Найти тему

Быть человеком – большая ответственность

Оглавление

Как самокритичность человека, упрямость руководителя, мягкость папы и внимательность мужа могут сочетаться в одном лице, спросите вы? Поверьте, могут. Артем Рыбак – директор филиала УО РИПО «Колледж современных технологий в машиностроении и автосервисе», делится тем, как достигать поставленных целей, работать 23,5 часа в сутки, уделять время семье и принимать взвешенные решения.

Артем Рыбак, директор филиала УО РИПО «Колледж современных технологий в машиностроении и автосервисе»
Артем Рыбак, директор филиала УО РИПО «Колледж современных технологий в машиностроении и автосервисе»

«Все началось в…»

Я родился и вырос в Минске и долгое время жил на улице Солтыса в Партизанском районе. Школа № 72, в которой учился, была специализированной, с уклоном белорусского языка. Уроки, кроме русского языка и литературы, велись на белорусском. Конечно, изучать астрономию, физику или математику на «мове» было не просто. Зато сегодня белорусский язык мне очень нравится, он красивый и мелодичный.

«Всего и по чуть-чуть»

Как и многие дети того поколения, увлекался всем и вся и по чуть-чуть. Я не посвящал себя целенаправленно спорту или художественной деятельности. Хотя, наверное, футбол присутствовал в моей школьной жизни больше, чем что-либо другое. Все свободное время мы с друзьями проводили на поле. Сами делали ворота из сосен, добытых в ближайшем лесу, и организовывали мини-турниры среди общежитий. Я успел поиграть на разных позициях: и вратарем был, и полузащитником, и нападающим. Сменил два футбольных клуба в детстве: ФК «Мотор» и ФК «Олимпия». Но к профессиональным тренировкам это так и не привело, потому что перспектива погонять мяч с друзьями во дворе была куда заманчивее.

Когда мы с мамой и братом жили в общежитии семейного типа от Минского подшипникового завода, наши воспитатели организовывали театральные постановки на Новый год, 8 Марта. Да, я ходил в драмкружок, играл артистически. Видимо, в этом и кроется секрет отсутствия боязни сцены и выступлений перед аудиторией. В моем театральном портфолио были разные персонажи и по характеру, и по темпераменту. Я играл и Лешего, и Черта, и Кощея Бессмертного, и Деда Мороза с волшебником. В детстве, однозначно, больше любил играть отрицательных героев.

«Мечтал стать дальнобойщиком»

Как, наверное, и каждый играющий во дворе парень, первоочередно хотел быть профессиональным футболистом, позже милиционером. И все же больше всего и дольше всего, кроме футболиста, я мечтал стать дальнобойщиком. Как раз в тот период был популярен сериал «Дальнобойщики» (реж. Ю. Кузьменко, 2001). Казалось, что бывать в различных точках не только Беларуси, но и всего земного шара, очень интересная работа. Да еще и дорожная романтика.

Не мог даже представить, что окажусь в системе образования, что стану педагогом и буду учить, в моем случае, подростков взрослой самостоятельной жизни, делать из них специалистов, профессионалов своего дела.

«Я сделал ставку на это учебное заведение»

Профессиональную семейную династию я продолжил, но даже и не думал об этом. Мои родители – Ольга Владимировна и Евгений Николаевич – начинали свою трудовую деятельность рабочими на Минском подшипниковом заводе.

Мама приехала из Кореличей и отучилась по специальности «токарь» в училище, которое сегодня преобразовано в Минский государственный лицей №3 машиностроения. Папа работал на заводе токарем-расточником.

Не скажу, что в школе я был плохим учеником, но и ботаником-медалистом тоже не назвать. 9 классов окончил со средним баллом 7,2. Тогда я считал, что это хороший балл, чтобы поступить куда-нибудь. Я почувствовал себя уже довольно взрослым, поэтому место, где хочу учиться дальше, выбирал сам.

Я рассматривал близлежащие учреждения образования и сначала хотел поступать в Минский государственный энергетический колледж. Потом один из друзей рассказал, что есть такой профессионально-технический колледж РИПО у нас в Дражне. Тогда еще не было сайтов учебных заведений и я взял справочник и посмотрел, по каким специальностям здесь готовят. Увидев «механическую обработку на станках и линиях», «токарь», «фрезировщик», «оператор станков с ЧПУ», заинтересовался.

