы “Шримад-Бхагаватам”, с которыми знакомятся все ученики, питающие в него веру. Простое извлечение информации не даст нам желаемого результата, так как накапливание духовных знаний может увести нас в сторону.

В “Бхакти-расамрита-синдху” Шрила Рупа Госвами предостерегает нас читать слишком много книг. Он говорит, что в этом мире есть много различных академических ученых, которые могут долго рассказывать о Боге и о преданности Ему, но в результате этого наша вера будет только разрушаться. Шрила Санатан Госвами проводит различие между теми, кого нам следует слушать и кого нам следует избегать. Он против идеи о том, чтобы слушать о Кришне от первого встречного: “Не слушай, если рассказчик не является подлинным преданным Господа. Это все равно, что принимать прасад змии. Когда змея касается молока своим ядовитым языком, оно становится отравленным”.

Змея пьет молоко
Змея пьет молоко

Если повествования о Кришне передаются без должного духа служения, то они оказывают разрушительное действие. Шрила Шридхар Махарадж имел обыкновение приводить пример одного из своих духовных братьев, профессора Нишиканты Саньяла. Если Гуру и вайшнавы советуют нам изучать то или иное Священное Писание, и мы делаем это, то такое изучение становится бхакти, преданностью. Но если мы читаем то же Писание сами по себе, то получаем гьяну, мирское знание.

Нишиканта Саньял
Нишиканта Саньял

Только лишь служение открывает доступ к Кришне. Служение – это тот поток, который свет. Это самопожертвование и самопредание. Изучая книги преданности, человек неизбежно должен обрести вдохновение служить, поскольку служение приносит нам реализацию - постижение того, что мы слышали и читали. В противном случае наш духовный опыт будет поверхностным. Но даже поверхностное соприкосновение с сознанием Кришны неизмеримо превышает опыт этого мира.

"Шримад-Бхагаватам"
"Шримад-Бхагаватам"

Шримад-Бхагаватам” - это объемное произведение, и в нем есть специальные разделы, которые рекомендованы преданным для изучения. Вначале его есть вступление, где Шрила Бхактивинод Тхакур рассказывает, что Сварупа Дамодар предстал перед ним и объяснил смысл первых трех шлок в понятиях самбандхи (положение души), абхидеи (метод духовной практики), и праёджаны (цель жизни).

В пятой главе первой песни Нарада Муни дает наставления Ведавьясу. Это считается началом “Шримад-Бхагаватам”. Вьяса будет медитировать на Абсолютную Истину с помощью мантры, полученной от Нарады, и позднее расскажет об увиденном своему сыну Шукадеву Госвами.

Шрила Сарасвати Тхакур замечательно отзывался так же о молитвах царицы Кунти. Она прославляет страдания и говорит, что когда они приходят, мы вновь вспоминаем о Кришне.

Далее по важности идет повествование о Парикшите Махарадже. В 3-ей песне есть наставления Капиладева, обращенные к Девахути, в которых содержаться объяснения, что такое бхакти-раса.

В 5-ой песне содержится учение Ришабхадева, обращенное к его сыновьям. В 6-ой песне – история Аджамилы и явление Вайкунтха-нама. Затем следует история Читракеты, повествующая о чистой преданности.

В 7-ой песне главное место занимает Прахлада Махарадж и Нрисимхадев. 8-я песня – лила Ваманадева и Гаджендры. В 9-ой песне - история об Амбарише Махарадже, и 10-я песня посвящена кришна-лиле.

Шрила Бхактивинод Тхакур обращает наше внимание на детские игры Кришны и не призывает рвануть на пролом к личностям гопи. 11-я песня посвящена Уддхава-гите.12-я песня предсказывает наступления Кали-юги и дает краткий обзор всего “Бхагаватам”.

В заключении “Шримад-Бхагаватам” говорится, что мы должны сосредоточить все наше внимание на нама-санкиртане, воспевании Святых Имен Бога. Это то, что постоянно совершают деревенские пастушки Вриндавана и то, что исходит от них. После ухода Господа Кришны “Шримад-Бхагаватам” стал основным произведением, в котором преданные черпали свое вдохновение. Они знали, что Господь никогда не покинет их.

Шри Чайтанья Махапрабху
Шри Чайтанья Махапрабху

Но в середине прошлого тысячелетия тьма века Кали настолько сгустилась, а преданные оказались в таком бедственном положении, что многие из них вынуждены были взывать к Господу и молить Его о приходе в этот мир. В 1486 году, чтобы восстановить справедливость, в этот мир явился Шри Чайтанья Махапрабху, Золотой Господь. Он был проповедником чистой любви к Богу, совершившим переворот в духовной жизни Индии XVI века. Его почитают как Верховную Личность Бога.

