Итак, после того как с помощью игр, о которых я писала здесь, мы с сыном выучили алфавит и научились складывать слоги в слова, пришло время работать и над скоростью чтения. А чтобы скорость была, нужно всё время тренироваться. Навык чтения в дошкольном возрасте - очень хитрый зверек. Если его не продолжать постоянно дрессировать, то он одичает обратно.
В идеале каждый день хотя бы по 5-10 минут нужно читать. Но читать азбуку дома скучно, ведь вокруг так много отвлекающих обстоятельств в виде игрушек, телевизоров и прочих гаджетов. Какой у нас выход? Играть в чтение! Сегодня на повестке дня 4 игры. И в конце статьи маленький полезный совет, как побудить ребёнка читать книги самостоятельно.
Эти игры не только очень помогли нам научиться читать быстрее и понимать прочитанное. Они хороши тем, что буквально напичканы самыми полезными для дошкольника заданиями, которые просто так его выполнять не уговоришь. А тут такой стимул, поиграть с родителями же хочется!
1 . "Чумачечий квест". Потрясающая многогранная игра! Фигурки-богатыри ушли мыться в баню, а в это время тёмные силы украли всю их одежду и снаряжение.
Описание: богатырям предстоит путешествие по сказочной стране. За прохождение испытаний игроки будут получать часть своего снаряжения в виде элементов пазла, у каждого своя картинка. Цель игры — собрать своего богатыря.
В комплекте: сборное игровое поле, кубик и 3 фигурки богатырей, 120 карточек с заданиями, 3 пазла богатырей, 70 пазликов с буквами, компас со стрелкой
За что я люблю эту игру, так это за то, что она командная, учит играть не только за себя, но и за друга. Даже если ты первый собрал своего богатыря, битва не закончена, все играют до тех пор, пока не отвоёван последний кусочек пазла у какого-нибудь Соловья-разбойника или Пирата. А еще здесь кроме чтения развивается артистизм, фантазия, грамотная речь, внимание, логика.
Самые любимые задания у моего сына – это объяснять слова без слов (например, покажи утку), угадать букву, написанную пальчиком на спине, и «горячо-холодно», когда я прячу его богатыря, а он ищет.
Задания очень разнообразны, их аж 29 видов! Уже год мы в этот квест играем, а всё еще попадаются новые. Плюс еще и в том, что в игре есть 3 уровня сложности, то есть она растёт вместе с ребёнком.
Дети эту игру любят. Я иногда предлагаю сыну на выбор, почитать 10 минут или сыграть в богатырей. И он в 90% случаев выбирает богатырей. Хотя просто чтение занимает 10 минут, а богатыри 30-50, в зависимости от количества игроков.
2. "Фефекты фикции". Она из этой же серии про богатырей. После покупки первой игры, я не смогла удержаться и в доме появилась вторая. Строго говоря, она в первую очередь логопедическая, на отработку всех возможных западающих звуков в домашних условиях. Но в ней тоже есть карточки с написанными заданиями. Поэтому хитрая мама сказала сыну, что задания эти нужно читать самому 😊Вот он и читает, причём теперь уже с удовольствием! Сам прочитал, сам понял, сам обрадовался, что понял. Красота! Так что я считаю, что на отработку чтения эта игра очень даже подойдет.
Описание: игроки отправляются в путешествие, выполняют задания сказочных персонажей. Ребята активно используют воображение, развивают речь, мелкую моторику, память, внимание и творческое мышление. Их ждут 26 видов игровых заданий (всего в игре более 350 заданий). Игра направлена на комплексное развитие речи и интеллекта.
В комплекте: игровое поле, кубик и 3 фигурки богатырей, 120 карточек с заданиями, набор счетных палочек, 3 шнурка.
Эта игра тоже командная, то есть играем всей богатырской ратью до тех пор, пока последний герой в замок не вернётся. Опять же учимся радоваться не только своим победам, но и общим достижениям. В нынешнее время эти добрые чувства у детей хромают, у них прямо остервенелая болезнь «хочу быть первым», причём часто они даже не могут объяснить для чего им это надо. Так что за этот дружественный объединяющий момент в игре я особенно благодарна авторам.
Здесь заданий тоже масса, все они разнообразны, интересны и совершенно не пересекаются с «Чумачечим к вестом». Это и выложи узор из палочек и шнурков, и повтори стишок, и дорисуй картинку, исправь ошибку во фразе, придумай предложение. И даже физические упражнения есть, чтобы дети переключили внимание и встряхнулись.
А главное, если у ребёнка западает какой-то звук, то это не игра, а просто клад! Вот вы можете заставить его регулярно делать скучную артикуляционную гимнастику дома, да еще чётко, старательно? Вот и я нет. А эта игра может!
