О Михаиле я узнал из социальной сети в Вконтакте. Уже не помню деталей, но суть в том, что его посты часто были мне интересными и вызывали у меня отклик, понимание и уважение к человеку, который их пишет. Со временем я узнал о Михаиле больше. И чем больше я узнавал, тем интереснее мне становился этот человек, который каждый день живёт практикой и изучением боевых искусств, отдаваясь этому делу искренне и с душой.
Первый традиционный вопрос: как и когда вы начали свой Путь в мир боевых искусств?
Я бы сразу разделил на то, когда я начал тренироваться, и когда началось то, что вы назвали Путь. Думаю, не совсем тождественные вещи).
В 14 лет, будучи закостенелым ботаником с букетом различных заболеваний, пришел в секцию рукопашного боя в своей школе. На тот момент там были уже почти все мои одноклассники. Через какое то время остались я и еще пара моих товарищей. Ну а мотивация была крайне проста – часто били). На пике всепоглощающего бессилия перед любым конфликтом увидел на экране Брюса Ли и понял, что попал). Походы в видеосалоны того времени сравнил бы с религиозным ритуалом, аналогичные эмоциональные переживания. Думаю, подобных историй тысячи...
Секцию рукопашного боя вел бывший десантник, хороший и простой мужик с философией «если хочешь научиться драться, то надо драться». По этой причине после обретения мало-мальских кондиций и техники, которую, к слову, черпали отовсюду – из журналов «Здоровье» и «Спортивная жизнь России» до тех же видеосалонов, – мы, по сути, занимались самообразованием. То есть, учить нас драться особо не учили, полагаясь на то, что количество спаррингов, возможно, когда-нибудь перейдет в качество. Это можно назвать «боевым», но не «искусством» уж точно. А хотелось иного. И я стал искать дальше...
А вот то, что с оговорками можно назвать 道, иначе «Путь», произошло значительно позднее, лет на 25 :)). По сути, это точка невозврата, когда все видимые мотивации себя изжили, потеряв всякий смысл. Остается только следовать самому себе, делать каждый день то, без чего просто перестанешь существовать. И речь не о физической смерти, есть вещи похуже.
Начало Пути, когда все предыдущие события, словно перекрестки в лабиринте, неизбежно вели к различным ситуациям, встречам, людям. Многое из этого к кунг фу прямого отношения не имело. Но каждый подобный опыт меняет тебя.
В сущности, для меня не так важно было, каким направлением, стилем заниматься. Я видел человека, представляющего стиль, школу, и спрашивал себя, хочу ли быть со временем похожим на него. Ведь практикуемое сделало его таким, вернее, усилило уже имеющиеся человеческие качества. Но бывало и по-другому – шел именно изучать Метод. То есть, принимал передающего его мне человека таким, какой он есть, вне определений.
Сейчас вы изучаете и преподаёте не одно боевое искусство. Расскажите, пожалуйста, немного о том, каким направлениям вы сейчас себя посвящаете и почему именно им?
В разное время в сфере интересов было много всего, от бразильского джиу-джитсу и кэндо до капоэйры и пенчак силата. В настоящее время сфокусировался на изучении двух японских школ ко рю – Катори Синто рю и Кукамисин рю. Также посвятил себя двум китайским направлениям, тайцзи цюань семьи Чэнь и вин чунь семьи Яо. Последние пару лет практикую багуа чжан (Сунь ши).
Почему именно это? Сложно сказать однозначно... Но думаю, что отталкивался от человека. Встречая того или иного мастера, представителя стиля, я по-хорошему очаровывался не столько его умениями, боевыми навыками, сколько тем, как этот человек живет, что несет в этот мир, каков он не только в стенах додзё, но и за его пределами. Мне реально везло на наставников. Со своей стороны стараюсь, говоря простым языком, не промахать то, что передают. Это требует определенной дисциплины – тяжело тянуть на себе одну школу, а тут такая коллекция)). К слову, именно грамотная передача метода моими наставниками позволяет сохранить чистоту стиля, культивировать правильный движок школы, увязывая все техники в одном теле. Бывало и такое, что различные движки конфликтовали между собой, и приходилось раз за разом становиться «чистым листом». Лишь со временем, запитав себя достаточно, можно говорить о том, что любое действие – будь то удар или прием пищи – это, к примеру, тайцзи или кэндзюцу. Все, что бы ни делал, выражает собой суть того, чем занимаешься. Но мне до этого еще далеко)).
Вы упоминали "точку невозврата", когда вы действительно начали идти по Пути. Этот момент связан с каким-нибудь событием, есть ли у вас воспоминание, ассоциирующиеся с этим осознанием себя на Пути боевых искусств?