Документы в итоге подал на специальность «Механическая обработка металла на станках и линиях». Тогда, как и сейчас, колледж готовит специалистов для предприятий промышленного сектора: МТЗ, МЗКТ, ММЗ и прочих. К слову, наборы тогда были большие – 5 групп станочников по 30 человек, и конкурс был 2 человека на место. Для уровня ПТО это говорит о многом.

Станок в учебной лаборатории
Станок в учебной лаборатории

«Передо мной открыт весь мир, и я могу его покорить»

Сегодня учащиеся уровня ПТО живут в виртуальном мире, в компьютерах, в телефонах, в социальных сетях и они, все-таки, не до конца осознают, насколько их квалификация, их специальность и профессия, которую они получат, востребована и важна. Технологии и оборудование меняются. Да, может, они не быстро приходят на наши крупные государственные предприятия, ведь мы понимаем, что модернизация такого завода, как, например, ММЗ или МТЗ требует колоссальных вложений.

Мы в период своего обучения сильно друг от друга не отличались. Окончив 9 классов, я считал, что передо мной открыт весь мир и я могу его покорить. Хотя это неправильно. Еще очень многого нужно было достичь, многое изучить и многому научиться. А главное – вовремя осознать, чего же ты хочешь от этой жизни, и поставить себе конкретные цели.

Говорю честно, в первый год обучения средний балл упал до 5,0. Мне казалось, что я дорвался до самостоятельной взрослой жизни. Все свободное время вместо того, чтобы заниматься, читать материалы, проводил с друзьями на улице.

Все же в какой-то момент сработал стоп-кран, здесь я благодарен и преподавательскому коллективу, и пришло осознание, что друзья, игры – это все хорошо, но нужно еще и учиться. Не скажу, что учеба давалась легко. Производственное обучение нам всегда нравилось. Мы любили работать за станками. Тем более в учебных мастерских выпускалась продукция для МТЗ и за нее получали заработную плату.

Я всегда советую молодым мастерам, да и опытным тоже, что нужно подходить к делу проектно, чтобы набор деталей впоследствии собирался в механизм, чтобы это была не просто болванка, а изделие сложной геометрической формы, произведение искусства. Над этим мы потихоньку работаем.

«Я нашел себя в профессии»

После окончания колледжа я получил распределение на МТЗ, но условия труда и перспектива мне не понравились. К слову, начальник цеха (не буду уточнять какого именно), курил прямо в кабинете во время собеседования. Он сказал, что у него нет работы для наладчиков и операторов, но есть работа для токарей-универсалов.

Я вернулся в колледж посоветоваться с заместителем директора, зашел к своему мастеру в токарную универсальную мастерскую и остался. Когда у меня заканчивалась двухгодичная обязательная отработка, хотел уходить. Конечно, мне не хватало заработной платы, считал, что достоин большего. Но, как это обычно бывает в подобных историях, пришел к себе в препараторскую и начал размышлять: «Я уже здесь два года, подготовил порядка 250-ти токарей для отрасли, а кто же придет сейчас на мое место? Кто дальше будет учить этих ребят?» И решил для себя – остаюсь, поставив своему внутреннему «я» задачу, в ближайшие 5 лет вырасти с мастера производственного обучения до преподавателя или до заведующего отделением.

Через год мне предложили перейти на должность заведующего мастерскими. Еще через 12 месяцев повысили до заместителя директора по производственному обучению. Шесть лет я проработал на этой должности. За этот период колледж изменился очень сильно, было реализовано много интересных проектов – и учебных, и производственных.

Артем Рыбак в учебной лаборатории
Артем Рыбак в учебной лаборатории

Наверное, самый значимый для меня, я и по сей день в нем участвую, – это, конечно же, в 2014 году вступление Республики Беларусь в международное движение WorldSkills.

