Найти тему
Честная история

Харачоевская легенда*

------------------------------
(записана в Ичкерии)
Взята из книги: "Сказки и легенды чеченцев"
Автор Семенов, Нану .
Изданна во Владикавказе :
В типографии Терского областного правления, 1882 г.
------------------------------
Давным-давно, в Харачоевском ущелье жило гордое племя, состоявшее из семи братьев и матери их. Племя это называлось Эрбый, а мать семи братьев носила имя Эрте-Эмиль. Если не было на свете людей сильнее Эрбый, то и не было женщины красивее и пышнее Эрте-Эмиль.

Башня в ауле Харачой (чеч. Хорача) после восстановления
Башня в ауле Харачой (чеч. Хорача) после восстановления

Из гордости братья построили себе высокую башню. а потом достали живой воды и хотели напиться ей, чтобы прожить до дня воскрешения (мертвых). найденную воду они спрятали в башне, а сами пошли сзывать к себе своих друзей-приятелей, желая и их напоить живой водой.
Когда они ушли, мать их Эрте-Эмиль надумалась вымыть что-то из своей одежды; стала она искать воды и напала на живую воду, спрятанную её сыновьями. не зная свойства этой воды, она взяла её, сначала отпила немного, а остальное употребила на мытьё одежды. окончив своё дело, Эрте-Эмиль вылила помои на двор, где ими утолили жажду петух и барашек.
Приходят домой братья Эрбый, начинают разыскивать воду и не находят.
Страшно рассердившись, они спрашивают мать: "куда девалась принесенная нами живая вода?"
- "Живая?" - восклицает мать; - про какую живую воду вы говорите? Была тут вода, - я взяла да вымыла ею что мне было нужно из одежды."
Услышав это братья сказали между собою: "После того, что сделала с нами мать наша, нам нельзя дольше жить с нею вместе!" - и они немедля ушли из родительского дома.
Шли они очень долго и в одном месте повстречались со страшным змеем, пожиравшим и скот и людей.
Братья не испугались змея и начали войну с ним. Воевали они с ним долго, пока не обратили его наконец в бегство, но и тогда они не оставили врага он бежит и они бегут за ним, где он бежал. земля опускалась под тяжестью его тела и таким образом по его следу образовалась глубокая балка (та самая по которой ныне течёт река Сунжа), и так бежали до тех пор, пока не нагнали его, а нагнавши не убили. После того братья пошли себе дальше, но куда они дошли и как поселились - ни один человек этого не знает.
Мать их Эрте-Эмиль и петух с барашком. напившиеся живой воды, живут - говорят люди - и теперь, и будут жить до дня воскрешения. Еще говорят, что Эрте-Эмиль всё ходит по свету, всё ходит разыскивая своих сыновей и петух с барашком всюду сопровождают её.

---------------------------------------------------------------------
* Аул Харачой расположен на дне глубокого ущелья того-же названия, в котором пролегает дорога соединяющая укрепление Ведено (Ичкерия) с укреплением Ботлих (Ср. Дагестан). от Ведено - некогда резиденция Шамиля - Харачой отстоит верстах в десяти.

аул Харачой
аул Харачой

Местоположение его очень живописно. Аульные строения расположены у подножья высокой горы, известной у русских под названием "Покоснай", по склону которой обращенному к аулу, по гладкой скалистой поверхности, с шумом спадают светло-зеленые струи ключевой воды, вытекающей у вершины горы. Впереди аула речка Ахк, а за нею высятся голые скалы, напоминающие собою каменистый и угрюмый Дагестан. Подобно гигантскому сказочному змию, бесконечною широкою лентой извивается по этим горам казенная дорога вырубленная в скалистом грунте, "Царская дорога", как называют её веденцы, после проезда по ней, в 1871 году, покойного Государя Александра Николаевича. Между двумя грядами гор, образующих Харачоевское ущелье, внизу, к югу от аула, тянется высокая и узкая коса, на оконечности которой, верстаз в трёх от аула, как на острие меча, возвышается каменная башня. давно уже принявшая наклонное положение, полуразрушенная, но ещё не развалившаяся.

башня в Харачое до реставрации
башня в Харачое до реставрации

Башня формы четырехгранной пирамиды, с усеченной верхушкой и сложена из дикого камня. Что кладка башни была прочной, доказывает её существование и в настоящее время. Кем она построена - предками-ли нынешних Ичкерийцев, или пришельцами из Данестана, или другими неведомыми нам обитателями страны? - на этот вопрос ни сама башня, ни народные сказания не дают достоверного ответа; но я склонен думать, что строителями башни были Дагестанцы, так как по форме своей и по кладке камня она ничем не отличается от подобного рода сооружений в Дагестане. Между веденцами ходит мнение, что на потолке башни высечен или выложен каменный крест. Я этого не заметил, хотя и очень внимательно рассматривал потолок. Это то башня и послужила предметом приводимой здесь легенды.

------------------------------------------
PS. Конечно извиняюсь я перед автором книги! Но мне кажется что строили те кто жил в тех местах, просто передавалось искусство строительства от отца к сыну и обязательно в роду были такие умельцы, которые могли сложить такое сооружение. Не зря башни называют сейчас родовыми ...
ИМХО! Это моё личное мнение! Не навязываю никому но и аргументов против, пока что не видел и не слышал!)