Частное землевладение находится под контролем государства - и это не секрет. Земельному участку положено иметь свой документ с координатами и принадлежностью собственнику, как и гражданину положено иметь паспорт.
Про паспорт все понятно, если вдруг мы его потеряем, то побежим восстанавливать - без него никуда, а вот с документами на землю по факту дела обстоят иначе.
По статистике 25% частных земель не имеют юридической отметки о собственнике. А зачем оформлять, чтобы лишние налоги платить? Никто не выгоняет, наши деды пользовались себе спокойно, значит и нам можно.
Однако, данные рассуждения могут привести к изъятию земли и тогда ее надо будет выкупать - это в лучшем случае. В худшем - если ваша земля заинтересует государство, ее запросто заберут без всяких компенсаций.
С марта 2022 года неоформленные участки будут изымать
Не все успели оформить права на садоводческие участки. Следовательно, юридически, неоформленные земли принадлежат муниципалитету.
Закон о дачной амнистии разрешает оформить право собственности на земельные участки бесплатно, не выкупая их. Однако, с 1 марта 2022 года, те участки, сведения о которых не будут внесены в Росреестр нужно будет выкупать с торгов. Не радужная перспектива покупать свой собственный участок только лишь из-за того, что документы вовремя не были оформлены в собственность.
Как выглядит и называется документ о праве собственности на землю
Право собственности на землю подтверждаются выпиской из ЕГРН. Выписка содержит сведения о зарегистрированных правах на участок, об ограничениях прав (если таковые имеются) а также об иных характеристиках: о координатах, адресе, кадастровом номере и т.п.
Ранее право собственности на землю прописывалось в свидетельстве. Также существовали иные документы, подтверждающие основания возникновения прав на земельный участок.
Часто на практике встречаются случаи, когда документы на землю утеряны по каким-либо причинам. Однако, их можно восстановить.
Как восстановить документы права собственности на землю
Для того, чтобы оформить землю в собственность нужна хоть какая-то зацепка: документ-основание.
Какие могут быть документы - основания возникновения прав на земельный участок:
- Акт (решение, выписка и пр.) от местной власти о переходе прав на муниципальную землю;
- Договор купли-продажи, мены, дарения, аренды, безвозмездного пользования;
- Решение суда (например, при возмещении вреда, возврате необоснованно присвоенного имущества);
- Приобретательная давность (при непрерывном владении землей более 15 лет);
- Вступление в наследство.
Три основных этапа восстановления документов на землю
- Первым делом идем в органы местной администрации и выясняем какая документация есть у муниципалитета на ваш участок.
- Обращаемся к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана. Эта услуга обязательна - без межевания участок не зарегистрируют. Кстати, на этом этапе кадастровый инженер подскажет что вам еще необходимо для дальнейшей регистрации.
- Ставим участок на кадастровый учет. Это означает, что межевой план
(подготовленный в электронном виде) отдаем в МФЦ и ждем, когда Росреестр зарегистрирует права на землю.
После этого, получаем на руки выписку ЕГРН - и вуаля, теперь можно как говориться платить налоги и спать спокойно - ваш участок оформлен, а значит под защитой государства. Наследники не останутся без земли, а в случае продажи не возникнет никаких проблем.