Найти тему

Сообщенія и письма. (1905, № 50)

Село Загалецъ, Бородянской волости, Кіевской губерніи.

Человѣкъ я малограмотный, окончившій только церковно-приходскую школу, а потому и прошу извинить меня за нескладность письма; но я русскій человѣкъ и считаю своимъ долгомъ сообщить редакціи то, что говоритъ и чего желаетъ православный русскій народъ. Вотъ мы стали читать въ нумерахъ вашей досточтимой газеты и въ прочихъ газетахъ, что надежды на миръ все увеличиваются. Но нашъ народъ не радуется тому, что перестанетъ выпроваживать своихъ отцовъ, дѣтей и братьевъ на кровавый бой въ Маньчжурію; вездѣ, гдѣ только не соберется толпа народа, слышится одно — толки о мирѣ. Вездѣ печальныя лица. Вездѣ одна молва: да почему же насъ не требуютъ, неужто мы не съумѣемъ постоять за Царя и Отечество на полѣ брани? Неужели у насъ нѣтъ золотой казны? Но вѣдь много же народа въ Россіи, не мало и достоянія, есть на что войну продолжать. А если нѣтъ казны, такъ все имущество долой, на что намъ богатство, если придется побѣжденными и униженными жить, да японцу военную подать платить! Мы лучше втрое больше заплатимъ да не японцу, а на войну съ нимъ. Вѣдь, русскій народъ не привыкъ предъ чужеземцемъ шапку ломать, да еще ему военную подать платить. Лучше все имущество свое отдадимъ и головы свои сложимъ по слову царскому. Пусть намъ плохо будетъ, но зато ни японецъ, ни другой чужеземный врагъ не осмѣлится поднять мечъ на дѣтей нашихъ.

Еслибы мы, маленькіе сѣрые люди, могли сказать свое слово, то отъ всего сердца молвили бы:

Милостивый Батюшка Царь!

Молви только, взглядомъ поведи—

Мы опять повсюду будемъ впереди.

Подъ Маньчжурскими вратами

Будемъ драться мы съ врагами.

Вотъ рыдаютъ наши жены,

Дѣды, старцы вопіютъ,

Что злодѣи разъяренны

Мечъ и пламень намъ несутъ.

Нѣтъ ужъ больше силъ владѣть собой

И душа и сердце просятся на бой.

Такъ впередъ ребята!

Съ вѣрой и штыкомъ

Побѣдимъ или умремъ

Всѣ костями мы поляжемъ,

Умирая смѣло скажемъ

Правнукамъ въ завѣтъ:

Въ русскомъ войскѣ трусовъ нѣтъ!

Война! Война! Когда-нибудь, дастъ Богъ, и побѣдимъ. До полной побѣды надъ врагомъ, мира быть не можетъ. Пусть не сомнѣвается Батюшка-Царь — не страшны намъ враги ни наружные, ни внутренніе. Да будетъ всѣмъ этимъ врагамъ вѣдомо, что силенъ русскій народъ вѣрою въ Бога и любовію къ своему обожаемому Царю, и что всѣ они исчезнутъ отъ лица Его.

Покорнѣйше прошу напечатать все это. Быть можетъ прочитаетъ кто-нибудь изъ этихъ смутьяновъ и враговъ внутреннихъ и да вѣдомо ему будетъ, что погибнетъ онъ со своими злыми замыслами. Деревенскій людъ готовъ перенести всѣ бѣдствія, но не измѣнитъ своему Царю, и по первому Его слову готовъ въ огонь и воду.

Подписчикъ Евфимій Лыга.

24 іюля 1905 г.

С. Тамакульское, Камышловскаго уѣзда, Пермской г.

