Алексей Михайлович Матиясевич родился 17 сентября 1905 года в Смоленске в семье царского офицера Михаила Степановича Матиясевича. Михаил Степанович отличился в войнах и дослужился до полковника, а все пять его сыновей, включая Алексея, стали впоследствии кадровыми офицерами. После революции - на стороне красных, в гражданскую войну – командовал армиями. В тридцатые годы неоднократно арестовывался по ложным обвинениям в контрреволюционной деятельности.
Морская биография шестнадцатилетнего Алексея Матиясевича началась в 1921 году. В сибирском Красноярске «высокорослый» пятнадцатилетний паренек «мучился» на подготовительных курсах, с «четырехлетним образованием, тем более после трехлетнего перерыва в учебе, ходить на занятия» политехникума» бесполезно».
Как рассказывал позже сам Алексей Михайлович:
«Однажды в апреле, проходя мимо управления Енисейского пароходства, я увидел объявление о наборе команды для судов экспедиционного плавания. Не задумываясь, я тотчас подал заявление, прибавив себе более полутора лет: мне еще не исполнилось шестнадцати, а я написал, что идет уже восемнадцатый год. Роста я был высокого, а паспортов тогда не было.
Через несколько дней, к моей радости, в списке зачисленных в команду для отправки в Архангельск значилась и моя фамилия.
Родители, узнав о моем самостоятельном решении, сначала протестовали, мама даже всплакнула, но моя настойчивость взяла верх...»
Надо отдать должное А.М. Матиясевичу, бежал не от «учебы». Бежал в жизнь, набирать опыта. А необходимость получения специальных знаний он осознавал с полной ответственностью. Уже на следующий год, поработав матросом на буксирном пароходе «Амстердам» на перегонке речных судов Северным морским путём из Мурманска в Красноярск, поступил на судоводительское отделение Киевского водного техникума, в 1927 году окончив, - в Ленинградский морской техникум водных путей сообщения.
После окончания учёбы в 1931 году ходил в качестве помощника капитана, старпома, капитана на кораблях Дальневосточного, а затем Балтийского, пароходства.
В 1936 году старшим помощником капитана ледокольного парохода «Анадырь» участвовал в особой экспедиции по проведению эсминцев «Сталин» и «Войков» из Кронштадта во Владивосток Северным морским путём. За успешное выполнение задания награждён орденом «Знак Почёта».
В 1937 году опять же в должности старпома ледокольного парохода «Моссовет» Алексей Матиясевич участвовал в переходе из Мурманска в Петропавловск-Камчатский за одну навигацию. На обратном пути шедший рекордными темпами пароход, взявший на Камчатке большой запас угля, по приказу руководства задержался во льдах для помощи другим судам, несмотря на благоприятные условия для завершения своего похода. В итоге «Моссовет» остался во льдах на зимовку вместе с ними.
В мае-июле 1940 года участвовал в переводе закупленных в Голландии судов из Роттердама в Ленинград, во время этой командировки Голландия была захвачена гитлеровцами. В пути караван, шедший с ясными обозначениями нейтральной страны был обстрелян самолётом с британскими опознавательными знаками. Неизвестно, был ли это действительно британский самолёт или имела место немецкая провокация.
В ноябре 1940 года молодой моряк, но уже с двадцатилетним стажем, Алексей Матиясевич был направлен на Высшие специальные курсы командного состава Краснознамённого учебного отряда подводного плавания (КУОПП) имени С.М. Кирова, которые успешно окончил в 1941 году уже после начала войны, получив назначение на должность старшего помощника подводного минного заградителя «Лембит» под командованием В.А. Полещука. Вскоре после того, как В.А. Полещук был назначен командующим дивизиона, А.М. Матиясевич стал бессменным командиром «Лембита» до 1946 года.
В последних числах августа 1941 года в составе экипажа подлодки Алексей Матиясевич участвовал в беспримерном по сложности и боевой обстановке Таллинском переходе кораблей Балтийского флота из Таллина в Кронштадт.
За время войны «Лембит» под командованием А. М. Матиясевича совершил пять минных постановок, выставив 100 мин, провёл 8 торпедных атак (выпущено 13 торпед). По послевоенным подсчётам командования Балтийского флота торпедами и минами лодки А.М. Матиясевича было потоплено 21 судно и 4 повреждены. По современным данным, составленным по спискам потерь воюющих сторон за годы войны под командованием Матиясевича «Лембит» потопил торпедами датский пароход (13 октября 1944), немецкий тральщик (15 октября 1944), предположительно потопил немецкую подлодку U-479 (12 декабря 1944 - в результате столкновения в подводном положении, было ли это действительно столкновение с подводной лодкой, и была ли это U-479 - достоверно неизвестно).
Самый известный из походов подводной лодки – сентябрьский 1942 года. 14 сентября после успешной двойной торпедной атаки «Лембит» подвергся особенно ожесточённой атаке сил противолодочной обороны, в результате которой произошёл мощный взрыв в аккумуляторной батарее командного отсека и начался пожар. Как правило, в такой ситуации даётся команда на всплытие. Капитан мгновенно оценил обстановку, отдал распоряжения по тушению пожара и эвакуации раненных, успешно организовав борьбу за живучесть. Необнаруженная лодка легла на дно, последствия повреждений устранялись в течение суток. Корабль успешно вернулся на базу на одной аккумуляторной батарее, погибших не было.
За тот поход многие лембитовцы были награждены орденами и медалями. А.М. Матиясевич был представлен к званию Героя Советского Союза, но не получил эту награду, указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1943 года был награждён орденом Ленина. За успешную боевую деятельность экипаж подводной лодки «Лембит» награждён орденом Красного Знамени.
В 1994 году ветеранская организация подала ходатайство о присвоении А.М. Матиясевичу звания Героя России на основании архивного представления от 1942 года.
Алексей Матиясевич не дожил до награждения медалью Золотая Звезда, скончавшись 28 января 1995 года в Санкт-Петербурге на девяностом году жизни. Похоронен на Серафимовском кладбище, проводить в последний путь ветерана пришли родные, его ученики, сослуживцы, флотские ветераны.
Анонимный авторы интернет-ресурса «Википедия» обходят стороной обсуждение причины, почему в годы войны Алексей Михайлович не получил звезду Героя. Хотя ответ был однозначен: из-за репрессированного отца, героя гражданской войны Михаила Степановича Матиясевича. Перестраховались в политотделе!..
В статье о самой лодке «Лембит» этот вопрос даже не затронут. Постсоветской заслуженное награждение обыграли так, что создается впечатление, что признание заслуг легендарного подводника было взято под сомнение.
И из-за чего? Ссылаются на контр-адмирала В. С. Козлова, который пишет, что «звание Героя Матиясевичу не было присвоено своевременно из-за его критики «Атаки века», в которой «С-13» потопила немецкий транспорт «Вильгельм Густлофф»».
Приходится только удивляться: нет звезды Героя – нет места в «Морском биографическом словаре» (автор – В.Д. Доценко. (СПБ, 1995)). Подвиг не замолчать, - во «Морском энциклопедическом словаре» (Том 2.СПБ, 1993) место для подводной лодки «Лембит» нашлось, а вот ее командиру нет…
Но историческая справедливость не могла не восторжествовать!
Навигатор: Морской Хронограф Calendar