Или это произошло незаметно для вас?
Пожалуй, здесь имеет место накопительный эффект, то есть не было конкретного события. Но была череда кризисов, вызванных различными событиями прошлого. Все вокруг рушилось, держался только за постоянные тренировки. Думаю, что именно дисциплина, ставшая в тот период вопросом выживания, привела со временем к естественности практики боевых искусств. Как ежедневная чистка зубов.
Можно сказать. что для меня боевые искусства – это прежде всего способ изменить себя к лучшему. А уже потом средство изменения кого-то другого)).
Вот вы как раз опередили мой следующий вопрос :)
Но тем не менее я его задам.
Какое бы вы дали общее определение термину «боевые искусства»? И что такое боевые искусства именно для вас (если есть что добавить к уже сказанному)?
Боевые искусства – это поход за Силой. Всегда. А вот как её использовать во благо, как не стать её рабом? Эти вопросы лично для меня более значимы, чем техника. Степень ответственности должна расти соизмеримо росту силы от практики боевых искусств. Обладаешь силой, значит, должен держать ответ. Только сильный человек может измениться сам, а вместе с собой изменить и окружающий его мир к лучшему. Однако это, на мой взгляд, должно происходить как бы само собой, естественно. Хотя порой действовать адекватно означает действовать молниеносно).
Какое одно из самых ярких для вас воспоминание связанное с началом вашего Пути?
Яркое воспоминание означало бы, что я знаю точное время этого «начала». Но мне трудно привязать это к какому либо событию. Скорее всего, его просто не было. Интересно, что события, которые могут считаться яркими (экзамен на черный пояс, успех на соревнованиях) лично у меня с понятием Пути никаким образом на связаны). Все идет своим чередом.
Какие личности вас вдохновляли вначале, когда вы только прикасались к боевыми искусствам, и кто вдохновляет сейчас?
Пожалуй, главный мотиватор детства и ранней юности – это мой отец. В прошлом призер чемпионата Союза по греко-римской борьбе, до сих пор каждое утро на пробежку выходит. Отец не жил с нами, но часто забирал к себе на выходные. Ну и с раннего утра – подъем, пробежка вдоль берега Оки, затем швырял меня в воду, я выплывал, а на берегу дерево растет – двадцать ударов ногами по стволу... В общем, я отца ненавидел)). Поскольку большую часть времени проводил у бабушки, где в воскресенье можно смело проспать до обеда, а когда проснешься, на кухне уже свежие пирожки с капустой, выходные у отца были тем еще стрессом. Думаю, что, придя в 14 лет на рукопашный бой, в том числе хотел доказать отцу, что сам чего-то стою. Он, кстати, отреагировал очень ровно. Сын-ботаник пошел на рукопашку, это нормально)). Он вообще спокойно реагировал на все, в том числе на мои проигранные соревнования. И сейчас такой же). Оценить то, что вкладывал в меня отец, смог значительно позже...
Вторым человеком, повлиявшим на меня, был мой первый шифу по тайцзи и багуа, Чернэ Олег Михайлович, более известный как Чом. Личность колоссальная. Первым указал на необходимость системного подхода в практике, первый говорил о важности понимания Метода, о том, что любая практика должна следовать сезонным изменениям. То есть, летом хорошо заниматься одним, зимой другим, и опираются эти знания на природный календарь, на физиологию. Даже сейчас мало кто так занятия свои выстраивает, и личные, и групповые. Чом привнес в мою жизнь понятие «даосская практика», не столько как традиция, сколько навык постоянного анализа своих действий и окружающего пространства в русле практики. Есть действия, которые нас питают или разрушают. Какими действиями наполняешь себя – твой выбор.
Плотность ритма взаимодействия и повышение требований со временем выросли настолько, что в какой-то момент понял – не выдерживаю. И после 17 лет взаимодействия с мастером осознал, что дальше придется идти одному. К тому же, стали появляться вопросы (в первую очередь по боевой составляющей практики), на которые мастер ответить не мог. И я стал искать дальше...
Бесконечная благодарность Олегу Михайловичу, что через него, прямо или косвенно, удалось познакомиться и получать наставления у выдающихся мастеров нашего времени –
Идэ Кацухико-сэнсэй (8-й дан ханси йаидо), Уэхара Китио сэнсэй ( 7 дан кендо, кёси),
Бандейра, Браулино, Вагнер Буэно (мастера капоэйра), Чэнь Сяован (тайцзи цюань Чэнь ши, гранд мастер). Однако двух своих наставников, у которых имею честь учиться до сих пор, я бы выделил отдельно.
