Впервые в СССР в 1984 году был создан учебный курс пограничной психиатрии и психотерапии на общесоматической базе (городская больница), который в 90-м трансформировался в кафедру психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Ставропольского мединститута. С тех пор наработана обширная теоретическая и практическая база. О современных социально-психологических вызовах человечеству, в том числе в условиях самоизоляции и отсутствия работы, а также о методах борьбы с ними — в авторской статье доктора медицинских наук, профессора, заслуженного врача РФ Игоря Боева.
В ответ на психологические и психические последствия развернувшегося терроризма (захват роддома в Буденновске, взрывы в Минеральных Водах, Ессентуках, Беслане) в 1996 году Министерство здравоохранения создало Клинику пограничных состояний на базе кафедры Ставропольского государственного медицинского университета. Сотрудники клиники и кафедры оказывали специализированную медико-психиатрическую и психологическую помощь населению после терактов. Впервые были созданы мобильные выездные бригады, состоявшие из врача-психиатра, клинического психолога, психотерапевта и медсестры, которые и оказывали помощь, развернув дневной стационар на местной медицинской базе. За многие годы был приобретен не только опыт оказания медпомощи, но и разработаны методы специализированной помощи.
Энергоинформационный терроризм. В настоящее время в условиях нарастающих новых вызовов против человека действует международный энергоинформационный социально-психологический терроризм. Нередко произнесенное или напечатанное слово в СМИ, социальных сетях содержит потенциальную угрозу здоровью и жизни, формируя страх. Изменяются условия существования человека с преобладанием пессимистического сценария, нарастает тревога. Содержание требований Правительства и Минздрава РФ, региональных управленческих аппаратов многократно искажается, обрастая слухами и социальными сплетнями, что усиливает страх и тревогу.
Параллельно биологическому действию вируса нарастает бинарный энергоинформационный эффект страха и тревоги, которые обладают не менее, а более поражающим действием, но уже на психику и поведение человека. Энергия информации имеет квантовую природу, создающую поражающий эффект тревоги и страха на сознание, на мозг человека, которые многократно усиливаются и поддерживаются СМИ, раздуваются в социальных сетях. Длительная масштабная социальная процедура самоизоляции и карантина в сочетании с беспрецедентным системным информационным воздействием различных сетей деморализует человека, приводит к своеобразному экзистенциальному потрясению личности, многократно усиливая тревогу и страх.
Психотравмирующие факторы. Страх касается не только сферы здоровья и жизни. В условиях изоляции и отсутствия работы появляется социальный страх нищеты, обнищания во всем.
В другой группе населения страх нищеты парализует волю человека, подавляет мотивации, притупляет эмоции, приводя к апатии, бездеятельности, ожиданию худшего социального и личного сценария. Неожиданно в клинической картине начинают наблюдаться легкие нейрокогнитивные нарушения, и возникает вопрос о последствиях биологического воздействия вируса на мозг. Или это энергоинформационные последствия? Или и то, и другое? Если мы зарегистрировали нейрокогнитивные нарушения, то должны объяснить: это истинные или псевдонарушения, т.е. органика или конверсия?
К сожалению, социальные сети и ряд СМИ являются мощнейшим психотравмирующим фактором, поставляющим в сознание наших сограждан дух поражения, препятствующим психологическому сопротивлению информационному терроризму. Именно дух поражения парализует самосознание и волю человека, обеспечивает нарушение синхронной и гармоничной деятельности мозга, способствуя формированию донозологических, а затем ранних психопатологических нарушений, которые завершаются социально-стрессовыми расстройствами.
Хорошо забытое старое. В сложившихся условиях требуется изменить содержание психиатрической помощи, возвратившись к советским основам психогигиены: здоровому образу жизни и психопрофилактике, развитию и укреплению амбулаторной помощи, расширению сети дневных стационаров.
Необходимо создавать кабинеты, отделения психопрофилактики на общесоматической базе, в которых клинические психологи, психотерапевты и психиатры будут заниматься не только профилактической, но и просветительской деятельностью, максимально приблизив идеи персонифицированной психиатрии и психотерапии к пациенту. Персонифицированная психиатрия может быть сформирована только на конституционально-типологической основе личности.