Он выполнил две задачи: принёс людям этого века махамантру:

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе

Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

и установил метод ее воспевания - нама-санкиртан - совместное воспевание святых имен Бога.

Эзотерическая задача состояла в том, что Шри Чайтанья Махапрабху пришел в этот мир как Шри Кришна, приняв настроение своей возлюбленной Шримати Радхарани и Ее сияющий облик. Он ощутил возвышенный вкус служения и аромат Ее любви к Кришне.

Если бы Шри Чайтанья Махапрабху не снизошел в этот мир, никто бы не узнал всего величия Его супруги. Без знания Её красоты и славы жизнь не имела бы смысла.

Шрила Сварупа Дамодар
Шрила Сварупа Дамодар

Деяния Шри Чайтаньи Махапрабху были записаны Шрилой Сварупой Дамодаром, который считается вторым «я» Шри Чайтаньи. В духовной иерархии Шрила Сварупа Дамодар предстает как Лалита-сакхи, ближайшая подруга Шримати Радхарани и возглавляет нашу линию ученической преемственности ШЧСМ.

Шрила Рагхунатх дас Госвами
Шрила Рагхунатх дас Госвами

Эти шлоки Шрила Сварупа Дамодар услышал от Шрилы Рагхунатха Даса Госвами, а Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами на основании его записей составил “Шри Чайтанья-чаритамриту”, которая является величайшим произведением теистической мысли в истории человечества.

Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами
Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами

Явление “Шри Чайтанья-чаритамриты” происходило также мистическим путём. Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами пишет: “Я - дряхлый старик, глаза мои уже не видят, меня мучает артрит, но трансцендентная истина изливается из меня в форме “Шри Чайтанья-чаритамриты”. Это пишу не я, а божественная сила двигает моей старческой рукой”.

                                          Шрила Джива Госвами
Шрила Джива Госвами

В дальнейшем это богатство хранили и защищали от всевозможных нападок Шрила Джива Госвами и Шрила Баладев Видьябхушан. Шукадев Госвами, Шива, Брама и другие полубоги стремятся обрести хотя бы каплю этой божественной субстанции. Поэтому самым главным писанием в данное время является “Шри Чайтанья-чаритамрита” с комментариями Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Благодаря ее свету самые важные положения «Шримад-Бхагаватам» предстают в истинном свете, и на них надо обратить наше особое внимание.

Деяния Шри Чайтаньи Махапрабху были описаны в двух произведениях и рекомендуются всем преданным для изучения. Это “Шри Чайтанья Бхагавата” - книга, написанная Шрилой Вриндаваном дас Тхакуром, охватывающая первую половину жизни Шри Чайтаньи Махапрабху, и “Шри Чайтанья-чаритамрита” в изложении Шрилы Кавираджа Госвами, освещающая более поздние игры Господа.

Махапрабху дает наставления Шриле Рамананде Раю
Махапрабху дает наставления Шриле Рамананде Раю

Одним из самых важных разделов “Шри Чайтанья-чаритамриты” является “Рамананда-самбандха”, разговор между Шри Чайтаньей Махапрабху и Раманандом Раем. Вторым важным разделом является “Санатана-шикша”, в котором Шри Чайтаньи Махапрабху даёт наставления Санатане Госвами. Затем в “Чайтанья-чаритамрите” есть раздел, называемый “Рупа-шикша”, наставления Рупе Госвами.

Три источника знания

Слово “Веда” с точки зрения грамматики имеет форму императива и переводится не как “знать” или “знание”, а “знай!” Это призыв к нам в повелительной форме и звучит как:

атха̄то брахма̄-джиджн̃а̄са
«Настало время вопрошать о Всевышнем» («Веданта-сутра», 1.1.1).

После того как вы достигли человеческого рождения и способны рассуждать, вы должны знать: “Вы – дети нектара, и пришли сюда из мира нектара. "Это ваш дом!” Слово “нектарный” означает "бессмертный", полный вечности и блаженства.

Веды
Веды

Веда – это божественный звук, который нисходит из мира Высшей Реальности и призывает: “Пробудитесь к своей истинной природе, природе ребенка земли нектара! Пробудитесь и начните искать Божественное!” Слова “после того, как вы стали людьми» подразумевают, что до того, как живое существо смогло стать человеком, оно блуждало по просторам мироздания, рождаясь и умирая в различных формах жизни.