Мы съездили в Финляндию, изучили опыт работы производственного обучения этой страны. Посмотрели, как у них проходит национальный внутренний чемпионат Taitaja. В Финляндии профессионально-техническое образование ценится больше, чем высшее и процентов 90-95 финов, выпускников школ, сначала идут получать рабочую профессию, а только потом ставят для себя задачу – получить высшее образование.

Мне очень понравилась их практико-ориентированная система обучения, и я еще больше загорелся желанием внести свой вклад в развитие системы профессионально-технического и средне-специального образования нашей страны.

Вот тогда понял, что хочу поучаствовать в движении WorldSkills в качестве эксперта. Первый белорусский чемпионат мы провели, как понимали, как увидели у финов. Позже мы посетили конкурс в России, а затем полетели в Сан-Пауло в Бразилию и там, конечно, были ошарашены мировыми стандартами. Здесь, кстати, я уже был зарегистрирован как международный эксперт от Беларуси по компетенции «Токарные работы на станках с ЧПУ».

В стандартах WorldSkills каждый конкурсант работает с программным обеспечением CAD/CAM. Мы увидели то, чего не было в нашей системе образования. Получив огромный багаж знаний, пообщавшись с коллегами из разных стран (Австрия, Бразилия, Германия, Казахстан, Китай, Россия, Тайвань, Франция, Швейцария, Япония), мы начали менять подходы и содержание профессионально-технического и средне-специального образования.

Как международный эксперт, побывавший на ведущих предприятиях Германии, посетив 12 учебных заведений в странах ЕС, порядка 10-ти учреждений образования России, приняв участие в 3-х мировых чемпионатах WorldSkills(Арабские Эмираты, Бразилия, Россия), в чемпионатах EuroSkills, организовав 3 Республиканских чемпионата WorldSkills Belarus, хочу сказать, что сегодня мы не отстаем от зарубежных коллег.

Когда мне предложили возглавить колледж, волнительно было осознавать, что я буду руководить тем коллективом, который обучил меня профессии, повлиял на формирование моей личности. Тем, где я сегодня нахожусь, я в том числе обязан своим педагогам.

«WorldSkills Belarus»

Сегодня я занимаюсь организацией IV Республиканского конкурса WorldSkills Belarus. Программа соревнований включает 47 компетенций, в 5-ти из которых принимают участие студенты нашего колледжа («Токарные работы на станках с ЧПУ», «Фрезерные работы на станках с ЧПУ», «Мехатроника», «Полимеханика и автоматизация» и «Автосервис»).

Для того, чтобы стать участником WorldSkills Belarus, мы проводим отборочный этап внутри колледжа. Студенты, подавшие заявку на участие, сначала проходят дополнительное обучение, выполняют разработанное нами задание и только после этого начинается подготовка к соревнованию.

На предыдущих 3-х чемпионатах в состав национальной сборной входило как минимум по 3 наших учащихся или выпускника.

Выпускник колледжа современных технологий в машиностроении и автосервисе
Выпускник колледжа современных технологий в машиностроении и автосервисе

Во время проведения WorldSkills Belarus за каждой компетенцией закреплен главный эксперт. Он привлекает к сотрудничеству крупных партнеров, которые, в свою очередь, на бесплатной основе предоставляют свое оборудование. Например, компания DMG MORIв этом году привозит на чемпионат 3 токарных станка и 3 фрезерных. По метрологии и цифровому мерительному инструменту нас поддерживает компания Mitutoya, выпускающая мерительный инструмент мирового класса. Также есть ряд компаний, чьи представительства находятся на территории Республики Беларусь. Например, компания Твинг-М, реализующая на белорусском рынке израильский инструмент, компании ISCAR, они же и обеспечивали национальную сборную режущим инструментом на мировых чемпионатах.

«Каждый человек, каждое производство важно»

Быть IT-страной – это не есть хорошо. Да, сегодня это модно, классно, платят много. Но все, чем пользуется IT-шник (компьютеры, гаджеты), сначала необходимо изготовить. Либо сразу пресс-форму, либо сделать станок, на котором будет изготавливаться плата и выплавляться остальные детали. Мы, так или иначе, будем приходить к промышленному сектору.