Вполнѣ согласенъ я съ мнѣніемъ Шелудковскаго волостного писаря Шпилева, изложеннымъ въ № 32 „Сельскаго Вѣстника" за настоящій годъ, что общинное землепользованіе крайне вредно отражается на крестьянскомъ благосостояніи. Но, правда, мнѣ желательно оговориться, такъ какъ Россія велика, и я не знаю гдѣ, кому и какъ живется, и жизненныя и другія мѣстныя условія разны, а также не вездѣ крестьяне надѣлены одинаковымъ количествомъ и качествомъ земли, въ такомъ случаѣ прямо нельзя сказать, чтобы община вездѣ вредна была для крестьянъ. А что касается нашей мѣстности, то община много надѣлала намъ бѣдъ и принесла страшныя несчастія и разореніе народу, примѣры чему таковые: при всякомъ земельномъ передѣлѣ избираются у насъ старшины — мѣрщики, уполномочиваются они въ правахъ приговоромъ въ такомъ смыслѣ, что ужъ при передѣлѣ земли, что кому дадутъ, спорить нельзя. И что же теперь у насъ, благодаря такимъ полномочіямъ мѣрщиковъ, отъ ряда нѣсколькихъ земельныхъ передѣловъ получилось? А получилось вотъ что: общество раздѣлилось чуть почти не на двѣ равныя партіи; первая составляетъ людей, у которыхъ всегда свое на умѣ, это есть хитрые міроѣды, пускающіе для достиженія своей цѣли въ ходъ все: и горло и угрозы, и свойство и, кумовство, а самое главное водку — послѣдняя нынѣ особенно въ ходу, такъ что во время передѣловъ мѣрщики пьютъ не просыпаясь. А вторая партія, люди болѣе справедливые, которыхъ сравнительно не много, а затѣмъ скромные бѣдняки, не желающіе обыкновенно ни о чемъ спорить, и другіе тому подобные простачки. И вотъ первая партія, чрезъ свои пронырства и пройдошества и чрезъ угощеніе водкой, получила полевыя угодья самаго хорошаго качества и съ большими излишками, даже есть по нѣсколько десятинъ на дворъ, а вторая получила за свою справедливость, смиренство и уступчивость самые плохіе участки и кругомъ оказалась обсчитанной. Изъ чего нетрудно теперь всякому заключить; насколько являются выгодны для однихъ и обидны для другихъ однообщественниковъ наши передѣлы, а слѣдовательно и община. Къ тому же надобно замѣтить, что у насъ вѣдь одна десятина пахоты по качеству стоитъ отъ 3-хъ до 6-ти и даже до 8-ми руб. въ годъ, а другая, рядомъ почти лежащая, стоитъ только отъ 1-го до 3-хъ руб., а выкупъ со всѣхъ получившихъ надѣлъ одинаковый. Тогда насколько приходится обременительно бѣднякамъ платить подати противъ безжалостныхъ міроѣдовъ. Гдѣ же тутъ справедливость, и какъ могутъ тянуться послѣдніе за первыми? Дѣлается же все это на законномъ основаніи, т.-е. по приговорамъ, въ которые никакое начальство вмѣшиваться не имѣетъ права. Надо еще пояснить и то, что изъ сказаннаго мною выходитъ, какъ будто бы одна половина жителей въ обществѣ, получившая хорошіе надѣлы, должна жить хорошо, плохо же жить надо только послѣдней, но на самомъ дѣлѣ у насъ выходитъ далеко не такъ: много вѣдь есть мірскихъ горлохватовъ, которые, по лѣности, пьянству и другимъ подобнымъ причинамъ, разстроили свое хозяйство; ухитрившись получить хорошій надѣлъ, котораго не обрабатываютъ, а тотчасъ же продаютъ богачамъ, а сами, присоединяясь къ лагерю бѣдныхъ, снова опять, при всякомъ удобномъ случаѣ, путаютъ другія мірскія дѣла. Поэтому выгода отъ такого раздѣла бываетъ очень немногимъ. Съ другой стороны и самое главное, община отражается вредно на благосостояніи крестьянина еще и потому, что какого бы качества не достался пай земли по передѣлу, все-таки онъ кажется человѣку не своимъ, сердце къ нему не лежитъ, ибо по другому передѣлу онъ можетъ достаться не ему, почему у насъ пахоты совсѣмъ не удобряются, да къ тому же угодья находятся отъ села не на одинаковомъ разстояніи, т.-е. одни въ верстѣ, а другіе въ 8-ми верстахъ. Вслѣдствіе чего, кто ужъ попалъ на близкое поле, то вѣдь удобно и унавозить его, и таковые владѣльцы споконъ вѣка сидятъ на однихъ и тѣхъ же участкахъ и ихъ никакъ нельзя сжить, „мы вѣдь трудъ положили на эти поля", говорятъ они, обыкновенно, во время передѣловъ. А такъ ли придется пользоваться участкомъ и столь ли выгодно тому, кто получитъ его за 8-мъ верстъ отъ села? Опять-таки гдѣ же тутъ справедливость и какъ сему послѣднему унаваживать его? Поэтому тоже ничего хорошаго въ нашей общинѣ нѣтъ.

