Найти тему
minibanda

Нужно ли учить английский с рождения?

Оглавление

Наверное, каждый родитель понимает, что наши дети будут вынуждены овладеть иностранным языком, и если это будет только один язык, скорее всего, выбор падет на английский. И это не дань моде или способ поразить собеседника своей гениальностью, а просто необходимость нынешней жизни: знание языка позволяет владеть большим количеством информации, быть независимым в поездках, иметь возможность жить и работать в любой точке мира или в любой международной компании.

И все это кажется очень «взрослым» и непосильным для хрупких детских плеч. Особенно, если вспомнить личный опыт изучения – 10 лет в школе по учебникам без картинок, с текстами о том, как товарищ Петров встретил в библиотеке товарища Иванова, инженера.

Когда уже не рано, но еще не поздно?

Вопросом «С чего и когда начать?» я задалась еще до рождения дочки. Читала и восторженные отзывы оптимистов, которые советовали начинать с первого дня жизни; эти советы перемежались скептицизмом пессимистов, считавших, что в школе научат, и нечего ребенку портить родную речь. Решиться было трудно. С одной стороны, я педагог по образованию, сама преподавала английский взрослым, так что рассматривала даже вариант общения с ребенком только на английском. Но быстро отказалась – кто-то ведь должен как минимум столько же общаться с ребенком на прекрасном русском, читать, петь и шутить? К сожалению, работающие папы не всегда обладают таким запасом времени и желания. Итогом многосотенных прочитанных страниц стало решение вводить английскую речь после того, как ребенок начнет говорить короткими предложениями на русском и будет полностью понимать обращенную к нему речь. У нас это случилось ближе к году и десяти месяцам.

Не могу сказать, что до этого момента английского совсем не было в нашей жизни - фильмы из серии Baby Einstein стали первыми, которые Вера полюбила, хотя они практически без слов, песни иногда встречались, и Вера подпевала. К тому же она замечала, что когда мы где-то в поездке, мама с папой с другими людьми говорят не на русском. Ближе к двум с половиной годам английского у нас в доме стало больше - мы танцевали под детские английские песни, знакомились со стихами и на картинках находили знакомые предметы, стали смотреть короткие истории, читать небольшие книги, собирать паззлы и играть в лото…

Думаю, что только сам родитель, наблюдая за своим ребенком и зная свой личный потенциал педагога и лингвиста, может решить, когда же начать. Вообще, слово «заниматься» или фраза «учить английский» звучат как-то устрашающе, особенно вперемежку с «уроком», «учебником» и прочей школьной лексикой. Лично мне было комфортнее «играть» в английский – лото с животными и цветами, паззлы с названиями животных, придумывание собственных танцев под английские песни, пальчиковые игры и первые четверостишья – все это не воспринимается, как обучение, но результаты дает вполне себе впечатляющие. Ребенок привыкает к звучанию, к тому, что это просто есть в его жизни, что это весело, что у них с мамой есть новое развлечение. Также домашние уроки, в отличие от занятий в студии, можно дробить, импровизировать на ходу, быстро менять тему либо переносить игру на потом, или наоборот поиграть еще раз, если ребенку очень понравилось.

Амбиции и реальность

К сожалению, до сих пор многие родители пытаются в воспитании своих детей воплотить собственные амбиции и нереализованные планы. Поэтому, принявшись за дело, результат хочется получить «здесь и сейчас».  А его вроде как нет.  А очень хочется! Главное, заранее определить, зачем вы хотите, чтобы ребенок знал английский? Чтобы учился в Гарварде? Чтобы в школе не надо было нанимать репетиторов, с пятого класса начиная готовиться к ЕГЭ? Или чтобы мог самостоятельно читать книжки о Винни-Пухе, Гарри Поттере и смотреть диснеевские мультфильмы в оригинале? В любом случае, у вас достаточно времени. Ведь на родном языке ребенок тоже заговорил не на следующий день после рождения, и ходить стал не сразу – но ведь говорит и ходит?

Ученые выделяют в изучении языка отдельный этап – «молчаливый период». В среднем он длится до 6 месяцев, но может быть как значительно короче, так и длиннее. Это время, когда изучающий новый язык, особенно ребенок, аккумулирует получаемую информацию – он многое понимает, может следовать инструкциям, но отказывается говорить. Так происходит и с родным языком – вспомните, выполнять просьбу: «Принеси маме мяч» ребенок начал гораздо раньше, чем просить вас: «Мама, принеси мяч». Дети очень восприимчивы к мелодичной речи, поэтому стихи и песни запоминаются гораздо легче, чем отдельные слова – можно ставить театр на пальцах и постепенно делать паузу перед последним словом, поощряя ребенка назвать его самому.

Гибкость – ваша основная стратегия. Если малыш не настроен поддерживать игру на английском, отложите на время, позже придумайте что-то новое. Попробуйте ввести английский в самые любимые занятия ребенка – любит рисовать? Проговаривайте цвета на рождающемся шедевре на английском, а заодно назовите по-английски кисть, палитру, лист бумаги и краски. Начинаете утро с зарядки? Включите английские песни и придумайте подходящие движения, подходящие по смыслу. На площадке называйте английские варианты окружающих вас предметов…

Какие игры и материалы использовать?

К огромному родительскому облегчению за последние лет десять в книжных магазинах появились полки с учебниками по иностранным языкам, и детские пособия занимают в них немалое место. По моему собственному опыту, первые несколько месяцев, а то и год можно обойтись и без учебника, так как тогда вам не нужно заранее организовывать пространство и четко следовать намеченному тематическому плану. Хорошим подспорьем на начальном этапе будут различные паззлы, книги с короткими историями, словари в картинках, несложные игры типа лото или домино, интерактивные он-лайн игры, песни, мультфильмы, красочные плакаты, комплекты карточек. Возьмите ребенка с собой в магазин – пусть тоже посмотрит и выберет то, что ему понравилось. Хорошо покупать книги в поездках – останется память и о стране, где вы были, и материал для дальнейших занятий обеспечен.

Что-то вы можете сделать сами, что-то будете исследовать вживую – природа, детские площадки, одежда, игрушки – все это доступно и без предварительного похода в магазин.

Лучше меньше да лучше

Многие родители считают, что они не смогут уделять занятиям столько же времени, сколько педагоги в детской студии. Но даже если вам удастся заниматься по 5 минут в день, то за неделю вы посвятите 35 минут английскому. В студиях занятия обычно длятся 45-50 минут и проходят чаще всего раз в неделю.

Мне очень нравится китайская пословица «Дорога в тысячу ли начинается с одного шага». Просто начните. Наполеоновские планы можно оставить на потом. Просто решите, сколько времени в день вы смогли бы уделять английскому? Можно дробить занятия – например, один пятиминутный мультфильм утром, пока собираете ребенка в сад, несколько песен за ужином, одна короткая история перед сном. Чтобы было проще, наметьте список тем, которые вы бы хотели освоить, и составьте программу на неделю. Например, по понедельникам вы с малышом раскрашиваете на английском, во вторник – всей семьей играете в лото, среда – день мультфильмов, четверг – во время купания рассматриваете все игрушки и предметы в ванной, придумываете короткую историю и так далее.

Записывайте все, что вы делали, и как на это реагировал ребенок. Наблюдайте за его прогрессом, за тем, что ему особенно нравится, придумывайте больше похожих игр и заданий. Тогда у него как минимум останется позитивное отношение к английскому и для него это будет процесс познавательный и увлекательный, а не суровая необходимость жизни.