Найти тему
Лина Бахарева

Калуга — гений здесь творил!

Мы первые в Космосе! Как же это сильно звучало в то далёкое время! Для страны, едва оправившейся от войны, это было безусловным достижением, закрепившим её приоритет навсегда.

Первый искусственный спутник в Космосе! Первый человек в Космосе! Первая женщина-космонавт в Космосе! Первый выход человека в открытый Космос! Первая станция, облетевшая Луну! Первая в мире мягкая посадка на Луну! Первая в мире космическая станция!.. Какое же это удивительное было время! Время великих открытий, упорного и тяжёлого труда, создания новых наук, получения ранее недостижимых знаний, уникальных решений, время глобальных свершений.

Сегодня в это, наверное, трудно поверить, что дорога в Большой Космос была открыта нашим выдающимся соотечественником простым учителем-самоучкой К. Э. Циолковским! И дорогу эту он заложил и проторил из небольшого и тихого провинциального городка России Калуги!

Именно здесь, в Калуге, К. Э. Циолковский, работая преподавателем арифметики и геометрии, практически на дому, и в основном за свой счёт, творил свои главные труды по космонавтике, по теории реактивного движения, космической биологии и медицине.

Именно здесь, в Калуге, в 1896 году К. Э. Циолковский приступил к написанию, и в 1903 закончил свой эпохальный труд Исследование мировых пространств реактивными приборами, который вышел в свет в № 5 журнала Научное обозрение в том же 1903 году.

Эта, и последующая вторая часть его труда, вышедшая в 1911 году, навсегда закрепили за Россией приоритет в освоении человеком космического пространства, а за К. Э. Циолковским статус первого в мире теоретика и пропагандиста пионера и основоположника космической эры, научного и инженерного Гения!

БЛАГОДАРНЫ КАЛУЖАНАМ

Мы сегодня на двадцатых Чтеньях,

Я же здесь в пятьдесят третьем побывал,

В годы те, когда готовились Свершенья,

Что весь мир теперь Эпохою назвал.

Все мы благодарны калужанам

И за то, что Гений здесь творил

И за то, что в Космос Путь всем странам

Наш народ и Циолковский проложил.

Стих написан 17.09.85 в Калуге. Автор Я. И. Колтунов.

Аэропорт, стою у трапа самолёта.

В данном же случае мы с друзьями стоим у входа в Государственный музей истории космонавтики им. К. Э. Циолковского, в котором нам посчастливилось побывать одним чудесным осенним днём. Интересное совпадение буквально накануне посещения на Первом канале был новостной сюжет об этом знаменитом Музее.

И вот мы входим в зал ракетно-космической науки и техники, и осторожно, не спеша, начинаем погружаться в этот потрясающий мир научной и инженерной мысли, мир гениальных открытий и изобретений, в мир нашей великой истории!

Экскурсоводы Музея перед восхищённой аудиторией ведут свой неспешный и воодушевляющий рассказ, а слушатели с трепетом им внимают. У людей на лицах виден неподдельный восторг, всепоглощающая радость от соприкосновения с таинством мысли Гения, Человека-Творца.

И хотя на часах около 11-ти утра, зал уже почти полон, и продолжает наполняться всё новыми и новыми посетителями, идущими сюда целыми семьями. Мой взгляд фиксирует мальчика лет 13-ти, едущего в инвалидном кресле, его блестящие от восторга глаза, его пытливый и радостный взгляд. Он что-то горячо говорит своей маме, продолжая своё движение по огромному залу. Фотографировать его мне было неловко, но картинка запомнилась.

На этом стенде размещён портрет и работы ещё одного выдающегося пионера отечественной космонавтики Александра Игнатьевича Шаргея, жившего после революции под именем Кондратюка Юрия Васильевича. Человек трудной судьбы, он был так же, как и К. Э. Циолковский, увлечён идеями полёта человека в Космос. Именно его расчёты оптимальной траектории полёта к Луне были использованы NASA в лунной программе Аполлон, и названы впоследствии трассой Кондратюка.

Вот наши первые отечественные ракеты и ракетный двигатель.

А эти фото из коллекции Я. И. Колтунова одного из ведущих инженеров-изобретателей отечественной ракетно-космической науки и техники, и космонавтики, после окончания МАИ работавшего с 1948 г. по 1983 г. в НИИ-4 ААН, в ЦНИИКС МО.

В студенческие годы он с товарищами организовал, и возглавил Авиационное научно-техническое общество студентов АНТОС МАИ.

На стенде топографическая карта первого в мире космодрома Байконур, расположенного в степях Казахстана.

Подходим к макету космической станции Мир, ставшей для многих космонавтов островком Земли в далёком и необъятном Космосе.

При реализации космического проекта уже очень скоро всему руководству страны и проекта стало понятно, что необходимо оптимизировать размеры стартовых комплексов, но вот как это сделать, никто не знал. С этой задачей блестяще справился инженер Колтунов Я.И., работавший в легендарной Группе М. К. Тихонравова, в начальный (стартовый) состав которой в 1949 году входили Колтунов Ян Иванович, Солдатова Лидия Николаевна, Яцунский Игорь Марианович, Максимов Глеб Юрьевич, Брыков Анатолий Викторович смотрите ниже фото исторического чертежа. В итоге данная разработка помогла стране сэкономить не только миллиарды твёрдых советских рублей, но и сохранила жизненно важные территории.

