Найти тему

Оренбургский пуховый платок спасал в непростые времена

Оглавление

Спросите любую мастерицу Оренбургского края, почти любая назовет оренбургский пуховый платок «кормильцем». Само же занятие промыслом – спасением от голода, нищеты и даже серьезных неприятностей (были в нашей истории и такие страницы).

Рабочее место мастерицы
Рабочее место мастерицы

Почему оренбургский платок называли спасителем, становится понятно, стоит взглянуть на наиболее мрачные страницы нашей истории.

Военное время

Время, когда пуховые изделия из Оренбурга спасали жизни в самом прямом смысле.

Когда все предприятия в стране работали на «оборонку», пуховое ремесло не стало исключением. Казалось бы, какая связь между пуховязанием и военной промышленностью? Однако, мастерицы нашли применение своему навыку.

Мастерицы в годы ВОВ
Мастерицы в годы ВОВ

Для ведения боевых действий в условиях холода и сырости вязали теплые подшлемники из козьего пуха, пользуясь тем, что пух куда теплее других материалов. Носки, варежки, все поставлялось на Фронт в огромных количествах.

Руки, создающие тепло
Руки, создающие тепло

А чего стоят митенки без пальцев, специально для снайперов и «ворошиловских стрелков» для удобства ведения огня!

Не стоит забывать и об экономической стороне вопроса. Несмотря на идущую по всему миру войну, торговые отношения между разными странами продолжались. Ажурные паутинки, на которые сохранялся приличный спрос, выменивались на боеприпасы и топливо.

Послевоенная коллективизация

Одна из самых спорных страниц отечественной истории.

Стандартное подворье с козами - пуховыми и мясными
Стандартное подворье с козами - пуховыми и мясными

Социальные и политические инициативы конца 20-х - 30-х годов прошлого столетия до сих пор вызывают жаркие дискуссии и, что там говорить, массу негатива. Одним из самых спорных явлений был процесс коллективизации, прерванный Великой Отечественной войной, но вновь возобновившийся в послевоенные годы.

Коллективное хозяйство подразумевало налог, зачастую непосильный, как в целой деревни, так и с каждого двора по отдельности.

Будущее поколение кормилиц
Будущее поколение кормилиц

И вот тут самое интересное. Как выясняется из рассказов мастериц, колхоз брал не только молоко, мясо и другой натурпродукт. Материальные ценности (в том числе самые обычные деньги) тоже могли выступать в качестве своеобразного налога, который охотно принимали сборщики, против чего в свою очередь никак не возражало ни местное, ни более высокое руководство, перед которым те держали ответ.

Соответственно, схема «связать платок – продать платок – отдать деньги» вполне работала и устраивала обе стороны.

Готовое изделие могли принять сборщики, либо его можно было продать за деньги
Готовое изделие могли принять сборщики, либо его можно было продать за деньги

По словам очевидцев, пуховые платки и особенно паутинки в то непростое время пользовались хорошим стабильным спросом, в конечном итоге это помогало «откупиться» от сборщиков, которых выполнение плана волновало куда больше, чем проблемы односельчан. Тем самым, пуховые платки напрямую спасали людей от голодной смерти.

Кризис 1990-х

Время, поставившее рекорд по количеству развалившихся предприятий. Эта участь не обошла и ТОО «Оренбургский пуховый платок», в котором было занято большое количество вязальщиц.

Крах ТОО оставил без работы большое количество вязальщиц
Крах ТОО оставил без работы большое количество вязальщиц

И вновь ситуацию спасли оренбургские пуховые платки. Мастерицы вязали изделия на рынок. Спрос был тогда в основном в среде перекупщиков. Кому повезло больше, продавали изделия знакомым из других городов, иногда даже стран.

Такую шаль можно было продать за очень хорошие деньги
Такую шаль можно было продать за очень хорошие деньги

Несмотря на то, что промысел к тому моменту был почти полностью уничтожен, оренбургские платки успели заработать себе репутацию за рубежом, что позволяло особо удачливым мастерицам реализовывать свои изделия для иностранцев.

Вывод

Мастерицы в эпоху нового расцвета промысла
Мастерицы в эпоху нового расцвета промысла

Даже в самые непростые для страны и края времена пуховязальный промысел, несмотря ни на что, не был окончательно уничтожен. Он, так или иначе, продолжал существовать: стихийно, разрозненно, негласно... но продолжал. А наличие спроса на пуховые изделия, позволявшие ремеслу удерживаться на плаву даже там, где ему прочили окончательный крах, говорит, не побоимся этого слова, о почти бессмертной актуальности как народных промыслов в целом, так и пуховязания Оренбургского края в частности.

Все фотоматериалы предоставлены сайтом www.orenburgshal.ru/