Одним из самых главных вызовов второй половины 20-го века для СССР можно считать начало и почти 50-ти летнее продолжение так званой “холодной” войны. Названное таким образом глобальное, по сути, соперничество двух идеологий, год за годом вынуждало Советский Союз доказывать свою мощь и состоятельность в самых различных сферах.
Разумеется, одним из приоритетов здесь было развитие военной отрасли, в которой инженерный гений советских ученых не раз показывал и доказывал собственное величие. И пускай ЗиЛ-137 не является вершиной в подобных изысканиях и новаторских задумках, но в свое время он стал чуть ли не образцовой машиной в своем классе.
И снова американцы
В конце 50-ых и в начале 60-ых происходил очередной эволюционный виток в развитии современного вооружения. Чтобы не отстать от заклятых врагов — американцев, советские военные ученые должны были не просто модернизировать уже имеющуюся технику, типа самолетов, баллистических ракет, ЗРК и т.д., но и создать абсолютно новые и уникальные модели и образцы, которые бы превосходили западных конкурентов если не во всем, то, по крайней мере, в большинстве параметров.
И, естественно, советские мастера все это делали. Примером этого можно считать наиболее смертоносную на то время систему РЗО “Точка”, которая могла накрывать противника градом смертоносного огня на расстояниях, превышающих десятки и сотни километров.
Подобное изобретение можно было считать настоящим прорывным успехом. Но вот незадача — ее тягач, или другими словами — автопоезд, ответственный за непосредственное передвижение “Точки”, уже был устаревший и солидно проигрывал аналогичным американским машинам. Так и родилась потребность в ЗиЛ-е -137.
Тернистый путь к успеху
В начале 60-ых завод им. Лихачева, до этого ответственный за создание большинства тягловой технике в Союзе, принялся за реализацию новой задачи. Нужно было не только увеличить характеристики уже существующих моделей тягача — ЗиЛ-157 и ЗиЛ-107, необходимо было пересмотреть саму основу “сердца” машин, его мотора, движка. Как и всегда, подобная задача была не из легких, но тогда на подобное не было принято обращать внимание.
В итоге, менее чем за год активной работы был создан первый прототипа нового автопоезда, в котором были существенно пересмотрены принципы гидравлики в двигателе, а также улучшена конструкция самой машины, благодаря чему новый тягач стал более мощным, выносливым, а грузоподъемность увеличилась на несколько тонн. Это делало ЗиЛ-137 одной из лучших, если не лучшей, машиной в своем классе.
Служу отечеству
После того, как первый прототип был утвержден к заводским, а потом и государственным испытаниям, в течении 2-ух лет — в 63-ем и 64-ем годах, шла обкатка 137-го, в ходе которого было установлено и исправлено множество мелких и не очень косяков, которые свойственные любому “сырому” изделию.
В ходе этих испытаний ЗиЛ накатал не одну тысячу километров и в конце концов был принят на службу в армию.
Заключение
Будучи одной из первых машин в своем классе, ЗиЛ-137 уже сейчас не соответствует высшим мировым стандартам, при этом все равно оставаясь качественной машиной. Поэтому и по сей день он применяется в войсках РФ.