В этом тесте перед нами два шуруповёрта примерно одного уровня. Оба — с довольно близкими техническими характеристиками, аккумуляторами одинаковой ёмкости и рабочим напряжением 18,0 В. Однако внешне они сильно различаются («внутренне», кстати, тоже). Одна из моделей представлена на российском рынке уже несколько лет. Вторая — новинка 2018 года. Но речь идёт не об обновлении линейки — скорее о её расширении. Обе модели имеют свои особенности, так что покупателю предоставляется возможность выбора. Но любой покупатель всегда видит только «внешнюю» сторону техники. А вот мы можем изучить её в работе и рассмотреть «изнутри». Публикуем отзывы по результатам проведённой экспертизы.
Bort BAB‑18Ux2Li-FDK
Аккумуляторная дрель-шуруповёрт
- ТИП ИНСТРУМЕНТА: бытовой
- АККУМУЛЯТОР: съёмный, Li-Ion, напряжение — 18,0 В
- ЧАСТОТА ВРАЩЕНИЯ (холостой ход, 1/2 скорость): 0–350/0–1350 об/мин
- ДИАМЕТР СВЕРЛЕНИЯ (дерево/сталь, макс.): 23/10 мм
- КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ (макс.): 33 Н*м; 18‑ступенчатая регулировка; режим сверления
- ПАТРОН: быстрозажимной; двухмуфтовый; диаметр зажима — до 10 мм
- ВЕС (с батареей, замерено): 1,15 кг
- КОМПЛЕКТАЦИЯ: с двумя батареями 1,5 А*ч, ЗУ и сумкой
- ЦЕНА РРЦ: 4990 руб.
Bort BAB‑18x2Li-XDK
Аккумуляторная дрель-шуруповёрт
- ТИП ИНСТРУМЕНТА: бытовой
- АККУМУЛЯТОР: съёмный, Li-Ion, напряжение — 18,0 В
- ЧАСТОТА ВРАЩЕНИЯ (холостой ход, 1/2 скорость): 0–350/0–1300 об/мин
- ДИАМЕТР СВЕРЛЕНИЯ (дерево/сталь, макс.): 25/10 мм
- КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ (макс.): 36 Н*м; 12‑ступенчатая регулировка; режим сверления
- ПАТРОН: быстрозажимной; одномуфтовый; диаметр зажима — до 10 мм
- ВЕС (с батареей, замерено): 1,17 кг
- КОМПЛЕКТАЦИЯ: с двумя батареями 1,5 А*ч, ЗУ и пластмассовым кофром
- ЦЕНА РРЦ: 6090 рублей
ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ
Для простоты будем называть шуруповёрты «в порядке старшинства»: Bort BAB‑18Ux2Li-FDK — «первым», Bort BAB‑18x2Li-XDK — «вторым».
Первая модель. Оснащена двумя аккумуляторными батареями слайдерного типа. Есть светодиодный индикатор заряда, его роль играет полоска из трёх разноцветных светодиодов (красный-жёлтый-зелёный), находящаяся с левой стороны, чуть выше клавиши включения. Белый светодиод подсветки находится рядом с ними — под патроном. Блокировки шпинделя нет, так что патрон, разумеется, двухмуфтовый. Рукоятка обрезинена полностью — во всех местах, где её захватывает рука пользователя. Кстати, нельзя не отметить очень удобный хват — конкретно эта модель прекрасно ложится в руку, пусковая клавиша — со скруглениями, так что и пальцу на ней удобно. Шуруповёрт кажется увесистым — но на деле весит он не так много. Просто компактен и хорошо сбалансирован. Предусмотрен темляк — петля в нижней части рукоятки.
Оригинальная особенность — упаковка шуруповёрта. Для его хранения и переноски вместе со всем содержимым (двумя батареями, ЗУ и битой «крест-шлиц») используется сумка с молнией. Для фиксации предметов внутри сумки предусмотрены «липучки». Решение оригинальное, встречается редко. В сравнении с привычными пластмассовыми чемоданами сумка удобнее при транспортировке: в одной руке сложно унести более одного чемодана, а таких сумок — 3–4 запросто. Но у сумок есть и недостаток: текстиль быстрее пачкается.
Вторая модель. Здесь буквально всё иначе. Другая форма батарей, другое зарядное устройство. Батарея отсоединяется при нажатии на верхнюю часть кнопки — к этому надо привыкать. Дизайн тоже совсем другой: светодиод подсветки вынесен в нижнюю часть. Это более удобное решение — световое пятно не затеняется патроном. Кроме темляка, есть клипса для фиксации на поясе, но нет ни индикатора заряда, ни двустороннего бита. Есть фиксация шпинделя, патрон одномуфтовый, так что оснастку поменять немного проще. Для переноски используется привычный пластмассовый чемоданчик.
ТЕСТ: ИЗУЧАЕМ РЕАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Перед тестом мы провели несколько замеров. В представительстве компании Bort нашёлся интересный аппарат — для измерения жёсткого крутящего момента. Такие машины обычно применяют на заводах — для контроля готовой продукции. Всё просто — проверку проводят на первой скорости, шуруповёрт фиксируют в аппарате, затем резко нажимают на клавишу, чтобы получить результат. В общем, итоговые значения не слишком отличались от указанных в документации, причём у первой модели момент оказался даже немного выше заявленного (1).
