Она выполняла секретные задания в Южной Америке, Азии, в Европе и в США. Владела испанским, чешским, португальским языками. Была консультантом фильма «Семнадцать мгновений весны» и стала в результате прототипом кинообраза «радистки Кэт».
Анна Камаева-Филоненко.
В 1938 году её — молодую ткачиху фабрики «Красная роза» — направили по комсомольской путёвке в Иностранный отдел НКВД. Затем была Школа особого назначения, уроки выживания и оперативная работа с агентурной сетью Лубянки в Европе.
В самом начале Великой Отечественной войны часть советских контрразведчиков перешла на нелегальное положение непосредственно в Москве. Сотрудники госбезопасности минировали штольни и подземные тоннели в центральной части города. Они заложили боевые заряды в Кремле и в Большом театре.
Анна Камаева получила отдельное, особое задание — в случае захвата фашистами столицы она должна была ликвидировать… Адольфа Гитлера.
Вариантов по физическому устранению фюрера было несколько, но ни один из них не предполагал, что наша разведчица выживет. Камаева об этом знала. Понимал это и её начальник — нарком внутренних дел Лаврентий Берия. Давая такое задание, глава НКВД посылал девушку на верную смерть, но зато он был абсолютно уверен — приказ будет выполнен.
Но Москва выстояла и Анна Камаева — в составе особой диверсионной группы — была заброшена в тыл гитлеровских войск для проведения спецопераций. И совсем скоро в её личном деле появилась вот такая запись, — «Во время оперативных осложнений проявила большую выдержку и самообладание, стойко перенесла все тяготы работы в особых условиях».
В октябре 1944 года Анна Камаева отправилась в Мексику. Главная задача — освобождение из тюрьмы убийцы Льва Троцкого — Рамона Меркадера. Был подготовлен дерзкий план побега, но… в последний момент операцию по неизвестным причинам отменили.
После войны Анна Камаева вышла замуж за советского разведчика Михаила Филоненко. Вместо свадебного путешествия — очередная командировка в Южною Америку. В Бразилию. Там супруги вошли в ближний круг парагвайского диктатора и большого друга США — Альфредо Стресснера.
Во время застолий ничего не подозревающий политик охотно рассказывал нашим разведчикам обо всех планах американских спецслужб в Европе. И вскоре на Лубянку стала поступать важная информация, — «Сообщаем о предстоящих военных операциях ЦРУ на Ближнем Востоке. Список вражеских агентов прилагаем».
16 лет оперативной работы за рубежом и ни одного провала. В Южной Америке в семье Анны Камаевой-Филоненко родились два сына. О том, что они граждане СССР, дети узнали много лет спустя, когда в 1960 году маму и папу срочно отозвали в Москву. Как только поезд пересёк советскую границу, Михаил и Анна дружно запели — «Широка страна моя родная», а их сыновья впервые услышали… Русскую речь.
В начале 1970-х годов режиссёр Татьяна Лиознова приступила к работе над фильмом «Семнадцать мгновений весны». Полковник КГБ Анна Камаева была консультантом съёмочной группы и некоторые эпизоды в картине подсказала именно она. Правда, в отличие от своего киношного прототипа — радистки Кэт, реальная советская разведчица-нелегал, когда рожала за границей, кричала не на русском, а на португальском языке…
Анна Камаева-Филоненко.