Найти тему
Алексей Доронин

Радиоуправляемые танки: первые эксперименты в СССР и Германии

Идея управлять бронемашинами на расстоянии появилась в 30-х годах прошлого века. К 1939 г. на вооружении Красной Армии уже состояли небольшие "телемеханические группы", состоящие из телетанка (ТТ) с приемным устройством и танка управления - передатчиком (ТУ). Вооруженный огнеметом телетанк предназначался для атаки на укрепления противника. В танке управления находился только один человек, который не успевал одновременно вести свою машину, обозревать местность и давать команды телетанку. Это делало функционирование телемеханических групп неэффективным и встал вопрос об их ликвидации.

Телемеханическая группа. Фото из журнала "Техника и вооружение"
Телемеханическая группа. Фото из журнала "Техника и вооружение"
Управляющий танк ТУ-26.  Фото из журнала "Техника и вооружение"
Управляющий танк ТУ-26. Фото из журнала "Техника и вооружение"

Но летом 1939 г. в Автобронетанковом управлении Красной Армии (ГАБТУ РККА) появился новый проект, направленный на борьбу с ДОТами и тяжелыми танками. Его автором был инженер 2-го ранга А.Ф.Кравцев. Он предположил создать бронированную машину на основе танка (Т-26 или Т-40), либо трактора "Комсомолец". Эта "гусеничная торпеда" должна была нести 1500 кг. взрывчатки. Управлять самодвижущимся взрывным устройством предполагалось из танка или окопа. Впоследствии ходовую часть "торпеды" было решено усилить - по бронезащите она должна была превзойти тяжелый танк, а вес перевозимой взрывчатки - увеличить до 3000 кг. Предусматривалось, что "торпеда" сможет подвести взрывчатку с часовым детонатором к ДОТу, выложить ее, и отойти в безопасное место.

Тем временем началась война с Финляндией. Там Красная Армия пыталась использовать ранее созданные телемеханические группы, но успеха они не достигли. Их действиям препятствовали сильно пересеченная местность и полосы противотанковых заграждений. Не увенчались успехом и попытки подрыва финских укреплений: легкие телетанки легко расстреливались финнами еще на подходе. В этом плане идея Кравцова пришлась как более кстати.

Зимой 1940 г. была сформирована экспериментальная группа "Подрывник", состоящая из двух танков на основе ходовой части Т-26. Группа прибыла на Карельский полуостров, но опоздала - война уже закончилась. Испытания на местности прошли успешно: "подрывник" уверенно прокладывал дорогу через противотанковые надолбы и взорвал ДОТ. Правда, к ДОТу его пришлось подводить вручную - в лесу радиоуправление было невозможным.

"Подрывник" на испытаниях в Карелии.  Фото из журнала "Техника и вооружение"
"Подрывник" на испытаниях в Карелии. Фото из журнала "Техника и вооружение"

Повторные испытания прошли в августе 1940 г. на полигоне в Кубинке. С наземными целями "подрывник" справился. "Для поражения подземных целей, - говорилось в отчете, - необходимо выставление боковых наблюдателей, по примеру артиллерийской стрельбы". Было решено создать 6 групп (12 танков) для войсковых испытаний.

Однако советским телетанкам не довелось участвовать в боях. Телетанки, находящиеся в пограничных округах, были сразу уничтожены, либо эвакуированы в тыл. Аппаратуру с них сняли и использовали как обычные.

ГЕРМАНИЯ

Подобные работы шли в предвоенной Германии. Был создан "тяжелый носитель заряда" В-IV (Sd.Kfz.301) и "легкий носитель заряда" "Голиаф"(Sd.Kfz.302).

Немецкий В-IV Фото из журнала "Техника и вооружение"
Немецкий В-IV Фото из журнала "Техника и вооружение"

В отличие от советских экспериментальных "гусеничных торпед", их немецкие аналоги приняли участие в битвах Второй Мировой войны, в частности, на Курской дуге. С помощью В-IV немцы уничтожили там несколько советских танков и противотанковых пушек. Один танк был уничтожен и с помощью "Голиафа". Эффективность последнего, впрочем, была оценена советскими офицерами как "крайне низкая".