Сегодня уделяется много внимания искоренению стереотипа и у родителей, и у учащихся о том, что промышленный сектор – грязное масляное производство, разводные ключи и по уши грязный рабочий.

Все уже далеко не так. Сегодня – это современные технологии, а самое главное – культура производства, то, чего не всегда хватает нашим предприятиям. Это правильное хранение и перемещение деталей, правильное обращение, как со вспомогательным инструментом, так и с контрольно-измерительным.

Артем Рыбак со студентом колледжа в учебной лаборатории
Артем Рыбак со студентом колледжа в учебной лаборатории

Металлообработка – это уже не летящее во все стороны масло, стружка, СОЖ, а станок, регулируемый числовым программным управлением.

По моему мнению, рабочий со средне-специальным, либо рабочий с профессионально-техническим образованием, однозначно, человек с высоким интеллектом. Тот, который способен мыслить, в сложных ситуациях принимать самостоятельные решения. Ну а дальше ему в помощь современные технологии и автоматизация производства.

Автоматизация, к слову, не зверь, которого нужно бояться, думая, что она отберет у нас рабочие места. Она как раз поможет облегчить труд рабочих, и они перейдут в обслуживающий персонал наладчиков этого оборудования.

Наш колледж занимается опережающей подготовкой специалистов и подтверждение тому – открытие специальности «техник-мехатроник» и запуск передовых лабораторий «Индустрия 4.0» и «Мастерская многоосевых станков с ЧПУ».

Первая включает цифровизацию и автоматизацию производства. Внутри этого учебного центра функционируют станки премиум класса (5-ти осевые фрезерные, многоосевые токарные), которые позволяют изготавливать корпусные детали сложной формы, токарный станок с контршпинделем и осью Y (дополнительная ось), позволяющий повысить уровень контроля качества, а также цифровой мерительный инструмент.

«Мастерская многоосевых станков с ЧПУ» включает первые многоосевые станки в системе образования Республики Беларусь. Мы уже сегодня вносим изменения в содержание учебных программ для того, чтобы через 3-4 года выпустить тех же наладчиков станков с ЧПУ, операторов станков с ЧПУ, которые уже имеют навыки управления станками многоосевой обработки.

«Кадры решают все»

Наверное, в силу того, что по гороскопу я Овен, да еще и в год Дракона родился, для некоторых я немножко тяжелый человек. Упертость и упрямость – это про меня.

За тот небольшой период моего руководства колледжем его коллектив уже многое сделал, но, безусловно, та цель, та точка, к которой мы должны прийти, она еще не достигнута. И я не перестану напоминать, что двигаться к этой точке – дело совместное.

Где-то маленькими шажочками, где-то большими скачками, но мы придем к той цели, которую для себя определили. Для этого я делаю все возможное и по модернизации базы, и по укреплению финансовой составляющей нашего коллектива.

И, конечно же, кадры решают все! Без квалифицированных специалистов результата не будет. Поэтому мы присматриваемся. Есть ряд преподавательского состава, который в силу возраста или своих возможностей, к сожалению, где-то отстает. Мы стараемся «омолаживать» их знания, отправляем на стажировку за границу, на ведущие предприятия Беларуси. У колледжа заключено порядка 20-ти договоров о сотрудничестве с учреждениями образования стран ЕС, Казахстана и России.

Опираемся и на базовые предприятия: «АМКАДОР», «Белгидравлика», МТЗ, МЗКТ, ММЗ им. С. И. Вавилова, «САЛЕО» и прочие.

Также наши преподаватели проходят повышение квалификации на факультете Республиканского института профессионального образования. Очень важна правильная методическая педагогическая работа, умелый подход к каждому ребенку и умение сделать занятие интересным.

«За мной стоят люди»

Заняв пост директора колледжа в феврале 2018 года, я стал более взвешенно принимать решения. Раньше мне казалось, что взяв на себя ответственность, я быстренько смогу решить все вопросы, раздавая указания. Оказалось все иначе.

За мной стоят люди, мой коллектив, учащиеся. Мне хочется, чтобы наше учебное заведение, наши студенты никогда не становились в один ряд с рекламацией о недостаточном уровне подготовки.