То ли бы дѣло было, если бы надѣлъ человѣку давался близко ли, далеко ли отъ села, но разъ навсегда, то многіе бы устроили на своихъ надѣлахъ хутора или выѣхали на таковые совсѣмъ съ домомъ, что облегчило бы способы по удобренію неплодородной земли, могла бы быть тогда использована всякая неудобица посадкой лѣса или посѣвомъ травъ; не занадобилось бы время употреблять на излишніе переѣзды съ поля на поле во время работъ. И мнѣ кажется таковое устройство крестьянъ на землѣ во многихъ бы развило охоту къ хлѣбопашеству, которые теперь смотрятъ на это дѣло сквозь пальцы или совсѣмъ бросили земледѣліе, удирая отъ общественнаго безпорядка на отхожіе заработки или измышляя другую какую-нибудь легкую жизнь.

Михайло Н. Илюхинъ.

Іюля 16 дня 1905 г.

Деревня Верхне-Чемы, Томской губ.

Живу я въ Сибири вотъ уже десятый годъ и за это время хорошо ознакомился со всѣми нравами и обычаями крестьянскаго населенія Сибири, поголовно неграмотнаго, не имѣющаго совершенно никакого понятія о томъ, какой приноситъ вредъ водка и табакъ, а также какіе крестьянинъ получаетъ убытки отъ этого вреднаго вещества.

О табакѣ уже не такъ можно говорить, какъ объ водкѣ, табакъ только приноситъ одинъ вредъ, а расходы не особенно большіе, но водка такъ сильно вредитъ человѣческому организму, а какіе получаютъ убытки, какія разоренія бываютъ отъ пьянства, даже описать трудно. Всюду въ деревнѣ распространилось пьянство; кто захвораетъ — лечатъ водкой, не смотря на возрастъ больного, взрослый или ребенокъ — это безразлично. Я даже встрѣчалъ, — 3-лѣтнему хворому мальчику наливали въ чайное блюдце водки, и онъ пилъ какъ питье. Я сколько разъ родителей этого мальчика убѣждалъ, что это сильно вредно для малолѣтнихъ дѣтей, а особенно больныхъ, но они и слушать не хотѣли, указывая на то, что были случаи, что нѣкоторыя дѣти не пили водки до 20 лѣтъ, а впослѣдствіи сильно пьянствовали. Нынче рѣдко можно кого-либо встрѣтить непьющаго, а если попадетъ не пьющій водки человѣкъ въ рабочую артель, то отовсюду на него льются всякія насмѣшки и колкости, каждый старается склонить такого человѣка къ разврату.