Еще во времена обучения у Чома познакомился с Сергеем Александровичем Бабкиным, инструктором по Катори Синто рю. Пришел как-то раз на тренировку, и вот уже 13 лет, как не выпускаю меч из рук). До встречи с Сергеем-саном тоже проявлял интерес к ко рю, старым японским школам боевых искусств, однако не представлял себе, насколько эта школа может быть интересна и практична! Безусловно, сейчас другое время, мы не ходим по улицам с мечами и нагинатами). Тем не менее, методы школы, доказавшие свою жизнеспособность в веках, вполне применимы и в нашей реальности. Это касается не столько техники боя, сколько принципов, которые могут быть в основе человеческого общения, выстраивания бизнеса, отношений в семье. В этой связи сложно назвать школы ко рю «музейным экспонатом», особенно если видеть в этом не просто мордобой, а систему развития.
Как обычно, многое зависело от личности наставника! За Сергеем-саном хотелось следовать, заниматься тем же самым. Он настоящий самурай, бесконечно преданный своему делу. Его энциклопедические знания поражают меня до сих пор. Но, пожалуй, главное достоинство сэнсэя – он постоянно находится в процессе познания, учится чему-то, систематизирует свои знания. Сергей-сан много пишет, переводит с английского и японского, его стараниями мы имеем в свободном доступе множество материалов по ко рю, и не только. Стоит отметить, что Сергей Александрович отличный реабилитолог, практикующий йогин с многолетним стажем.
В какой то момент сэнсэй стал проявлять интерес к другой школе ко рю, Кукамисин рю, и я не раздумывая устремился вместе с ним в это удивительное путешествие. Многое уже пройдено, но впереди по-прежнему бесконечность).
История с Дмитрием Николаевичем Крашенинниковым, моим нынешним шифу в тайцзи цюань, багуа чжан и вин чунь, в чем-то похожа). Пары дней совместных тренировок и общения хватило – понял, что, чем бы он ни занимался, что бы ни изучал, я буду изучать это вместе с ним! Независимо от погоды, курса евро и правящей партии:). И начали мы с «вечной весны»...
В общении за чаем шифу неоднократно указывал на уникальность вин чунь Яо Цай как метода, сохранившего в себе жемчужины настоящего гун фу. Что-то заставило Дмитрия, человека с колоссальным опытом в боевых искусствах, остановиться именно на этой школе вин чунь, и для меня первое время этого было достаточно. Раз шифу говорит, значит, так и есть! Шаг за шагом, осваивая вин чунь Яо, я имел возможность сам убедиться, что за словами Дмитрия стоят реальные знания «того самого кунг фу», которые многие ищут, но не все находят. Школа Яо дает ответы на вопросы, которые ранее меня, да и моих коллег из других систем, неизбежно ставили в тупик. Вин чунь Яо Цай выставляет серьезные требования к изменению кондиций тела, без которых это будет просто такая странная архаичная рукопашка, к слову, не самая интересная и эффективная! Ответы кроятся в ключах, не в приемчиках и количествах изученных тао лу. Так было и есть в традиционных школах гун фу, которые еще изредка можно встретить в различных уголках Поднебесной.
Если мой вин чунь начался с Дмитрия, то тайцзи я занимался задолго до нашего знакомства, и поскольку здесь «личная история» было побогаче, был в себе уверен. Но стоило лишь прикоснуться к тайцзи шифу, попробовать его на вкус, все сразу прояснилось – я был так подавлен собственным бессилием, что был на грани депрессии. Чем я занимался столько лет? Неужели ни в нэйгун («внутренних наработках»), ни в туйшоу (парная работа) ничего из себя не представляю?
Вот где по-настоящему пришлось стать "чистым листом"! Несколько лет понадобилось на перестройку восприятия практики, которая ранее была более умозрительна, чем физиологична. И уже в этом году, по «наводке» Дмитрия, я стал заниматься под руководством Чэнь Цзыцзюня, мастера тайцзи цюань семьи Чэнь в 20-ом поколении.
Начался новый этап осознания практики.
Какие из перечисленных вами систем наиболее гармонично дополняют друг друга, а какие наоборот конфликтуют, на ваш взгляд?
Удивительно, но больше всего между собой конфликтовали движки двух школ ко рю, Катори Синто рю и Кукамисин рю. Притом что Куками когда-то вышла из Катори. Разные кондиционные требования, разные рабочие дистанции. В этой связи интересно, что на мой взгляд Куками ближе к тайцзи, чем ко многим своим японским собратьям).
Цзибэньгун (база), нэйгун (внутренние наработки) в каждом стиле свои, однако с позиции юнфа (боевого применения) вин чунь, к примеру, очень схож с багуа чжан. Но здесь мы уже переходим в практическую плоскость, требующую серьезных разъяснений, что, на мой взгляд, уже за гранью нашей беседы).
