Пока во всём мире готовятся праздновать долгожданное пришествие следующего поколения консолей, в России даже далеко не самые бедные и скупые геймеры принялись прикидывать всякое к носу, пытаясь понять, а стоит ли некстгеновая овчинка таких-то трат?
Справедливости ради стоит упомянуть, что вот этот уже частично свершившийся, а частично грядущий скачёк цен на консольные игры вызван целым рядом независящих друг от друга причин. Тут и не лишённое логики желание издателей скорректировать цены на величину инфляции за последние годы, и уже совершенно нелогичная разница в ценообразовании между рынком США и рынком Европы, ну и конечно же очередные приключения нашего великого и могучего рубля, курс которого дико колбасит от каждого чиха и пука нашей столь же великой и могучей нефтяной экономики.
В самом ближайшем будущем все цены на ААА проекты следующего поколения будут исходить из минимальных 70$ для США (+10$) и внезапных 80€ (+20€) для чем-то провинившейся еврозоны, в которую по несчастью попадает и Россия с СНГ. Примечательно, что несмотря на то, что фактически мы находимся в европейской зоне, цены на первые игры для PlayStation 5 для нас не сконвертировали по текущему курсу. Так вместо «справедливых» 7300₽ мы ПОКА можем «порадоваться» играм по 5500₽ за штуку, что намекает на наличие некой всратой политики регионального ценообразования.
Почему всратой? Ну, хотя бы потому, что такая скидочка на сверхдержавность никаким образом не отражает саму логику и смысл этого самого регионального ценообразования. Логика там, кстати, довольно простая. Страшных денег стоит производство непосредственно программного продукта, а не его печать или тем более цифровое распространение. Грубо говоря, себестоимость копии игры почти нулевая, поэтому её невозможно продать «в минус», даже занизив цену в разы. А вот не продать копию вовсе и не получить ничего из-за «особенной» специфики того или иного регионального рынка — ситуация вполне реальная. Да, наш рынок совсем небольшой. Да, платформодержателям по большему счёту фиолетово, как продаётся их продукт в России и Восточной Европе, поскольку погоду делают США, Европа и Азия. Только вот на ПК регионалки отчего-то существуют, а ещё за Биг Мак мы платим в несколько раз меньше, чем американец или немец.
Подозреваю, кто-то уже догадался, на кой чёрт я приплёл Биг Мак в предыдущем предложении. Да, сейчас мы будем вместо PlayStation Russia считать, сколько на самом деле должны стоить игры для PS5, исходя при этом не из наших нищебродских хотелок, но из паритета покупательной способности россиян выраженной в Индексе Биг Мака. Big Mac Index — это такой простой и понятный инструмент измерения покупательской способности, любезно предоставленный нам самой обширной сетью дешманского фастфуда для самых широких масс. Кому если не бухгалтерам вездесущего McDonald’s знать, как именно нужно регулировать ценообразование в глобальных масштабах.
Итак, по состоянию на июль 2020 года (это последние данные) мы имеем следующую картину по интересующим нас регионам. В среднем по США за Биг Мак просят 5,7$ или 442₽ по текущему шаткому курсу. В усреднённом Евросоюзе придётся отдать 4,2€ — 381₽. В России же вражеский бутерброд стоит 135₽, и это самая низкая цена в мире после ЮАР. Кроме головокружительных перспектив по освоению фастфудного туризма эти данные предоставляют нам следующие коэффициенты недооценённости нашей национальной валюты: 3,27 по отношению к доллару, и 2,82 по отношению к евро.
А теперь то, зачем мы все тут собрались — вычисляем кристально чистую справедливость. Просто применим полученные коэффициенты к ключевым ценам на эти наши Демон Соулсы и вторые Хорайзены. Сконвертированные по курсу 80€ — это 7258₽ честной цены без регионалок, которые с учётом бутербродного индекса паритета покупательной способности чудесным образом превращаются в 2574₽. Уже не так страшно, правда? Ну, а если бы наши цены отталкивались от долларовых цен, то новые консольные ААА уходили бы по совсем уж фантастической цене в 1655₽.
Нетрудно заметить, что получившиеся числа очень похожи на те, что мы можем наблюдать сейчас в Steam, EGS, GOG и других магазинах игр для ПК, которые не чураются регионалок. Это так же наводит на мысль, что все эти конторы пользуются если и не Индексом Бик Мака, то аналогичными инструментами измерения покупательной способности, чтобы выступать на нашем рынке более эффективно. Что мешает внедрить такую же практику в консольный рынок — не совсем понятно. Впрочем, если вспомнить, что технически специальные цены вполне вероятны и проблему с недобросовестными перекупщиками из более «дорогих» регионов очень легко можно обойти, то причина тут, скорее всего, в банальном нежелании запариваться и что-то там изобретать. Sony и Microsoft слишком уж увлечены борьбой за крупнейшие рынки, чтобы отвлекаться на нашу бедную периферию.
Конечно, слишком уж серьёзно и близко к сердцу мои дилетантские подсчёты воспринимать не стоит. Мы тут не учитывали всякие таможенные нюансы, интересы продавцов физических копий, в какие-то политические и законодательные нюансы тоже не углублялись, хотя они наверняка присутствуют. Но так или иначе общая картинка получается плюс-минус релевантная и изрядно печалящая. По стечению не самых благоприятных обстоятельств нам придётся платить за любимые цифровые развлечения примерно в 3 раза больше, чем нужно было бы платить на рынке здорового человека. Ну, или не придётся, и приставки снова станут в нашей стране признаком большого достатка и беспримерного благополучия.
***
Отдельный пост про позиционирование PS5 на нашем весёлом рынке — читайте тут. Материал о том, почему настоящий некстген всё никак не приходит — здесь. Ну, а всего понемногу и без цензуры — на этом канале в Telegram.