Дѣти, слѣдуя примѣру взрослыхъ, также дѣлаютъ разныя глупости, которыя ведутъ малолѣтнихъ дѣтей къ губительному разврату. Если была бы среди крестьянскаго населенія школа, то это все постепенно бы сокращалось, эти гнусныя привычки стали бы бросать. У насъ въ деревнѣ В.-Чемской, Бугринской волости, Томскаго уѣзда, крестьянамъ жить можно легко, потому что все населеніе обучено пимокатному ремеслу (производство валеной обуви), заработокъ получаютъ очень хорошій, по 3 и 4 рубля въ недѣлю, въ мастерской, въ 5-ти верстахъ отъ дер., въ с. Бирскѣ. Работаютъ 10 мѣсяцевъ въ году. Но сгубило пьянство, отчего пропивается почти весь недѣльный заработокъ, да еще упускается будничное рабочее время, и выходитъ упадокъ хозяйства. Земля родитъ очень хорошо, если кто хорошо обрабатываетъ ее; обыкновенно съ десятины получается въ хорошій годъ, въ среднемъ, 100 пуд. пшеницы. Засѣваютъ средніе домохозяева по 10 десятинъ пшеницей, продаютъ пшеницу по очень сходной цѣнѣ, 60 и 70 к. за пудъ, простую; лучшихъ сортовъ пшеницу здѣсь сѣютъ очень мало, потому что грамотныхъ крестьянъ совсѣмъ нѣтъ, а если со стороны кто станетъ говорить о выпискѣ сѣмянъ, то не надѣются на доброкачественную высылку сѣмянъ складомъ, а будь бы одинъ грамотный, испыталъ и выписалъ бы изъ склада хорошія хлѣбныя сѣмена, — и другіе дѣлали бы то же. У насъ, въ Томской губерніи, земля разрѣзана на участки между деревнями, а также надѣлены деревни лѣсными и луговыми участками. Изъ лѣсныхъ участковъ были распредѣлены дѣлянки для выдачи крестьянамъ строевого лѣса на поправку хозяйственныхъ построекъ, но они, вмѣсто того, всѣ поголовно свой лѣсъ продали, отъ продажи котораго было выручено на каждаго домохозяина 50 руб. въ годъ, каковая сумма денегъ, конечно, не была употреблена въ пользу, а только и были видны пьяныя толпы ежедневно. О плугахъ здѣсь даже и слушать не хотятъ, считаютъ ихъ неспособными для тяжелой сибирской почвы, думаютъ, что хлѣбъ не будетъ родиться отъ нихъ. А это потому, что здѣсь есть много малороссовъ, которые привезли вмѣстѣ съ собою съ родины плуги, которыми обрабатываютъ сибирскую тяжелую землю по малороссійскому, отчего получаются плохіе урожаи хлѣба; поэтому сибирскіе крестьяне и опасаются завести въ своемъ хозяйствѣ плуги. Я нѣсколько разъ пробовалъ убѣдить хозяевъ завести хотя одинъ плугъ, но они не рѣшаются. Плохо безъ школъ въ Сибири, нѣтъ грамотныхъ, оттого и хозяйство ведется по допотопному образцу; какіе обычаи заведены въ Сибири, тѣ въ Россіи уже пятьдесятъ лѣтъ брошены. Плохо Сибирь образовывается, въ городахъ и то еще пахнетъ стариной, а въ деревняхъ все не брошены допотопные обычаи.

Крестьянинъ И. Е. Костинъ.

1905 г. іюля 15 дня.

Изъ деревни Шемякиной, Московской губ. Примите и мою посильную лепту въ общую сокровищницу. Правда — драгоцѣнный кладъ.

Въ вашемъ уважаемомъ „Сельск. Вѣстн.," подъ рубрикой „О семейной собственности", въ № 37-мъ, сего года, написано: что бы главой семьи могъ быть старшій; это да, но только родители и могутъ быть старшими для нихъ, всѣ пальцы одинаковы, какой не укуси — равно больно...