Увязать различные движки в одном теле – одна из задач, которую ставлю для себя в практике.
На самом деле очень интересно, как различные школы дополняют друг друга, или наоборот, не могут работать вместе. Но да, тема не простая для текстового интервью)
Да, тема значительно глубже, чем «а давайте к усам Ивана Кузьмича приделаем бороду Ивана Филиппыча»)).
Можно ведь изучать что-либо специально для дополнения, собирать недостающие кусочки мозаики.
Меня не устраивало отсутствие в традиционном дзю-дзюцу свободного рандори, и я параллельно пошел на бразильское дзю-дзюцу, там минимум по четыре схватки за тренировку. Зато теперь, работая ката тайдзюцу, я понимаю, что такое честный захват, понимаю и могу делать кудзуси (выведение из равновесия) не формально, а опять же, честно). Так же и с оружием.
То есть спарринговая практика позволила вам лучше и глубже понять традиционные техники?
Отсутствие какой-либо свободной, приближенной к поединку работы в традиционных боевых искусствах не кажется ли вам большой проблемой?
Ведь отсутствие этого опыта обрекает адепта на неправильное наполнение техники и накопление малых ошибок, ведущих к утере смысла движения. Или вы не согласны с этим мнением?
Знаете, здесь надо сразу определиться, какие задачи ставит перед собой конкретный занимающийся. Что для него «боевое искусство»? Ведь большинство людей, раз за разом переступающих порог додзё, не дерутся в подворотнях или в октагоне. И если молодым людям еще хочется что-то доказывать, то чем дальше, тем эта проблема беспокоит все меньше. Профессионально занимается боевыми искусствами не так много людей во всем мире. И если для человека не стоит вопрос выживания, и деньги он зарабатывает в офисе, а не в клетке, то необходимость в поставленном ударе резко снижается. Опять же, Уголовный Кодекс, мягко говоря, не поощряет применение полученных навыков при самообороне.
В общем, потребность у среднестатистического занимающегося учиться применять традиционные техники невелика. Современное спортивное ушу по большей части это комплексы тао лу, которые танцами только ленивый не называет. Практикуя ко рю, мы изучаем различные методы работы с оружием и рукопашного боя по средствам практики ката, но свободного рандори там как такового нет. Ко рю сегодня не для драки.
Не смешивая в один винегрет традицию и спортивную составляющую боевых искусств, стараюсь практиковать их равнозначно. Занимаясь вин чунь и не практикуя при этом спарринг, могу сколько угодно убеждать себя и окружающих в том, что, когда придет время, все «будет работать». Но спарринг это отличный стрессор, как и соревнования. И если я не буду отрабатывать технику в условиях , когда против меня мотивированный оппонент, как могу быть уверен в успехе?
Для меня спарринговая работа – это необходимый опыт. Однако спарринг, думаю, необходимо также изучать, необходим свой метод его освоения. Это не просто регулярный махач, который, возможно, куда-то приведет.
Зачем же, в таком случае, сегодня нужна традиция? Традиция представляет собой уникальный пласт тренировочных методов, в системе которых бой это лишь один из множества аспектов практики. Традиция позволяет проработать тончайшие моменты внутренней работы и парного взаимодействия. В конце концов, школы, подобные Катори и Куками, шлифовали себя в непростые времена, закалялись в войнах и дуэлях. Было бы неверно пренебречь таким ценным опытом!
Согласен с вами.
Однако думаю, что даже не привязывая практику к умению драться на улице, понимание того, как это бывает в стрессовых ситуациях, довольно сильно меняет отношение и качество выполнения тех же традиционных методик. Повторюсь: не ради того, чтоб качественно бить кого-то, а чтобы делать движение более искренне и, как следствие, более эффективно для изучения и понимания метода.
Не в коем случае не говорю, что бой – это самое главное в практике и что он нужен всем, но это весьма важная часть, позволяющая методу оставаться более живым.
Извиняюсь🙏, не удержался и вставил своё мнение.
Да, конечно, полностью согласен!
Один из моих наставников в Катори так и говорит постоянно – «бейте искренне!»
Вот, да!
Искренность очень важная штука в боевых искусствах, но и очень непростая.
Собственно, боевые искусства это и есть в чем-то воплощение искренности. Пафосно, но как-то так понимаю)
Вау, это прям очень близко тому, как я это озвучиваю и как чувствую
Радостно видеть человека, близкого по взглядам в такой теме!
Взаимно :)
Давайте на время отвлечёмся от боевых искусств в общем и попробуем узнать чуть больше именно о вас.
Можете назвать главные или любимые для вас книги? Хотя бы три, но можно и больше.
