Попугаи – красивые, интересные и умные птицы. Многие люди держат их у себя дома в качестве домашнего любимца. Можно бесконечно наблюдать за их поведением и играми. Некоторые виды даже способны воспроизводить звуки и человеческую речь, и тогда общение становится занимательным приключением.
Попугаи могут воспроизводить свыше 280 слов, чередовать слова в предложениях, запоминать и использовать фразы в диалоге. Однако долгое время не было ответов на ряд вопросов. Осознанно ли попугаи разговаривают или просто комбинируют заученные слова и фразы? Обладают ли птицы пространственным или абстрактным мышлением? Могут ли предать эмоции посредством человеческой речи?
Ранее были сделаны выводы, что когнитивные и коммуникативные навыки у шимпанзе соответствуют возрасту 4-5 летнего ребенка, а дельфинов - 3-4 летнему ребенку в человеческом эквиваленте. Навыки попугаев до некоторого времени были мало изучены.
Огромный вклад в изучение когнитивных способностей у попугаев внесла профессор психологии Айрин Пепперберг. Работая над диссертацией по теоретической химии в Гарварде, ей попался цикл передач о коммуникативных особенностях животных и птиц.
Особенно ее впечатлили съёмки об особенностях общения между птицами. Закончив диссертацию, доктор Пепперберг решила провести собственное исследование.
Так, в 1977 году начались беспрецедентные исследования, перевернувшие представления о восприятии и общении птиц. Для соблюдения «чистоты эксперимента» из нескольких африканских серых попугаев наугад выбрали одного, которого назвали АЛЕКС (по первым буквам названия исследовательского проекта).
Для обучения Алекса разработали метод - «треугольник», построенный на конкуренции и включающий двух наставников и одного ученика. Наставник давал задание, а второй наставник исполнял роль ученика, показывая, как правильно выполнить задачу. Ученик-Алекс, должен был повторить правильное выполнение.
При этом «наставник» и «наставник-ученик» были взаимозаменяемы. Алекс, пытаясь конкурировать с «соперником», быстро осваивал новые навыки.
После закрепления одного навыка, команда переходила к другому, более сложному. За 30 лет эксперимента Алекс продемонстрировал способности, которые, как считалось ранее, птицам не свойственны.
В процессе обучения попугай достиг когнитивных и языковых способностей на уровне 4-летнего ребёнка. Словарный запас Алекса составлял около 160 слов, из которых он строил осмысленные фразы, формулируя желания. Также он умел считать до 8 и читать несложные слова по слогам, идентифицировал объекты по материалу, цвету, форме, количеству.
Вдохновленные успехами Алекса, ученые через некоторое время добавили в проект ещё двух попугаев – Артура и Гриффина, обучение которых также даёт ощутимые результаты. Для поддержки проекта создали фонд Алекса, где любой желающий может помочь материально развитию проекта.
Методика из эксперимента активно используется в терапии детей с ограниченными возможностями и больных аутизмом. Также методы, применённые в проекте, используются для создания мало затратного искусственного интеллекта.
Успех исследования подтолкнул учёных к изучению особенностей восприятия и взаимодействия птиц и, возможно, скоро мы узнаем о них много нового и познавательного!
Вы нам очень поможете, если поделитесь статьей в соцсетях и поставите лайк. Спасибо вам за это.
Любите животных? Посетите наш второй канал «Зверски интересно».