Все, что происходит в колледже, я пропускаю через себя, возможно, это мой минус. Уделяю работе практически 23,5 часа в сутки. Прихожу домой, ужинаю, общаюсь с семьей и, как только дети укладываются спать, опять сажусь за работу.

Понимаю, что уделяю семье мало внимания и надеюсь на понимание. Моя жена Наталья тоже окончила это учебное заведение. Мы, собственно, здесь с ней и познакомились. Поэтому судьба колледжа ей совсем не безразлична. Иногда я начинаю себя критиковать и винить, что что-то не получилось, что-то еще не сделано, но она всегда мне напоминает о том, чего уже достиг наш коллектив, наш колледж.

«Передача опыта и повышение квалификации»

На базе колледжа существует такое структурное подразделение, как Ресурсный центр. Это центр передового опыта, где используются современные технологии для повышения квалификации и переподготовки взрослого населения из числа слушателей, направленных предприятиями РБ и зарубежья, центром занятости или из числа людей, которые самостоятельно ищут возможность присоединиться к промышленному сектору.

После того как человек выбрал программу, специальность и сроки обучения, с ним начинается индивидуальная работа.

По направлению крупных предприятий формируются группы, желательно, не более 5-ти человек, операторов, наладчиков, техников, технологов. Они изучают новые технологии в программировании на современных станках и ПО, подтягивают знания в гидравлике и пневматике на лабораторных стендах. Повысив свою квалификацию, они возвращаются на завод более компетентными, оперативнее принимают правильное решение в ремонте, в обслуживании, в программировании и наладке, что приводит к росту производительности труда и повышению качества выпускаемой продукции.

В 2020-2021 учебном году мы будем реализовывать 13 различных программ, курсов (недельных и двухнедельных) для 342 человек из других учреждений образования (Барановичи, Гомель, Гродно, Жодино, Минск, Молодечно). Учащиеся вместе с преподавателем, куратором, мастером будут приезжать к нам в колледж и проходить обучение по тем направлениям, которые им не могут дать в учебном заведении из-за отсутствия нужного оборудования (станков с ЧПУ, тренажеров, современного цифрового инструмента).

Оборудование в учебной лаборатории
Оборудование в учебной лаборатории

«Все должно быть в балансе»

Учебный план колледжа развит всесторонне. Иногда возникают споры с преподавателями-спецами. Они говорят об увеличении часов практики и уменьшении блока социально-гуманитарных дисциплин. Но нет, нужно соблюдать баланс. Мы готовим не просто специалиста, а участвуем в формировании личности, способной самостоятельно жить в социуме.

Конечно, талант важен в любой профессии. Талантливые люди добиваются больших успехов. Но в первую очередь должно быть желание учиться и достигать успехов в работе.

«Уход в виртуальное пространство – правильное решение»

С началом вступительной кампании мы немножко паниковали. В марте из-за пандемии, ухода школ на дистанционное обучение, мы ощутили провал в профессионально-ориентационной деятельности. Возможность посещать учебные заведения отсутствовала, но мы нашли выход из ситуации – начали работу в социальных сетях. Создали аккаунты в Instagram, Facebook, Вконтакте, информировали о нашей деятельности, достижениях и новинках, рассказывали о специальностях. Нам даже удалось провести день открытых дверей в онлайн-формате. Уход в виртуальное пространство, где сегодня большое количество времени проводят подростки, было правильным решением.

«Понятие ПТУ-шник уходит»

Сегодня существует определение лицей, профессионально-технический колледж, колледж и ВУЗ. С принятием нового кодекса об образовании мы перейдем к единому виду учреждения образования – колледж, реализующий различные образовательные программы: профессионально-техническую и средне-специальную.

До 2017 года мы были профессионально-техническим колледжем, реализующим программу ПТО, позже учащиеся могли продолжить обучение в колледже в рамках ССО по сокращенной форме и интегрированным программам.

Сегодня многие бывшие профессионально-технические училища могут дать фору даже высшим учебным заведениям. Это связано с тем, что требование к рабочим становится совсем иное. Например, сантехника мы привыкли представлять, как такого своеобразного Афоню немножко под шафе и с гаечным ключом в руках. А нет. Сегодня это трезвый, мыслящий человек, подключающий не просто сантехническое оборудование, а встраивающий в это оборудование элементы электроники и автоматики.