Первая и главная – «Капитал» Карла Маркса. Главная, потому что начал читать много лет назад, да все не осилю). Но полон решимости!
Вторая – «Хохот шамана» Владимира Серкина.
Третья – «Чапаев и Пустота» Виктора Олеговича Пелевина.
Отметил бы еще «Подвижник огня» Икэгути Экана, "Преступление и наказание" Федора Михайловича, «Хроники Дао» Дэн Миндао.
Мои настольные книги последнего времени – Сунь Лутан и его труд «Изучение багуацюань» Глеба Николаевича Музрукова и «Практическая фонетика современного китайского языка» Хань Даньсин. :)
А кино? Что из кинематографа занимает особое место в вашем сердце?
Пожалуй, «Мертвец» Джима Джармуша. Это прямо в десятку. «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы где то рядом. «Амэ агару» Такаси Коидзуми. Весь Куросава. Фильмы Сюй Хаофэна («Судья лучник», «Мастер»), Ким Ки Дука («Весна, лето, осень, зима и снова весна», «Натянутая стрела»). Иногда пересматриваю Питера Джексона)). Ну и неравнодушен к вселенной Марвел).
А какой на ваш взгляд лучший фильм именно о боевых искусствах?
Сложный вопрос. На ум приходят десятки фильмов). Если уж выбирать, я бы выбрал не фильм, а режиссёра. Для меня это Сюй Хаофэн.
Тут наши вкусы похожи)
Какие у вас любимые изречения мудрости?
«Не знаешь, что делать – упал, отжался» 😊
Стараюсь следовать сам))
В мудрость я категорически стараюсь не вляпываться, без меня спецов хватает))
Как часто вы сейчас тренируетесь?
Групповые тренировки 3-4 раза в течение дня. Обязательно самостоятельная практика, это еще минимум час. Три раза в неделю занимаюсь тайцзи со своим наставником Чэнь Цзыцзюнем. Из-за ситуации с пандемией приходится делать это, увы, по зуму. Надеюсь, ситуация со временем стабилизируется, и можно будет чаще встречаться.
Приходилось ли вам применять навыки боевых искусств на улице?
Если да, то пожалуйста поделитесь такой историей.
Еду вечером в маршрутке, смотрю в окно. Тут замечаю, что какой-то подвыпивший мужик из салона начинает громко и агрессивно говорить с водителем. Так и не понял, в чем была причина. Но когда на ближайшей остановке водитель открыл двери салона, мужик выскочил и полез к водителю в кабину. Я выскочил за ним. Смотрю, он к водителю руки свои тянет, а в голове мысли: боже, какой подарок, вот бы ко мне так кто тянулся :). Короче, я его сзади схватил за плечи и выдернул из кабины на улицу. И только тут заметил, что мужик на две головы меня выше). Водитель сразу по газам, а мы стоим такие, друг на друга смотрим. Я уже кулаки собирать стал, и вдруг почувствовал, что ничего уже не будет. Развернулся и пошел прочь, благо нужная остановка была близко. Что с мужиком дальше случилось, не знаю).
Не эффектно? Без «один против толпы», вертушек в голову? Да, согласен, но увы, других историй у меня нет).
Или вот еще случай был...
Додзё, вечерняя тренировка у младшей детской группы (5-8 лет). В зале я, пятеро юных кунгфуистов, и Максим, папа занимающейся девочки. Время вечернее, ближе к шести.
...Крик на улице замечаю не сразу. Пару секунд понадобилось, чтобы понять – голос мужской. В сознании еще не успело оформиться «Что за...», когда разобрал слова: «Помогите! Убиваююют!!!»
Только успел кивнуть, но Максим уже стоит в открытом дверном проеме, напряженно всматриваясь в темноту.
– Что там??
– Да, вроде, мужика какого то в машину запихивают...
Младшие соратники у меня молодцы, без суеты и гомона продолжили сами... а я уже ныряю в ботинки – и во двор. Максим спешит рядом. Надежный мужик.
«Куда ж полез, и читать-то не умею!» - фраза из старого анекдота в голове чуть разряжает бешеное напряжение, но это уже не важно. Подбегая к искомой машине, понимаю – что бы это ни было, все уже закончилось. Рядом с капотом водитель, смотрит вглубь двора. К дальнему подъезду сталинки двое под руки ведут третьего. За пару метров до подъезда тот внезапно вырывается и дальше идет сам. Хлопает дверь, народ уже в подъезде, но сначала к водителю.
– Что здесь происходит??
– ......................!!!!!!!!!!!