Писания говорят, что лишь благодаря некой великой удаче живое существо встречает посредника истины. Его взгляды могут противоречить нашему ограниченному восприятию реальности, в которой мы живем, но оно истинно. В нас существует и живет очень сильная тенденция к самообману. Она является первопричиной нашего материального бытия и очень сильна. Даже в духовной жизни мы склонны обманывать самих себя. Признавая эту тенденцию, мы не можем быть заведомо уверены в правомерности наших суждений и верности намерений. По этой причине мы обращаемся к гуру, вайшнавам и писаниям.

Махапрабху и вайшнавы
Махапрабху и вайшнавы

Из Писаний мы получаем представление о природе Гуру и святых. Эти представления приводят нас к слушанию об этих материях от тех личностей, которые обладают знанием священных писаний. Когда мы слушаем этих представителей истины, некое особое вдохновение, связанное с этой личностью, может пробудиться в нашем сердце. Некое внутреннее чувство подскажет нам, что это - та самая личность и то самое место. Это некая потребность, которую испытывает сердце, и признание того, что есть какое-то богатство, в котором наше сердце нуждается.

Шрила Нароттам дас Тхакур
Шрила Нароттам дас Тхакур

Шрила Нароттама дас Тхакур говорил: “Эти три источника: садху - святые, шастры - писания и гуру - духовные учителя будут вести нас, и наше сердце будет отвечать, резонировать в унисон с тем, что приходит из этих источников”. Мы увидим, что все то, что говорят писания и святые, присутствует в личности определенного гуру. Мое сердце даёт внутреннее подтверждение и одобрение этому. Благодаря чтению писаний и общению с теми, кто выше нас, наша способность говорить о Безграничном, определять Безграничное и узнавать проявления Его в разных формах улучшается.

Аутентичность сокровенных знаний

Вайшнавы, идущие в ногу со временем, являются живым олицетворением священных писаний. Шрила Бхактивинод Тхакур говорил, что необходимо постоянное обновление и революция идей. Это было необходимо как пять тысяч лет назад, так и сейчас. Бхагавата-вайшнавы, преданные, обладающие подлинной концепцией, обновляют и освежают знание писаний в соответствии со временем и местом действия.

Риши - контактеры древности
Риши - контактеры древности

Истиной обладают не только те писания, которые пришли к нам их далёкого прошлого, но и труды современных ачарьев. Шрила Шридхар Махарадж говорит, что “риши прошлого ничего не создавали. Духовным зрением они видели мантры, которые приходили им на ум”. “Дришта, не шришта”, - говорил Махапрабху Санатане. “Дришта” означает, что эти явления пришли из духовного мира, и риши были первыми, кто их воспринял.

Но речь идёт о теизме в его неразвитой форме, так как риши являются свидетелями лишь двух концепций теизма - Брахмана и Параматмы. Концепция Абсолюта как Верховной Личности Бога дана в Ведах и Упанишадах лишь в очень приблизительной и неразвитой форме.

Бхагаван Кришна
Бхагаван Кришна

“Шримад-Бхагаватам” и учение Махапрабху представляют собой концепцию полноразвитого теизма. Бхагаван Кришна – это высочайшая форма развитого теизма, и тот, кто способен постичь Его, признать Его, и понять Его, становится обладателем высочайшей теистической концепции.

Любая мантра, пришедшая через вайшнава, обладает большей аутентичной ценностью. Они, проповедники и ценители высочайшего, посвятили себя этому. У них есть определённое положение в мире преданности, благодаря которому они способны чувствовать в сердце реалии высочайшей природы и открывать их широким массам. Таким образом, современные ачарьи занимают более высоко положение, чем риши прошлого.

Шрила Шридхар Махарадж
Шрила Шридхар Махарадж

Шрила Шридхар Махарадж приводит пример: “Предположим, что некая мантра пришла от Бхактивинода Тхакура, Прабхупады или другого почитаемого вайшнавского ачарьи. Если они почувствовали вдохновение дать её миру, то это в высшей степени реально и обладает гораздо большей ценностью, чем то, что было дано обычными риши”.

Шрила Санатана Госвами говорит: “Когда я пишу “Брихад-бхагаватамритам”, кто-то свыше заставляет меня это делать. Пишу не я. Я не в праве даже помыслить, будто могу вступить в гарем Кришны и сравнивать, что Рукмини - такая, а Сатьябхама - этакая. Кто я такой, чтобы делать это! Но кто-то заставляет меня это писать».