«Наши учебные центры – современнейшие»

Сегодня, ознакомившись с материально-технической базой колледжа, можно заметить большое количество тренажеров. Это программное обеспечение, имитирующее органы управления станков с ЧПУ, и программное обеспечение, позволяющее изучить пневматику и гидравлику. Раньше это постигалось теоретически, сегодня выложено в мир виртуальной игрушки.

Колледж проводит обучение по 8-ми специальностям. В стенах нашего учебного заведения функционирует 17 лабораторий и 11 учебных мастерских. Каждая лаборатория формирует определенную компетенцию для каждой из осваиваемых специальностей. Они оснащены оборудованием мировых производителей (Festo, Lucas-Nülle, LD-Didactic). У нас изучаются такие системы с ЧПУ, как SINUMERIK, FANUC, HAAS. Прежде чем делать закупки, изучаем рынок. Смотрим, сколько на белорусских предприятиях установлено оборудования с теми или иными компонентами. Ведь можно взять никому неизвестную систему или технологию и пытаться ее внедрять здесь, но это не имеет смыла, если она отсутствует на нашем рынке.

Учебный центр "Индустрия 4.0"
Учебный центр "Индустрия 4.0"

«Не хотим устраивать казарму»

Однозначно, наше учебное заведение в основном мальчуковое, так было всегда. Но мы не хотим устраивать здесь казарму, поэтому стремимся находить востребованные специальности среди девушек. Одной из таких является «операционная деятельность в логистике» с присвоением двух рабочих квалификаций – «комплектовщик» и «кладовщик». На эту специальность набор идет уже 4 года. К слову, в этом году из колледжа выпустилась первая группа логистов – 6 дипломов с отличием.

Если оглянуться на опыт России или Германии, то такая специальность, как «мехатроника» тоже популярна среди девушек. Мы стараемся убирать стереотип восприятия этой специальности как исключительно мужской. Если у девчонок есть желание получить техническое образование – пожалуйста, рады будем видеть.

«Не жалей, делись»

Думаю, для того, чтобы предупредить профессиональное выгорание, нужно периодически анализировать свою деятельность, чаще общаться с людьми. Мне нравится работать с молодежью, хочется делиться с ними своими знаниями.

Опыт работы у меня вроде бы еще не очень большой, хоть и имею 14 лет трудового стажа. Надеюсь, не скоро ко мне придет профессиональное выгорание. Все-таки мыслей, идей и желания – очень много.

Наша главная задача – подготовка высококвалифицированных специалистов для отрасли и, конечно, поддержание бренда нашего образования. Хочется, чтобы оно ценилось. Поверьте, оно ничем не хуже, чем за границей.

«Любимое место в колледже…»

Центральный вход. Каждое утро, заезжая на территорию, я оказываюсь в частичке себя, своего дома. Да, это мой дом. Хочу, чтобы здесь было комфортно и уютно каждому жителю, как в моей семье.

«Качество, которым больше всего горжусь…»

Целеустремленность. Стараюсь всегда добиваться всего, чего хочу. Но не всем это нравится. Иногда даже домашние немножко критикуют, что не всегда могу уступить человеку, но если человек докажет мне свою правоту, я, конечно, стану на его сторону.

«Лучший совет, который мне давали…»

В любой ситуации всегда оставайся человеком и цени обстоятельства, в которых ты находишься. Родители меня хорошо воспитали и многому, что есть в моей жизни, я обязан им.

«Возвращаться – хорошая примета»

Я очень много путешествую, но домой возвращаться всегда приятнее. Родная Дражня – болото, которое засосало меня на всю жизнь. Я здесь вырос, знаю каждый закуток. Хорошо может быть в любом месте, главное – своя компания и любимый человек рядом.

«Моя идея о счастье…»

Дружная, любящая семья, здоровые друзья и родственники.

Ксения ШЛЕМЕН

Фото автора

#машиностроение #колледжРИПО #worldskillsbelarus