Из довольно мутного потока слов, нецензурщины и прочих звуков складывается примерно такая картина. В сталинке живет их со товарищи должник. Они приехали... поговорить. Ну а тот начал носиться по двору как угорелый и орать, что его убивают. На мой вопрос, соответствует ли это действительности (спрашивал, понятно, не в такой сложносочиненной форме:)), водитель посмотрел на меня как на... и выдал:
– Да на *** он нам сдался! Пусть скажет, когда отдаст, и свободен!
Ну что ж, это обнадеживает, радует. Чувствую, что это уже не наша с Максимом битва. "Чего же вы его в машину запихивали, раз он вам так сдался", подумалось, а вслух ;
– Если что, свидетелем пойду?
По-моему, я даже подмигнул водителю. Идиот.
Развернулись, идем обратно в додзё. Водитель на шутку про свидетеля не ответил. Товарищ с Кавказа. Как, похоже, и все участники пьесы. Там такой юмор... не очень.
Свидетелем не пошел, не опрашивали. Видимо, и правда поговорить приезжали
И снова без дворового спарринга). Так и живем.
Прекрасные истории, спасибо!
Как вы думаете, зачем нужны боевые искусства современному человеку?
Если меч понадобится тебе только раз в жизни, носи его с собой каждый день. И речь здесь не только о потенциальной возможности защитить себя и близких.
Думаю, было бы уместно разделить современных адептов боевых искусств на категории, в зависимости от задачи. Есть армия. Собственно, как и сотни лет назад, армия и другие силовые структуры, на мой взгляд, ближе всего стоят к практике «боевого». Далее, есть спорт, профессиональный и любительский. Здесь уже не стоит задача тотального уничтожения, но доминирование в противостоянии должно быть убедительным. При том, что по степени нанесения ущерба оппоненту спорт не сравним с армией, он требует глубокой самоотдачи, усилий, времени. Этот путь далеко не для всех. Ну и остаются те, для кого боевые искусства это хобби, два-три раза в неделю по полтора часа. Такой боевой фитнес различной степени интенсивности. Таких людей на планете большинство. И это прекрасно! Представляете, если бы обученных убивать было бы численное превосходство? Из дома не выйти лишний раз)).
Важная, на мой взгляд, тема, что само по себе занятие боевыми искусствами не делает человека лучше или хуже. Часто просто усиливает качества, что были в человека изначально. Поэтому роль наставника сложно переоценить. Бить и ломать научить многие могут, а вот чтобы эту силу во благо использовать, чтобы, по заветам Дзигоро Кано, боевое искусство служило воспитанию достойного человека...
На мой взгляд, боевые искусства сегодня – это инструмент познания себя, своих возможностей. Учиться понимать силу, применять её адекватно. Мне приходилось наблюдать, как по-настоящему сильный человек выходил против толпы, просто поговорить, и толпа расходилась, чувствовала, что им попросту нечего ему противопоставить! Без единого удара решился конфликт, при том, что (точно знаю) он бы отметелил их всех. В моем понимании это как раз то, ради чего стоит пахать каждый день.
Практика боевых искусств – это формирование опоры на самого себя. Как внутренний стержень. И эта задача вне времени.
Есть ли что-то, что вам не нравится, что вас расстраивает или раздражает в боевых искусствах в наше время? Или, точнее, к подходу и реализации боевых искусств в наши дни?
Все, что происходит, имеет свои причины в прошлом. Это не только про боевые искусства. Когда у мастера вин чунь Юй Кая спросили, каков был вин чунь в его молодые годы (50-е года), он отвечает, что раньше все в Фошане с ножами ходили. Вот такое кунг фу и было, соответственно. Но время изменилось, и сейчас, сетуя на вырождение некогда прикладных стилей, нужно понимать, что мир изменился. Это просто данность, не хорошо и не плохо.
Можно сказать, что боевые искусства стали чрезмерно коммерциализированны. Да, пожалуй. Но это тоже примета времени, хотя и началось давно, когда жители деревень потянулись в города в поисках лучшей жизни, как в Китае. Или с упразднением самурайского сословия, бывшие воины стали открывать свои додзё, чтобы заработать на хлеб, как в Японии.
Стараюсь никак к этому не относиться.
Просто хорошо делать то, что зависит только от меня).
А что хорошее вы бы выделили в современном мире боевых искусств?
Много хорошего). За занятия боевыми искусствами нет преследования со стороны государства. Мы можем выбирать, чем заниматься, что нам ближе, и территориально в том числе. Информации море, только надо уметь пользоваться, обрабатывать. Но это уже другая тема. Пожалуй, сейчас самое комфортное время для изучения боевых искусств! И в этом, безусловно, кроется ловушка для занимающихся, поскольку сама практика боевых искусств – это всегда выход из зоны комфорта.
Можете подробнее рассказать об этой ловушке, что именно вы имеете в виду?
