В борьбе с COVID-19 Россия опережает весь остальной мир. Сначала у нас выпустили первую вакцину, теперь в продажу поступили три отечественных препарата от коронавируса. Производители утверждают, что с помощью этих лекарств больных можно лечить не только в стационарных условиях, но и амбулаторно.
Цена на «Коронавир» от компании «Р-Фарм» – 11 550 рублей. В некоторых московских аптеках она доходит до 13 тыс. рублей, а если заказывать из регионов, то и до 14 500 рублей. «Арепливир» от компании «Промомед» стоит 12 320 рублей, но в некоторых аптечных сетях (например, в «Столичке») за него просят 14 400 рублей. В интернет-магазине фармкомпании Pharmacorp за «Ареплевир» придется заплатить 19 800 рублей. «Авифавир» производства компании «Химрар» стоит 14 500 рублей.
Все три препарата – дженерики японского противовирусного средства «Фавипиравир», которое было выпущено компанией FujiFilm весной 2020 г. Но уже в июле японские ученые признали, что в ходе клинических испытаний действие препарата против коронавируса не было подтверждено, зато от гриппа «Фавипиравир» эффективно лечит.
Российские фармкомпании не стали дожидаться выводов японских коллег и приобрели права на производство дженерика, то есть препарата, аналогичного «Фавипиравиру». В мае был зарегистрирован «Авифавир», в июне в Государственный реестр лекарственных средств был включен «Арепливир», а в июле к ним добавился и «Коронавир». Продажа этих препаратов началась 21 сентября.
Ни рубля у государства
По словам исполнительного директора компании «Промомед» Андрея Младенцева, на разработку лекарства не было потрачено ни одной бюджетной копейки. В исследования и создание препарата было вложено 692 млн рублей, все они привлекались у частных инвесторов. Такие вложения привели к высокой стоимости препарата в рознице. Что, по словам Младенцева, является теперь одной из главных головных болей руководства компании.
Председатель совета директоров «Промомеда» Петр Белый надеется, что в ближайшее время удастся снизить производственные издержки и цена снизится.
Топ-менеджеры «Промомеда» рассчитывают, что «Арепливир» будет включен в список жизненно важных лекарственных препаратов (ЖВЛП) и его цена будет жестко ограничена государством. Пока этого не случилось, создатели обещают не поставлять препарат в те аптеки, которые будут продавать «Арепливир» дороже заявленных 12 320 рублей.
По словам Андрея Младенцева, цена таблеток от коронавируса может снизиться, когда они попадут в рекомендованный список препаратов для обязательного медицинского страхования. После этого часть расходов возьмет на себя государство, а компания сможет снизить производственные издержки.
Об отсутствии государственного финансирования на этапе разработки и исследований говорили и представители «Р-Фарм» и «Химрар». При этом создатели препаратов подчеркивают, что новые лекарства можно использовать амбулаторно. Это важно, если учесть, что каждый госпитализированный больной коронавирусом в Москве обходится государству в 20 тыс. рублей в сутки.
Председатель совета директоров «Р-Фарм» Алексей Репик уверен, что «Коронавир» может избавить Россию от нового карантина: «Появление в России такого препарата, как “Коронавир”, неоценимо важно не только с точки зрения заботы о здоровье самого пациента. Способность “Коронавира” быстро блокировать размножение вируса позволяет снижать скорость его дальнейшего распространения в популяции и обеспечивать безопасность окружающих».
Нельзя детям и беременным
Заявления разработчиков лекарств о возможности их амбулаторного использования пока расходятся с рекомендациями, размещенными на сайте самих производителей. Вот, например, что указано на официальной странице «Арепливира» на сайте «Промомед»: «Данный лекарственный препарат зарегистрирован по процедуре регистрации препаратов, предназначенных для применения в условиях угрозы возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Применение препарата возможно только в условиях стационарной медицинской помощи».
Аналогичные пояснения есть и на официальных сайтах двух других производителей. Они объясняют и скорость регистрации препаратов в Государственном реестре – процедура была ускорена, так как препарат используется при ЧС (которой, впрочем, официально в России объявлено не было).
Предупреждение же об использовании только в стационаре объясняется недостатком подопытных и времени при клинических испытаниях препарата, поскольку противовирусные средства имеют большое количество побочных эффектов.
Побочные эффекты у российских дженериков японского средства, по словам профессора НИУ ВШЭ доктора медицинских наук Василия Власова, могут быть крайне неприятными:
«Лекарство токсично для беременных, в том смысле что может вызвать уродства и смерть плода. Этот побочный эффект делает невозможным применение лекарства в широкой практике. Именно поэтому оно не было зарегистрировано в Соединенных Штатах»
По официальным данным изготовителей, таблетки от коронавируса предназначены для лечения легкой и средней форм болезни, запрещены для употребления при лечении детей и беременных. Проблема с последними заключается в том, что беременность не всегда возможно установить сразу, да и сами беременные понимают, что оказались в положении далеко не с первого дня. Может возникнуть ситуация, когда женщина спокойно принимает новые препараты от коронавируса, еще не зная о появлении ребенка.
Что касается выявленных побочных эффектов, то производители всех трех лекарств сообщили о незначительных проблемах с желудочно-кишечным трактом у части испытуемых.
Через неделю полегчает
В ходе клинических исследований производители пришли к заключению, что при применении препаратов через семь дней после начала болезни лучше становится от 55% («Коронавир») до 70% («Арепливир») заболевших. При стандартном лечении (обычными противовирусными и жаропонижающими средствами) состояние улучшалось у 22% пациентов.
Как рассказал руководитель одной из крупных российских частных сетевых клиник, попросивший не упоминать его имени, если у больного коронавирусной инфекцией нет серьезных хронических заболеваний и он получает качественное лечение, в котором не используются слишком сильные (например, противомалярийные) препараты, то через семь дней его состояние значительно улучшится само собой.
Вполне вероятно, что эти лекарства еще зарекомендуют себя с лучшей стороны, а продолжающиеся клинические испытания и наблюдения помогут избежать неприятных последствий, улучшить качество препаратов, сделать их более эффективными и не такими дорогими.