Вижу цель, не вижу препятствий! Воспитываем целеустремленных детей.
Когда у нас появляются дети, то нам сразу представляются в будущем успешные, целеустремленные люди, которые хотят в жизни добиться чего-то конкретного, смело принимают решения, действуют, ищут свой собственный путь, а не следуют за чужим мнением. Но чтобы получить сильные побеги этих качеств в будущем, сеять семена надо уже в раннем возрасте.
Как же быть, если за малыша пока все решают родители? Ведь именно они выбирают, какие игрушки купить, какие сказки и музыку слушать, какую одежду носить и т.д.Маленький ребенок, даже еще не умея разговаривать, может учиться быть целеустремленным, сначала с помощью родителей, а, начав говорить, будет делать это сам.
Для этого, перед каждым действием, говорите малышу, что вы вместе собираетесь делать (идти на прогулку, готовить еду, читать, играть и т.д.). Перед сном обсуждайте прошедший день и планы на завтра – куда пойдете, что увидите, что сделаете, с кем встретитесь, чем будете заниматься дома.Пока это не совсем цели, а скорее планы, но именно они дают начало в понимании ребенка планированию его будущих действий и достижений. Так он понимает взаимосвязь между действиями и результатами.
Вашими помощниками на этом пути станут – часы (песочные и обычные), календарь (интересно, когда там будут фото именинников и фото событий, которые планируются), режим дня малыша в картинках (можно с соответствующими стишками), чуть позднее – коробки для занятий на каждый день, таблица успехов (когда малыш добился именно своих целей, а не выполнил Ваши просьбы), рисованные схемы достижения целей пошагово, уже письменный режим дня на одном листе.Так же, чтобы вырастить самостоятельную личность, отвечающую за свой выбор, важно с самого раннего возраста давать ребенку возможный выбор, сначала в самом простом – выбор игрушки, далее, усложняя по ситуации (выбор подарка вместе, выбор обстановки комнаты, секции и кружка). И пусть, сейчас он выбрал, а через две минуты бросил игрушку в сторону, предложите еще раз, если отказывается, что ж – это тоже его право не хотеть сейчас играть.Далее очень важно спрашивать малыша о его мнении и решении, когда есть такая возможность (какую книжку хочешь читать, какую кашу есть, на какую площадку пойдем, какую шапку наденешь, к кому поедем в гости и т.д.) Этот метод общения иногда очень выручает, когда малыш любит слово «НЕТЬ».Так же необходимо постепенно приучать малыша к выполнению каких-то обязанностей по дому, пусть сначала это будет просто помощь маме (протереть пыль, вытереть со стола, полить цветы, положить белье в стиральную машину и т.д.), затем вы вместе выберете, что ему по душе, и он будет это выполнять самостоятельно.
Приобщать к обсуждению общесемейных целей надо начиная с 4-6 лет. Обсуждайте общие поездки, праздники, заполняйте семейный календарь, мечтайте и воплощайте мечты в жизнь!
Начиная со школьного возраста, помогайте выработать ребенку собственную удобную систему планирования – может это будет расписание, может быть собственный календарь с делами на неделю, месяц, планами. Пусть записывает сам задания, дела, события.Повышать мотивацию к действиям, можно обсуждая с ним его цели, будущие результаты, описывайте выгоды и чувства при достижении, тем самым поддерживая его интерес и значимость целей. Не забывайте про поощрения – слова или какие-то бонусы, необходимые для дальнейших действий, похвалу при других людях.И постепенно снижайте участие в контролировании деятельности ребенка! Иначе, как же он будет самостоятельным?!