Шрила Кавирадж Госвами также подтверждает эти слова, говоря:

эи грантха лекха̄йа море ‘мадана-мохана’
а̄ма̄ра ликхана йена ш́укера пат̣хана
«В действительности "Шри Чайтанья-чаритамрита" не мое произведение; его диктует мне Шри Мадана-мохан (Шри Кришна). Я только повторяю за Ним, как попугай» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 8.78).

Мало того, сам Махапрабху заявляет: “Санатана, Я чувствую, что Кришна проходит через Меня, желая одарить тебя некой милостью. То, что говорю Я, просто пралап, чистый бред. Я Сам не знаю, что говорю. В сокровенных глубинах Моего сердца Я чувствую, что Кришна хочет одарить тебя милостью через Меня, но всё происходит словно в горячке, и Я не понимаю, что говорю”.

Вайшнавский фестиваль в Лахте
Вайшнавский фестиваль в Лахте

Если мы действительно поймём положение наших гуру, проповедников полноразвитого теизма, то водрузим их божественные имена на высочайший пьедестал в наших сердцах. В противном случае, мы будем лишь лицемерами, которые ничего не понимают.

Молния божественного откровения

Все в духовной реальности обладает природой чинмой, живой, сознательной субстанции. Эта субстанция не физическая, не ментальная, не интеллектуальная, а духовная. Это означает, что природа субстанции духа лежит за пределами восприятия ума и интеллекта. Это не так, что мы можем читать некие книги, а затем узнать природу этого. Мы говорим о Богооткровенном знании, которое явлено в Откровениях.

Пчела пытается попробовать мед
Пчела пытается попробовать мед

Это знание в высшей степени отличается от знания этого мира. Можно прочитать некую книгу и приобрести академическое и интеллектуальное понимание определенных вещей, но сути прочитанного так и не узнать. Сарасвати Тхакур часто сравнивал попытки познания Бога с усилиями пчелы, которая сидит на банке меда и пытается ощутить его вкус. Пчела может сколь угодно лизать банку с внешней стороны, но вкуса меда она так не узнает. Существует некий невидимый барьер - стекло. Этим невидимым барьером для нас является наш ум и интеллект. Они мешают нам познать вкус Божественной субстанции. Наши собственные, частные, местные средства познания не могут помочь нам в этом.

Из пещеры к солнцу
Из пещеры к солнцу

Примером может быть человек, который всю жизнь прожил в пещере, где не было ни окон, ни дверей. Единственный свет, который он когда-либо видел в своей жизни - это пламя свечи. Кто-то из внешнего мира может прийти и сказать: “Пойдем, я покажу тебе солнце!” Человек, который прожил всю свою жизнь в пещере, скажет: “Хорошо, я только возьму свечу”. А его товарищ ему: “Чудак! Чтобы увидеть солнце, свеча не нужна». А тот ему отвечает: “Ты что, сумасшедший! Что можно увидеть без света свечи?” “Нет, ты так ничего и не понял, - говорят ему. - Солнце светит своим собственным светом. Для того чтобы его увидеть, не требуется свеча”.

Когда речь заходит о Боге, мы также думаем, что вряд ли может быть что-то познано в этой сфере без помощи ума и интеллекта. Однажды к Шриле Сарасвати Тхакуру пришел богатый землевладелец, который все время задавал один и тот же вопрос: “Вы видели Бога? Вы видели Бога? Вы Его действительно видели?” На это Шрила Сарасвати Тхакур ответил: “Какая разница в том, видел я Бога или нет. Вы все равно не поверите мне. Вам самим надо обрести способность видеть Его, и тогда все вопросы отпадут сами собой!”

Вам самим надо обрести способность видеть Его
Вам самим надо обрести способность видеть Его

Наши учителя говорят: “Божественное находится за пределами восприятия ума и интеллекта. Бог обладает самосветящейся природой и лучезарен своим собственным светом. Нам надо обрести духовное зрение, чтобы увидеть Его”. Когда мы судим о природе Бога, то это не так, что Бог лишь относительно превосходит нас. Степень Его превосходства безгранична.

Материал составлен по лекциям Шрилы Б.С. Госвами Махараджа

https://cloud.mail.ru/public/xXEi/4bqWW9kL5

Следующая статья "Гуру" будет посвящена духовной линии учителей, ведущей в центр Абсолютной Реальности.