И дѣти чтутъ и уважаютъ родителей по слову Божію; но эти „Старшіе" какъ-то: братъ, дядя и т п., никогда не могутъ правдиво править семьей, потому что „своя рубаха ближе къ тѣлу", и они живутъ и благоденствуютъ насчетъ меньшихъ, да какъ и не жить, старшій братъ — хозяинъ, живетъ дома — хозяйствуетъ, меньшій на сторонѣ, посылаетъ ли или нѣтъ деньги домой, все равно у „хозяина брата" ничего лишняго не будетъ!., а если и будетъ, то единственно для себя, а не братьямъ. Это тоже укоренилось, и всѣ меньшіе всегда живутъ хуже, чѣмъ старшіе. Это наблюдается всегда послѣ раздѣла, и жить-то очень, очень трудно меньшимъ въ семьѣ. Живи, работай, а онъ, хозяинъ, старшій въ семьѣ, рѣдко бываетъ честенъ, если и честенъ, то наружно только, на улицѣ, а не дома. Я самъ все это испыталъ и понаблюдалъ много такихъ случаевъ. Какъ хотите — судите, но братья и проч. (кромѣ родителей) хозяевами быть не могутъ. Это зло — тормозъ, который тормозитъ жизнь среднихъ и меньшихъ; а, между прочимъ, есть въ природѣ примѣта, что лучшіе плоды родятся на серединѣ дерева.

Крестьянинъ Новожиловъ.

Изъ села Костино-Отдѣльце, Борисоглѣбскаго уѣзда, Тамбовской губерніи.

Уборка ржи кончилась съ возкой въ первой половинѣ іюля; рожь хорошая, а яровые плохи, кто убираетъ, кто ждетъ дождя, еще что-нибудь подростетъ. Открылось опять пьянство, воровство, и Господь, видимо, за беззаконіе разгнѣвался на насъ, грѣшныхъ; вмѣсто дождя, 13 іюля, въ 5 часовъ вечера, послалъ надъ селомъ Костино-Отдѣльцемъ градъ, величиною въ голубиное и куриное яйцо и гранатные осколки, котораго 60 или 100 лѣтъ, кто живетъ, не видали; всѣ окна на вѣтру въ домахъ выбиты, много людей и скота ранены, сады и деревья, какъ послѣ пожара, стоятъ голые, даже желѣзныя крыши оказались во многихъ мѣстахъ пробитыми. Со слезами на глазахъ передаютъ наши крестьяне другимъ, приговаривая: вотъ какъ Господь наказываетъ насъ недовольныхъ своимъ состояніемъ и войной, пускай прикажетъ Батюшка Царь — все отдадимъ. Его Святая на то воля, но позорнаго мира никто не желаетъ.

Крестьянинъ Василій Павловъ Санинъ.

15 іюля 1905 года.

Аргуновское волостное правленіе, Покровскаго уѣзда, Владимірской губерніи.

Въ селѣ Аргуновѣ, Покровскаго уѣзда, Владимірской губерніи, 20-го іюля сего года состоялось торжество открытія памятника Царю-Освободителю Императору Александру II, сооруженнаго крестьянами Аргуновской волости въ память освобожденія крестьянъ отъ крѣпостной зависимости. На торжествѣ открытія присутствовало все покровское начальство во главѣ съ мѣстнымъ земскимъ начальникомъ, княземъ Вахваховымъ, которымъ была крестьянамъ объявлена благодарственная телеграмма начальника губерніи и отъ себя сказана рѣчь въ духѣ преданности Престолу. Фигура Императора въ 3 ар. и 4 вер. бронзоваго цвѣта, въ порфирѣ, поставлена на гранитномъ пьедесталѣ. Сооруженіе памятника обошлось крестьянамъ въ 5000 р.

Волостной старшина И. Пелевинъ.

[Сельскій Вѣстникъ, 1905, № 50, стр.7-8]

Подписаться на канал Новости из царской России

Оглавление статей канала "Новости из царской России"

YouTube "Новости из царской России"

Обсудить в групповом чате

News from ancient Russia

Персональная история русскоязычного мира