Поскольку сейчас многое доступно, тренируйся – не хочу, пропадает условие вырабатывания усилий. Без этого плодотворной практики, роста не будет. Мотивация что-либо делать с собой в целом ниже, чем даже несколько лет назад, замечаю это по окружающим. Такой комфортный кризис) Однако, как и любой кризис, это хорошо для развития. По сути, это одно из обязательных условий.
В чем расти, если нечего преодолевать? Все это часто сопровождается синдромом «начну тренироваться с понедельника», «получу зарплату, пойду в зал», «завершу дела и наконец буду тренироваться» и т.д. Безусловно, бывают объективные причины, но в основном люди всеми силами находят причины, чтобы не тренироваться.
Помню, как в 90-е в зале места пустого не было, столько желающих. А сейчас? Видимо, как и прежде, боевые искусства изучают те, кому это по-настоящему нужно...)
Продолжая тему ловушек и трудностей, что можно назвать самыми опасными или вредными ошибками для человека, решившего изучать боевые искусства?
Взращивая силу, не стоит забывать о Дэ (德). В добродетели есть достоинство, в отсутствии Дэ у практикующего достоинства нет. Испытание силой – тяжелое бремя. Всем нам рано или поздно приходится сталкиваться со своими страхами, незавершенными делами, и тут мы либо мужественно преодолеваем их, либо продолжаем питать, разрушая себя и окружающих. Человек, порабощенный страхом и при этом изучающий боевые искусства, опасен.
Можно сказать, что изучение боевых искусств обнажает нутро человека.
Впрочем, как и любой Путь.
Спасибо, на мой взгляд, вы озвучили ну очень важный момент!
Михаил, а есть ли у вас хобби, не связанное с боевыми искусствами?
Люблю музыку, немного играю на гитаре, джембе, сякухати. Изучаю китайский язык, иногда занимаюсь каллиграфией.
Ну и чайная культура, конечно).
Что вы находите в этих хобби, что они вам дают или как на вас влияют?
Почему именно эти хобби?
Это то, что делает меня счастливым. Так же, как и общение с близкими людьми, моя семья.
Музыка и каллиграфия позволяют чувствовать мир тоньше, относиться к нему бережнее. Это как паутинка на кончиках пальцев.
Хороший чай – это совершенно иное отношение к жизни. Вы ведь вряд ли будете заваривать авторский выдержанный шэн Пуэр или, скажем, Дан цунь в сомнительной воде). Сначала озадачиваетесь качественной водой, потом это правило распространяется и на другие продукты, и тема питания вкусом и ароматом из области фантазии переходит в повседневность).
Чай это как старинный добрый друг.
Это вы хорошо сказали.
Есть ли что-то, что вы бы хотели ещё освоить, в чём хотели бы ещё достичь мастерства? Будь то хобби или вид боевого искусства.
Прежде всего, я бы продолжил изучение того багажа, что уже есть. Не уверен, что жизни хватит и это освоить, но отступать уже поздновато).
В последнее время более пристальное внимание уделяю своему здоровью. При том, что чувствую себя в разы лучше, чем в 20 лет, старые травмы дают о себе знать. Время работает против нас, это факт. Поэтому вижу для себя приоритет в изучении методов яншэнгун, того, что позволит максимально долго держаться на плаву. Называю это активным долголетием.
Мне очень нравятся филиппинские боевые искусства, кюдо, BJJ, Годзю рю каратэ. Это то, к чему прикасался раньше и что близко до сих пор. Однако в сутках всего 24 часа, и все они уже расписаны).
Из того, что не связано напрямую с боевыми искусствами, рассчитываю углубиться в музыку, в том числе освоить диджериду и горловое пение. Вижу в этом не только отдушину для себя, но и практику цигун.
Хотел бы со временем изучать культуру чая непосредственно в Поднебесной. Заварить чайные листья много гун фу не надо). Вот сделать такое сокровище, запечатать в нем силу, это да! Таким путем идет мой шифу Дмитрий Крашенинников.
В будущем также хотел бы уделять время японской чайной культуре.
Это здорово!
Можете рассказать забавный случай, связанный с практикой боевых искусств или с преподавательской деятельностью?
Даже не один).
Как то младшей группе довелось читать лекцию по истории искусств..
– Запомните, коллеги! Леонардо – это художник, ученый и изобретатель, Рафаэль – величайший живописец, график и архитектор, Донателло – основоположник индивидуального скульптурного портрета, Микеланджело – скульптор, художник, архитектор. Всех этих выдающихся мужей прошлого объединяет величие созданных ими шедевров, и то, что творили они в одну эпоху. А не принадлежность к классу пресмыкающихся и увлечение японским искусством шпионажа и диверсий! Я понятно излагаю?
