Найти в Дзене
Top Game

История настольных игр

Добрый день. Сегодня на повестке дня длиннопост про историю настольных игр. Устраивайтесь поудобнее, мы начинаем наше путешествие.
Вы знали, что история настольных игр насчитывает не менее 5500 лет? Исследователи считают, что их история начинается в странах Ближнего Востока: Китая и Индии.
Как и сейчас, так и тогда, настольные игры были предназначены для досуга, с ними путешествовали и они

Добрый день. Сегодня на повестке дня длиннопост про историю настольных игр. Устраивайтесь поудобнее, мы начинаем наше путешествие. 

Вы знали, что история настольных игр насчитывает не менее 5500 лет? Исследователи считают, что их история начинается в странах Ближнего Востока: Китая и Индии.

 Как и сейчас, так и тогда, настольные игры были предназначены для досуга, с ними путешествовали и они развивались в большинстве культур и обществ на протяжении всей истории. 

Сегодня мы поговорим об одной из старейших известных настольных игр - Сенет.

Senet набор Аменхотепа III 1391 - 1353 гг.до н.э. Бруклинский музей
Senet набор Аменхотепа III 1391 - 1353 гг.до н.э. Бруклинский музей

Фрагментарные доски, которые могли быть сенетом, обнаружили в захоронениях Первой династии в Египте (3100 г. до н.э.). Первое изображение этой игры обнаружили в гробнице Третьей династии Хеси (2686-2613 гг. до н.э.). Людей, играющих в сенет, можно было встретить на изображениях в гробнице Рашепеша и других гробницах V и VI династий (ок. 2500 г. до н.э.). Самые старые неповрежденные доски относятся к Среднему царству. 

Изначально (время Нового царства в Египте: 1550-1077 до н.э) Сенет был задуман как представление путешествия из "ки" (жизненная искра) в загробную жизнь. Эту связь можно обнаружить в ряде текстов, а также знаков религиозного значения на самих досках сенета, благодаря исследованиям мы можем проследить эволюцию игры от светских истоков до превращения ее в более религиозный артефакт. Игра также упоминается в главе XVII Книги Мертвых. 

Картина из гробницы египетской царицы Нефертари Меренмут играющей в сенет (1295–1255 до н.э.);
Картина из гробницы египетской царицы Нефертари Меренмут играющей в сенет (1295–1255 до н.э.);

Так как игра заканчивает свою историю в 30-х годах до н.э., изначальные правила нам неизвестны и мы лишь можем догадываться о том, как же выглядела игра на самом деле. Но благодаря отрывкам древних текстов, сенетским историкам (Тимоти Кендалл и Р.К. Белл) удалось создать реконструкции игры и частично восстановить правила. Сейчас эти правила лежат в основе современного сенета. 

Игра предназначена для двух игроков и представляет собой сетку из 30 квадратов (3 ряда по 10 квадратов) и два набора пешек (не менее пяти штук). 

Ход определяется броском костей, в качестве которых используются четыре плоские палочки. Их бросают сразу все, а после происходит следующий подсчет: если упала одна палочка белой стороной вверх – 1 очко и дополнительный бросок, две – два очка и т.д. Если все палочки упали черной стороной вверх – 5 очков и дополнительный бросок (максимальный результат). Многократные броски могут суммироваться для перемещения одной фигуры или быть использованы для перемещения нескольких. 

Как мы уже говорили, каждому игроку дается пять фишек (в изначальных версиях их было семь): «катушки» против «конусов». 

Начальная расстановка: в одну линию на первых 10 клетках в верхнем ряду. Фишки часто были одноцветными и отличались только по форме. Нам известно два варианта расстановки: 1-й – с чередованием «катушек» и «конусов» (первой всегда должна быть «катушка»), 2-й – первыми в ряду друг за другом стоят «катушки», за ними «конусы». Предполагается, что второй вариант имел сакральное значение, т.к. часто встречается на фресках в гробнице. 

Доска 3 на 10 является дорожкой в форме Z, уложенной в три «слоя». Путь фишек – гонка по всему этому маршруту. Цель игры – вывести все свои фишки с доски и не дать этого сделать противнику. В игре применялась несимметричная система разметки, символизирующая ловушки, затрудняющие прохождение души умершего в загробном мире и обозначенные иероглифами, имеющими неравное значение. Считается, что каждая клетка сенета символизирует такой «Дом», где происходит то или иное сакральное действо или таинство. Игровое значение (предположительно) имеют шесть «Домов» (по другим версиям — 7 или 8). 

По пути от старта к финишу, фишки могли рубить друг друга, если нагоняли, по шахматному принципу – вставая на клетку, занятую фигурой противника. Фигура может перепрыгнуть через другую, если за ней есть свободное поле, но перепрыгнуть две и более фигуры стоящие рядом – нельзя. Две союзные фигуры, стоящие рядом «охраняют» друг друга – противник не может срубить ни одну из них; предполагается, что если стояло рядом три союзных фигуры, то их можно было разбить взятием средней из них. Правила, касающиеся разбивания линии из четырёх и более фигур, неизвестны. 

Взятая фигура ставилась на поле, откуда начала ход взявшая ее фигура, то есть фишки фактически менялись местами. Большинство исследователей сходятся в том, что если игрок оказывался в положении, когда ни одна фишка не может сделать ход вперёд, он был обязан сделать ход назад, и только если это невозможно, ход пропускался.

 Побеждает тот, кто первым вывел все свои фишки с доски (как в нардах), так что понятие «ничья» здесь незнакомо. 

Выступая на XX Коллоквиуме по изучению настольных игр в Копенгагенском университете, Дания, Эспен Орсет спросил, можно ли считать, что игра сенет все еще существует, учитывая, что правила были неизвестны. В ответ Александр де Вугт из Американского музея естественной истории указал, что в играх не было фиксированного набора правил, но они менялись со временем и от места к месту. Более того, многие игроки в игры даже сегодня не знают«официальных правил». 

Ящик для игры Senet 1550–1295 гг.до н.э.
Ящик для игры Senet 1550–1295 гг.до н.э.