Осень. Время новых надежд и...покупок. Долгожданных, спонтанных, необходимых. И как неприятно бывает, когда купленная вами вещь оказывается вдруг с браком. И совсем в отчаяние может повергнуть ситуация, когда продавец отказывается ее заменить или вернуть напрасно потраченные деньги. Как сэкономить нервы, вернуть некачественный товар и сохранить деньги рассказывает в рубрике «Юридическая среда» наш приглашенный юрист.
Какие права есть у покупателя некачественного товара?
Товар ненадлежащего качества должны вам заменить на новый товар, который не был в употреблении. При этом со дня передачи товара потребителю гарантийный срок исчисляется заново. В случае замены на товар такой же модели, марки, артикула не делается перерасчет цены товара. Если же происходит замена на товар другой марки, модели, артикула, то разницу в цене доплачивает покупатель или продавец, если заменяющий товар оказался дешевле. При этом цена товара, подлежащего замене, определяется на момент его замены. Если же требование потребителя не удовлетворено продавцом, то цена передаваемого взамен товара и заменяемого определяется на момент вынесения судом решения о замене товара.
Потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества вместо предъявления требований о замене, уменьшении цены или ремонте, а также потребовать возврата уплаченной за него суммы. В случае расторжения договора купли-продажи и возврате товара ненадлежащего качества потребитель имеет право требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования или на момент вынесения судом решения, если требование не было добровольно удовлетворено.
В каких случаях покупатель обязан вернуть товар продавцу?
Глава 30 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что покупатель должен вернуть товар продавцу или поставщику только в некоторых случаях. Речь идет о ситуациях, когда по желанию продавца расторгается договор купли-продажи по причине ненадлежащего исполнения его со стороны покупателя. Это предусмотрено п. 3 ст. 488, п. 2 ст. 489, ст. 491 ГК РФ. В свою очередь ст. 514 Гражданского кодекса РФ обязывает покупателя обеспечить продавцу возможность забрать товар, от которого покупатель обоснованно отказался, в случае его поставки. Если покупатель о причине ненадлежащего качества товара отказался от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовал вернуть сумму, уплаченную им за товар, он обязан вернуть товар только в случае предъявления соответствующего требования продавцом, что устанавливает п. 5 ст. 503 ГК РФ. Обязан покупатель вернуть товар и в ситуации, когда он требует заменить некачественный товар на тот, который будет соответствовать договору, что предусматривает п. 2 ст. 475 ГК РФ.
П. 3 ст. 328 ГК РФ гласит, что ни одна из сторон обязательства, предусматривающего встречное исполнение, не может требовать исполнения по суду, если по обязательству другой стороне не предоставила причитающегося с нее. В договоре может быть предусмотрена возможность возврата товара, включая товар надлежащего качества, продавцу, в том числе по основаниям, не связанным с ненадлежащим исполнением обязательств какой-либо из сторон договора. Такая возможность предоставлена потребителю законом при определенных условиях согласно ст. 502 ГК РФ, ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I «О защите прав потребителей».
Какие товары входят в перечень не подлежащих обмену?
Перечень таких товаров был утвержден постановлением Правительства РФ и не может быть расширен продавцом по своему усмотрению. В перечень товаров, не подлежащих обмену, входят:
1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в бытовых домашних условиях, электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях (электробритвы, электрофены, электрощипцы для завивки волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла, электрофены-щетки, электробигуди, электрические зубные щетки, электрические машинки для стрижки волос и иные приборы, имеющие соприкосновение со слизистой и кожными покровами. В этот перечень также входят предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны, линзы очковые, предметы по уходу за детьми, лекарственные препараты).
2. Непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации).
3. Парфюмерно-косметические товары.
4. Текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей - ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж.
5. Швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные)
6. Изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов).
7. Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты.
8. Бытовая мебель, включая мебельные гарнитуры и комплекты.
9. Изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни.
10. Автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами, прогулочные суда и плавсредства бытового назначения, мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ.
11. Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы, в т.ч. используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные; бытовое газовое оборудование и устройства).
12. Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему.
13. Животные и растения.
Как быть, если покупатель приобрел, к примеру, стиральную машину, но ее габариты не вписались в ванную комнату, куда он планировал ее установить? Имеет ли магазин-продавец право отказаться принять товар обратно, несмотря на то, что машина не эксплуатировалась?
По закону, в течение 14 дней покупатель имеет право вернуть приобретенный им непродовольственный товар, если тот не подошел ему, например, по размерам. Но даже если товар не эксплуатировался, то в данном случае магазином закон не нарушен.
Ведь установлен специальный перечень, строго ограничивающий виды товаров, которые могут быть возвращены или обменены на аналогичный товар другого размера, формы, габаритов, фасона, расцветки или комплектации. И в него входят, в частности, сложные товары бытового назначения с установленным гарантийным сроком, а также электробытовые машины и приборы, к которым относятся также стиральные машины.