Найти в Дзене
Иван Загребин

Главное увлечение – наука! Ч. 2-я

Оглавление

Изучать прошлое не только интересно, но и необходимо. С развитием современных средств коммуникации, в частности Интернета, стало возможным обнародование каких угодно гипотез, домыслов, измышлений, в том числе и исторических. Но только наука способна дать точный ответ на загадки прошлого. За открытием тайн минувшего стоит кропотливая работа учёных.

Вот о чём ещё рассказал нам заместитель директора Института медиа и социально-гуманитарных наук ЮУрГУ по научной работе, профессор кафедры отечественной и зарубежной истории ЮУрГУ, ведущий научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН, доктор исторических наук Андрей Владимирович Епимахов.

Профессор кафедры отечественной и зарубежной истории ЮУрГУ, ведущий научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН, доктор исторических наук Андрей Владимирович Епимахов.
Профессор кафедры отечественной и зарубежной истории ЮУрГУ, ведущий научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН, доктор исторических наук Андрей Владимирович Епимахов.

Это продолжение статьи.

Начало см. ТУТ

– Андрей Владимирович, как повлияла на вашу работу текущая ситуация с пандемией COVID-19?

– Разумеется, этот учебный год был непростым, он бросил много вызовов. Однако с ними справились и преподаватели, и студенты. К сожалению, неблагоприятная эпидемиологическая ситуация заставила нас изменить форму летней практики студентов. Обычно летом все они, кроме тех, кому не позволяет здоровье, выезжают на раскопки, в археологические экспедиции. Но в нынешних условиях полевая практика оказалась невозможной. Мы вынуждены были найти альтернативный вариант. Студентов направили в университетскую лабораторию экспериментальной археологии, которую возглавляет младший научный сотрудник научно-образовательного центра евразийских исследований ЮУрГУ Иван Андреевич Семьян. В ней идёт реконструкция технологических процессов, по древним технологиям воспроизводятся предметы, которыми пользовались наши далёкие предки. Цель такой работы – понять не только как были изготовлены артефакты, но и как их применяли в древности – что далеко не всегда понятно с первого взгляда. Студенты смогут своими глазами увидеть, как наши прародители делали те или иные вещи, а главное, сами попробовать сделать примерно такие же. Работа малыми группами позволяет соблюсти все необходимые санитарные требования.

Экспериментальная археология. Иван Андреевич Семьян.
Экспериментальная археология. Иван Андреевич Семьян.

Другая часть практики студентов – обработка и описание археологических находок, обнаруженных в экспедициях прошлых лет. Часть из этих вещей находится в учебном музее ЮУрГУ «Наука и технологии Урала». Ещё часть – в Государственном историческом музее Южного Урала и других музеях, с которыми мы давно и плодотворно сотрудничаем. Надо хорошо понимать, что все археологические находки – собственность государства. Поэтому раскопки имеют право вести только люди с соответствующей квалификацией и имеющие особый документ – так называемый Открытый лист, который выдаётся конкретному исследователю на конкретный памятник и утверждается Министерством культуры РФ. По завершении работ исследователь должен сдать в министерство отчёт, который строго проверяется сотрудниками головного Института археологии РАН. После окончания работ учёный может в течение трёх лет работать с материалами (археологическими находками), а потом обязан сдать их на государственное хранение в музейный фонд Российской Федерации. Музеи составляют акты, подтверждающие, что коллекция сдана. Все находки вносятся в Государственный каталог Российской Федерации. Любой желающий может найти интересующую его информацию в открытом доступе (https://goskatalog.ru/portal/#/).

В учебном музее ЮУрГУ «Наука и технологии Урала».
В учебном музее ЮУрГУ «Наука и технологии Урала».

В научной работе археологов много времени занимает работа с чертежами и находками. Древнюю вещь мало найти – её нужно описать, сфотографировать, зарисовать. Очистить от грязи, пыли, песка. Если она повреждена, что нередко бывает, то – восстановить, используя соответствующие технологии. Кстати, зарисовка очень важна. Человек видит больше, чем фотоаппарат: например, сечение предмета; может попробовать дорисовать недостающий фрагмент, оценивает размер вещей. А это способно сыграть решающую роль в дальнейшей научной работе.

Разумеется, будущие археологи должны уметь описывать коллекции предметов – и этому они тоже учатся на практике под руководством опытных наставников.

Конечно, такая работа требует усидчивости. Наверное, не будет преувеличением сказать, что обработка и описание источников занимают львиную долю времени в научно-исследовательской деятельности. Анализ и выводы даются нелегко. Нужно понимать, что открытия, как и научные статьи (а тем более монографии) – плод многодневных, а часто многолетних, усилий.

(окончание следует, нажмите ТУТ)