За стеклом перед нами, о чудо, легендарный артефакт настоящее удостоверение Первого в Мире космонавта Ю. А. Гагарина! Потрясающе!!!

А вот копии первых в мире искусственного спутника Луны, и лунохода! Особенно впечатлил луноход как гармонично он выглядит!

С лунной программой СССР было много вопросов и загадок. Важнейшей из них было определить, какая же Луна твёрдая или мягкая, чтобы затем можно определить конструкцию лунного посадочного аппарата и выбора средств передвижения по поверхности Луны. Если Луна твёрдая значит минимум пылевого слоя, если наоборот, мягкая то покрыта огромным слоем космической пыли.

Никто в целом мире не знал точного ответа на этот вопрос, и его обсуждение часто приводило к значительным дискуссиям между сторонниками взглядов о пылевой поверхности и твёрдой.

Уже в 50-е годы имелись представления о том, что Луна ранее была спутником планеты Фаэтон, обращавшегося между орбитами Марса и Юпитера. После взрыва планеты Фаэтон и образовавшегося в результате взрыва пояса астероидов и смещения Луны с орбиты Фаэтона, Луна была захвачена полем тяготения Земли около 15 тысяч лет тому назад (у многих народов в легендах говорится о том, что ранее этого времени Луны на небе не было).

Это весьма непростое дело вновь было поручено Группе Тихонравова М.К., и непосредственно инженеру Колтунову Я. И. Он изучил множество материалов и наблюдений, и предположил, что при взрыве Фаэтона имевшаяся возможно на спутнике Луне пыль была сброшена и унесена в пространство. Поэтому продолжительность возможного оседания новой пыли на поверхность Луны после захвата её Землёй должна была составлять около 15 тыс. лет, и значит толщина ожидаемого слоя пыли тоже должна быть почти в 300 тысяч раз меньше, чем в случае образования Луны одновременно с Землёй (около 5 млрд. лет), а значит равной всего долям сантиметра (8 20 мм.). Исходя из этих представлений Ян Иванович заключил, что поверхность Луны можно считать твёрдой из твёрдых веществ, покрытой лишь незначительным слоем пыли.

Ян Иванович обсудил этот вопрос с Михаилом Клавдиевичем Тихонравовым в его кабинете на новой территории ОКБ-1 ЦКБЭМ, и высказал ему свои суждения, и передал ему свою исследовательскую работу.

Свою работу Ян Иванович так же направил академику Украинской Академии наук Барабашеву Алексею Георгиевичу, который в ответном письме поддержал идею о твёрдой поверхности Луны. Вероятно, эти расчёты и соображения в пользу твёрдой поверхности Луны в итоге и повлияли на решение Сергея Павловича Королёва признать поверхность Луны твёрдой, и даже собственноручно написать на одном из документов: Луна твёрдая!.

На основе того, что Марс и Луна имеют на своей поверхности заметные следы образований в виде высохших русел рек и заметную атмосферу, есть гипотезы и предположения о том, что до взрыва Фаэтона его спутник Луна и планета Марс имели воду и заметную атмосферу, обеспечивающую сгорание падающего на них дотоле метеорного вещества. При взрыве Фаэтона его спутник Луна получила импульс, направивший её в сторону Марса, проходя мимо которого Луна стянула с него на себя его воду и часть атмосферы, а затем была захвачена около 15 000 лет тому назад планетой Землёй, которая уже в свою очередь стянула с Луны как лунную, так и марсианскую воду и атмосферу. У Яна Ивановича на этот счёт есть даже стих, написанный им 2 июля 2004 г.:

На Землю прибыли с Луны

или Луна, Ты спутник Фаэтона

Луна, возможно, Спутник Фаэтона,

Прибывший некогда к Земле,

Доставил Ты во время Она

Прапредков, жизнь, как в корабле.

Был взорван Фаэтон кометой,

Сбит в астероидов кольцо,

Морей и кратеров вдруг метой

Избороздил Луны лицо.

Жизнь, люди, кто в угрозе встречи

В Твоих глубинах спасены,

Как человечества предтечи

На Землю прибыли с Луны.

И воды, льды, что украшали

Поверхность Марса и Луны,

На Землю притяженьем пали

Для Счастья Жизни нам даны.

Каким же трудным, нелёгким и опасным был этот путь в Космос. Взрывались ракеты, гибли люди, вся страна жила в огромном напряжении. Любой ценой нельзя было допустить возможность планируемой мировыми агрессорами атаки из 300 ракет на 70 крупнейших городов нашей Родины.

Страна и народ СССР блестяще справились с вызовами того нелёгкого времени, и 4 октября 1957 года в Космос был запущен Первый в мире Искусственный Спутник Земли! Его сигналы бип-бип-бип-бип, потрясли тогда людей всего мира.

В этом году человечество отмечает 59-ю годовщину этого эпохального события!

С Праздником выдающихся достижений отечественной космонавтики вас, друзья!