– Да, шифу!
Рядом в упоре лежа пыхтят восьмилетние кунгфуисты, минуту назад пытавшиеся продвинуть альтернативную Вселенную...
Еще было:
– Как вы стали инструктором по ушу?
– Чаю попил с председателем местной федерации.
– И всё?
– Ну.. еще в мабу встать пришлось.
– И всё??
– Председатель сказал, что видит, как стою в мабу, и ему этого достаточно.
Чай, как всегда, был отменный...
Ну и напоследок)
Едем с товарищем в лифте, я на тренировку, в руках чехол с шестом. У товарища задорный настрой.
– А вот к примеру, что ты в лифте своей длинной палкой сделать сможешь? Не развернуться ведь:)
И такая снисходительная улыбочка.
Улыбаюсь в ответ... и легонько щелкаю его кулаком в переносицу:
– Все, ты убит:).
– Нечестно! А при чем здесь шест?!
– В нем вся суть приема - шест сковал твоё внимание. Все остальное - детали ;)
Такие истории чуть ли не на каждой тренировке, впору отдельную книгу писать))
Прелестно :)))
Спасибо! Может, и вправду однажды стоит написать такую книгу ;)
На ваш взгляд, какими качествами должен обладать хороший Шифу или Сенсей?
Наставник должен разбираться в Методе, понимать навигацию. Он может быть не лучшим бойцом в школе, но должен обладать знанием, как таким бойцом стать, досконально разбираться в учебном плане.
Наставник искренен. Всегда и во всем. В зале и за его стенами. Впрочем, для хорошего наставника как серьезного практика любое место это додзё. Одно из важнейших, на мой взгляд, качеств наставника – это обучать других учиться.
Наставник должен быть Цельным.
Невозможно обучать тех, кто учиться не хочет. Но быть примером, который не перестает вдохновлять, за которым хочется следовать – это то, что зависит от наставника.
И, конечно же, скромность и человеколюбие.
Можете ли вы назвать человека (можно не одного), который для вас эталонный, настоящий Мастер, Шифу или Сэнсэй?
Это могут быть как люди нашего времени, так и прошлого?
Конечно). Это мои наставники, Сергей Александрович Бабкин (Катори Синто рю, Кукамисин рю) и Дмитрий Николаевич Крашенинников (тайцзи, вин чунь, багуа чжан, нэйгун). Еще один мастер, знакомство с которым меня впечатлило до мурашек, это Богдан Алексеевич Курилко сэнсэй (Годзю рю каратэ). Меня также поразило общение с Глебом Николаевичем Музруковым, президентом Российской Федерации Ушу. Одним словом – титан! Уместно упомянуть и тех, кто, со слов моих учителей, обладает качествами наставников, но с кем еще пока не знаком лично.
Это Отакэ Рисукэ сихан (Катори Синто рю), Такацука сэнсэй и Ёосида сэнсэй (Кукамисин рю), Чэнь Сяосин (тайцзи Чэнь ши), Юй Кай шифу (вин чунь Юй Кай Юй Чой), Морио Хигаонна сэнсэй (Годзю рю каратэ).
А какими качествами должен обладать хороший ученик?
Один из моих наставников как-то сказал, что в период ученичества его каждый день повергала в депрессию одна мысль о том, что он чего-то не знает или не умеет, и это же служило мощнейшим мотиватором двигаться дальше. Можно сказать, что это неутолимая жажда познания. Всегда сохранять сознание начинающего, вот еще, пожалуй, важное качество. Именно благодаря ему и говорится – «чем мудрее мастер, тем лучше из него ученик».
Есть ли у вас мечта? Если есть, можете ли нам о ней рассказать?
Все мои мечты незатейливы и вполне осуществимы).
Дом за городом у воды, где живу со своей любимой женщиной, пью хороший чай, воспитываю внуков и занимаюсь кунг фу))
Мечтаю, чтобы уроки боевых искусств никогда не пригодились моим ученикам, но помогли бы им стать достойными людьми и передать это следующим поколениям.
Это прекрасно!
Ну, как есть)
И напоследок. Какое напутствие или пожелание можете дать коллегам, братьям и сёстрам в мире боевых искусств?
Все, что бы мы ни делали, стараться делать хорошо. Плохо само получится)).
Михаил, спасибо большое за это интервью, за искреннюю и тёплую беседу!
Мне было очень приятно и интересно. И думаю, даже полезно, есть над чем подумать.
Да было бы за что, Юрий :) .
Мне также было интересно общаться с вами.
Если будете в наших краях, с радостью приглашаю в гости).
Спасибо, теперь у меня есть в планах навестить вас в будущем)