«Кино – это решение, что поместить в кадр, а что оставить за его пределами».
Мартин Скорсезе
Всё, что находиться в пределах кадра, имеет значение. Каждый элемент получает свой смысл в соотношении со всеми остальными элементами. Эта гармония известна под названием mise en scene – мизансцена.
Существуют базовые правила построения композиции, которым нужно следовать или нарушать их. Как лучше поступить: поместить героя или объект в центре кадра или использовать правило третей (разделить изображение в кадре по горизонтали на три равные части)?
Каждый подход говорит что-нибудь своё. Как характер действующего лица открывается нам в каждом кадре? Есть ли задача придать тому или иному герою внушительность: например сделать его зрительно выше, чем в жизни? Если да, то снимите его снизу вверх, поместив камеру ниже уровня глаз актёра.
Отчуждение или единство.
Итальянский кинорежиссер Микеланджело Антониони был мастером демонстрации отношений между людьми и пространствами. Фильм "Приключение" (1960) и "Красная пустыня" (1964) изображают людей, полностью оторванных и от окружающего мира, и друг от друга. Сюжеты раскрывают через способ расстановки персонажей в кадре.
Полную противоположность такому подходу мы видим в сцене с фортепиано из фильма Говарда Хоукса "Только у ангелов есть крылья" (1939). Главная тема многих его картин - сплочённость группы, и эти эпизоды показывают, как режиссёр находит каждому герою свое место в кадре, объединяя всех действующих лиц общей целью. Сама композиция кадра - то, где находятся люди и к чему привлечено их внимание - вызывает ощущение единства героев, которое идёт вразрез с чувством дистанции между людьми, свойственному Антониони.
По традиции совет:
Поразмыслите над тем, каковы отношения между персонажами и пространством, в котором они обитают. Оно подавляет их? Поглощает? Или они наполняют его, существуя в нем и творчески действуя?