Определение времени поездки «в три клика» практически до любой точки стало обычным делом для большинства современных людей. А могут ли помочь используемые инструменты в других задачах, кроме навигации в наших гаджетах?
Конечно! Например, одной из обязательных задач при проведении анализа территории и оценки местоположения является оценка доступности локации. Но построение зон доступности по расстоянию не всегда позволяет сделать адекватные выводы, поэтому чаще используются зоны доступности по времени или изохроны.
Методы анализа с помощью изохрон начали использовать ещё в 19 веке. В 1881 году британский исследователь Сэр Френсис Гальтон (Sir Francis Galton) представил карту продолжительности путешествия из Лондона в различные уголки мира (Isochronic Passage Chart For Travellers):
Современные инструменты значительно упростили жизнь исследователей и картографов и позволяют строить изохроны буквально «на лету».
Зоны автомобильной и пешеходной доступности помогают формировать важнейшую для коммерческих объектов характеристику - зону охвата. Она учитывает не только время пути, но и конкурентное окружение и многие другие факторы. Проживающие в зоне охвата скорее всего предпочтут посетить исследуемый объект, это – наиболее вероятные клиенты.
Работу инструментов построения зон доступности можно и нужно настраивать. Например, если использовать в качестве параметра при построении зоны не время поездки к объекту, а время поездки от него, то мы получим территорию обслуживания. Таким методом пользуются для выбора оптимального местоположения пиццерии или центра развозки товаров. А для некоторых случаев в качестве параметра задают не время, а стоимость поездки.
Инструменты построения зон позволяют работать с разными сценариями:
1. пешком,
2. общественным транспортом,
3. на личном автомобиле,
4. грузовым автомобилем.
Что же скрывается за быстрыми и гибкими инструментами построения зон доступности? В основе всей обработки лежат графы дорожных сетей. Это – линии (улицы, проезды) и узлы (перекрёстки), поддерживающие топологическую связанность. При этом для каждого сегмента сети хранятся дополнительные характеристики. Участок дороги, отмеченный, платным, можно исключить при построении зоны автомобильной доступности («избегать платных дорог»). Также можно игнорировать паромные переправы, железнодорожные переезды и иные нежелательные элементы. А самое интересное – можно использовать статистику по загруженности дорог. Так получаются зоны доступности для конкретного времени и дня недели. Согласитесь, что зона 15 минутной автомобильной доступности для утра субботы и утра понедельника будет существенно отличаться.
Эксперты в области геоинформационных систем создают и настраивают графы дорожных сетей и маршрутов для собственных проектов навигации (в том числе и внутри зданий). Это работа трудоёмка и требует регулярного обновления данных. На многих проектах мы используем готовые онлайн инструменты и сервисы построения зон с включёнными данными по дорогам мира и России. Например, облачную платформу ArcGIS Online (arcgis.com) с дорожными данными HERE.
Как правило, такие решения являются платными. И у нас, специалистов в области ГИС, всегда есть выбор: готовить для работы собственные графы дорожных сетей или использовать готовые онлайн сервисы за деньги.
Грамотный подход к построению и использованию зон доступности помогает лучше понять свою аудиторию, спланировать стратегию оптимизации или развития. Имея опыт реализации проектов в различных отраслях, наша команда готова помочь в задачах пространственного анализа и оценки местоположения, выявить скрытый потенциал или риски рассматриваемой локации.
Подробнее о наших проектах и возможностях можно узнать на сайте: https://gis4u.ru/