Кто бы что ни говорил, но унификация требований в отдельных сферах услуг человечеству сыграла на руку. Например, теперь по-настоящему просто стало ориентироваться в море отелей разного уровня просто отсортировав их по категории обслуживания. И здесь не имеет значения в каком городе России гостиница находится. Количество "звезд" сразу дает понять уровень комфорта и безопасности, который готова предоставить принимающая сторона. Собрались ли вы прокатиться по Золотому Кольцу или на Эльбрус- это не имеет значения.
На текущий момент требования по классификации гостиниц устанавливает Постановление Правительства РФ от февраля 2019 г. No_ 158 (внимание, оно утрачивает силу 1 января 2021 г.)
Здесь все предельно ясно. В частности, виды гостиниц классифицируются через систему присвоения "звезд". Так предусмотрено 6 категорий, где самая высокая - "пять звезд", самая низкая - "без звезд".
Чтобы не возникло недопонимания, сразу поясним законодательно в единую систему классификации включены отели, гостиницы, шале, бунгало, дома охотника/рыбака, хостелы санатории, базы отдыха, комплексы апартаментов, апартотели, акватели, пансионаты и подобное.
Компания "Астелс" является аккредитованной организацией, имеющей право проводить процедуры по классификации гостиниц по звездам.
Процедура классификации гостиницы имеет четкую и логическую последовательность:
1.Экспертная оценка гостиницы с визуальным осмотром номерного фонда, общественных зон, служебных помещений, проверкой персонала и качества гостиничных услуг. Производится аккредитованной организацией. Оценка дается в баллах с отличием в критериях для разного типа организаций (отели, курорты, апартотели и пр). Итогом обследования является составление протокола обследования и акт оценки.
2. Аккредитованная организация на втором этапе принимает решение о присвоении гостинице категории или об отказе в присвоении.
3. Оформление свидетельства аккредитованной организацией. Отправка копии в Министерство экономического развития РФ.
4. Внесение гостиницы в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей.
При этом, разумеется, особенно досконально в законе требования описаны относительно номерного фонда. Они касаются кол-ва комнат, технического оснащения номеров (освещение, наличие телефона, будильника, телевизора, проигрывателя, компьютера с Интернет и пр.), мебели и инвентаря (прописывается все вплоть до подставки для багажа и наличия швейного набора), предметов санитарно-гигиенического оснащения номера (от махрового коврика для ног до кол-ва полотенец). Так мебель, потолок и даже шторы смогут за свое качество получить от 1 до 3 баллов.
В целом гостиницы оцениваются, конечно, не только по номерам. Важное значение имеют здание, территория, наличие/отсутствие парковки; техническое оборудование системами безопасности и жизнеобеспечения; функционал и качество общественных помещений; рестораны, банкетные залы; дополнительные услуги, такие как стирка, химчистка, глажение, швейцар, прокат автотранспорта или тривиальные - смена постельного белья, туристическая информация и подобное; уровень образования персонала. Кроме того, каждый аспект оценивается по бальной системе. При этом специфика места отдыха накладывает свои ограничения и имеет свои особенности. Количество баллов по указанным ключевым моментам для присвоения 5 “звезд” гостинице (50 номеров и более) должно составлять 97-132 балла. Для курортного отеля 5 “звезд” потребуют уже 104-142 баллов. А апартотели всего 71 - 97 баллов.
Например, пять "звезд" может получить гостиница, которая располагает парковкой, внешним освещением здания и прилегающей территории; номерным фондом, где одноместный номер имеет площадь не менее 14 м.кв.; повышенной звукоизоляцией номеров; городской, междугородней и международной телефонной связью из номера; бизнес-центром и спортивно-оздоровительным центром, магазинами, банкетными и конференц-залами; обеспечивает ежедневную смену постельного белья, полотенец; предоставляет выбор вариантов питания и располагает огромным набором дополнительных услуг. Это разумеется, если не приводить данные по обязательным системам жизнеобеспечения.
При этом, для сравнения, гостиницы со значением "без категории" обязуются удовлетворить требования по относительно комфортной жизнедеятельности (аварийное освещение и энергоснабжение, водоснабжение, вентиляцию, отопление), предоставить телефон для внутригородской связи и связи с персоналом; предложить одноместные номера площадью не менее 9 кв.м.; предоставить туалет и ванную комнаты общего пользования (количество санузлов зависит от кол-ва мест размещения/номеров); предоставить услуги по уборке, смене белья 1 раз в 5 дней и полотенец 1 раз в 3 дня; небольшой выбор дополнительных услуг - хранение ценностей в сейфе и вызов такси, например.
Административные санкции
Категорирование гостиниц - это процедура обязательная, соответственно имеет законодательные гарантии выполнения.
Так ст. 14.39 КоАП РФ описывает штрафные санкции за предоставление гостиничных услуг без свидетельства о категории или использование категории, не соответствующей свидетельству.
В частности, штраф на должностных лиц составляет 30-50 тысяч рублей, а на юридических лиц - от 1/40 до 1/25 совокупного размера выручки от реализации всех услуг за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение.
Получить информацию о классификации гостиниц можно по телефону 8(800) 70-70-144 или отправив запрос на e-mail: info@sertifikat.bz