Прежде чем сделать ход на выпавшее количество шагов, «богатырь» должен выполнить определенное артикуляционное упражнение (книжка с правилами подскажет). Иначе никак 😊 Надо только выбрать в самом начале игры какой звук вам нужно отработать, от этого будут зависеть задания. И ОБЯЗАТЕЛЬНО очень старайтесь делать эту гимнастику сами, даже если у вас никаких проблем с речью нет. Потому что у ребёнка должен быть яркий пример для подражания. И если вы будете филонить, то и он стараться не станет. А без старания в этом деле никакого сдвига не будет.
Мы вот уже с помощью этой силушки богатырской поставили мягкую Л, твёрдая еще не всегда слушается, но мы работаем.
3. «Дуббль Слова». Этой игры у нас пока нет (это ненадолго, учитывая мою любовь к настолкам), но есть обычный Дуббль, который мы всей семьей очень любим. Дуббль - это динамичная, весёлая игра на развитие внимания и реакции. А вариант для отработки чтения отличается от обычного тем, что кроме картинок на карточках есть еще и слова.
Описание: Эта игра на внимательность, в которой собрано 55 карточек. Ни одна из них не повторяется, но в каждой паре карточек есть общая картинка или слово.
Как играть: на счёт три каждый участник переворачивает свою карту и смотрит, какое изображение на ней совпадает с верхней карточкой колоды. Игроки ищут следующие совпадения: 2 одинаковые слова, 2 одинаковые картинки, картинка и слово, которое является названием картинки. Первый, кто отыщет совпадение, выкрикивает название совпавшего объекта, забирает верхнюю карту из колоды и кладет её сверху на свою карту. Тем самым он открывает следующую карточку из основной колоды — и теперь совпадения нужно искать уже с другими объектами.
Плюс этой игры в том, что она динамичная и занимает всего минут 15. Но играть в неё можно только если ребёнок уже худо-бедно читает. Понятно, что взрослые читают быстрее, так что поначалу лучше незаметно поддаваться, чтобы не отбить желание играть.
4. «Читай-Хватай». Этой игры у нас тоже нет, к сожалению. Узнала я о ней недавно. Внешне они схожи с «Дубблем», здесь тоже есть круглые карточки с картинками и словами, которые надо хватать быстрее соперника, а для этого нужно, конечно, прочитать слово. В чём разница? У «Читай-хватай» есть несколько уровней сложности, поэтому в неё можно начинать играть аж с 4-ех лет! Внушительный плюс в пользу этой игры. Минус в том, что она существенно дороже «Дуббля».
Но тут всё просто, если вашему чаду 4-5 лет, то лучше играть в «Читай-хватай», поскольку здесь можно постепенно регулировать сложность, в зависимости от навыков чтения ребёнка. Она хоть и дороже, но зато будет расти вместе с ребёнком. А если самому младшему игроку уже 6 лет и более, то и «Дуббль» отлично подойдет, поскольку начальные уровни сложности ему уже не нужны.
Хочу добавить, что сами по себе игры не научат детей читать, всё равно потребуются занятия со взрослым. Но это отличный способ потренироваться чтению, разбавив играми скучные занятия с азбукой, и разнообразить семейный досуг. Для ребёнка время, проведенное с родителями, бесценно! Для родителей тоже, но я думаю вы и без меня это знаете.
Поделитесь, какая из игр понравилась вам? Может быть в какую-то уже играли? Или знаете еще варианты?
Обещанный полезный совет!
Тихий час для нас давно уже одно название, сын не спит днём, но полежать всё равно укладываем, чтобы нервная система перезагрузилась немножко. Долго лежать скучно, поэтому он лежит час, а потом у него есть еще 30 минут на книжку. Он сам выбирает любую и 30 минут она в его распоряжении. Пока он только учился читать, он их просто смотрел, разглядывал картинки. Но однажды после такого тихого часа он вышел из комнаты и торжественно объявил: "Мама! Я прочитал целых 2 страницы!" Мы с мужем от радости и неожиданности готовы были его расцеловать.
И еще, чтобы побудить сына читать самостоятельно, я стала брать с собой небольшие книги на его любимую тему(у нас это были поезда). Везде, где нужно было ждать(поликлиника, поездка и прочие очереди, где можно присесть), у него в руках была книга. Не телефон или планшет и не игрушка, а книга. Ну или развивающий журнал с заданиями, опять же с любимыми героями, иначе фокус не пройдет. Ждать скучно, других дел, кроме как разглядывать знакомые картинки и буквы, нет. Так что мало помалу он втянулся и теперь сам просит взять с собой какую-нибудь книжку, если куда-то идем или едем.
Вот такие небольшие, но действенные хитрости.