Поскольку оба шуруповёрта — «одноклассники», ёмкость и напряжение батарей одинаковы, логично рассчитывать, что и результаты испытаний будут схожи. В принципе так и оказалось. Разница в производительности почти незаметна, по крайней мере не стоит упоминания.
Одной зарядки батареи достаточно для заворачивания и выворачивания 12 «глухарей» 8х140 в еловый брус. Надо сказать, что для этих моделей режим более чем экстремальный.
«Глухарь» — это не обычный саморез, энергии для такой работы нужно много, причём батарея должна отдать необходимое количество энергии в очень сжатые сроки, буквально за секунды. Этот тест пришлось проводить, делая частые перерывы на охлаждение. Более двух-трёх таких «глухарей» заворачивать явно не стоит — иначе будет перегрев. Время от времени, в конце цикла заворачивания, срабатывала защита — инструменты отключались на несколько секунд. На деле это хороший признак — значит, защита у аккумуляторов есть. Второй «силовой» тест заключался в сверлении уголка-«сороковки» сверлом-«десяткой». И здесь всё ровно — по девять отверстий.
Это не значит, что возможности шуруповёрта на одной зарядке ограничиваются вот таким как бы небольшим количеством единиц закрученного крепежа и просверленных отверстий. «Глухари» такого размера бытовыми шуруповёртами не закручивают, для таких работ применяют более мощный инструмент. Отверстие 10 мм «по металлу» — это «паспортный» предел возможностей инструментов. Если бы стояла задача экономного расходования энергии, можно было бы провести предварительное засверливание сверлами небольшого диаметра. Тогда и количество бы выросло.
И наконец, третий тест — «ступенька». Тот же самый еловый брус и чёрные саморезы 50 мм, заворачиваемые при разных положениях ограничителя крутящего момента. Здесь отметим плавность регулировки — саморезы полностью утапливаются на десятой ступени. Т. е., модели можно использовать и для работы с мелким крепежом, не опасаясь его сорвать.
РАЗБОР: ИССЛЕДУЕМ КОНСТРУКЦИЮ
Разобрать модели и прокомментировать их конструкцию мы попросили Артёма Сальникова, руководителя сервисной службы компании «Файн Электроверкцойге» (промышленный инструмент Fein).
Аккумуляторы и ЗУ. У обеих моделей они сильно различаются. У первой ЗУ неразборное, его штекер вставляется в батарею (2). У второй имеется отдельное зарядное устройство (3) с возможностью его крепления на стене. Длина шнуров питания — 1,5 и 2 метра, этого достаточно для комфортного подключения. На самих корпусах аккумуляторов ёмкость нигде не написана — она есть только в руководстве по эксплуатации и на шильдиках инструментов.
Зарядное устройство второй модели. имеет термозащиту (от платы с электроникой к батарее идёт не два, а три проводка).
Разбираем корпуса батарей. Первая модель — всё довольно просто. Ячейки установлены в ряд, электроники минимум (4). На втором батарейном блоке ячейки закреплены буквой П, система электронного управления более развита (5). Контакты и пружина кнопки у этого аккумулятора находятся рядом, не защищены от касания. При сборке надо быть аккуратным, чтобы не устроить замыкание.
Ячейки на обоих аккумуляторах одного размера, с одними характеристиками — 3,7 В, 1500 мА*ч, производства широко известной марки «нонейм». Ожидать другого у бюджетных моделей было бы странно: есть компании с мировыми именами, которые выпускают более дорогие ячейки, но техника с ними стоит в разы дороже.
В компании Bort мы провели ещё один мини-тест — проверку реальной ёмкости одной из батарей второго шуруповёрта: полностью разряженный аккумулятор подключили через универсальное балансное зарядное устройство с дисплеем (6). Результат — на фото (7): на дисплее видно время зарядки (сила тока была установлена выше, чем у «штатного» ЗУ), напряжение в конце цикла (оно превышает заявленные 18,0 В, но это нормально, так и должно быть) и фактическую ёмкость — 1353 мА*ч. Она меньше, чем «паспортная», но для первого цикла заряда это нормально. Полную ёмкость литиево‑ионные батареи «набирают» примерно после пяти-шести циклов.
После теста и разбора инструментов мы ещё раз померили ёмкость батарей — причём на обеих моделях и по два раза. К тому времени аккумуляторы отработали ещё по одному-два цикла заряда и разряда. Результаты таковы: у первого шуруповёрта ёмкость составила 1317 и 1318 мА*ч на одной батарее, 1296 и 1308 — на другой. Для второго цифры оказались больше: 1398 и 1424 мА*ч на одной из батарей, 1433 и 1430 — на другой (напомним, после первого цикла ёмкость одной из этих батарей была скромнее — 1353 мА*ч). В целом по этому поводу можно сказать следующее: ёмкость у обоих блоков соответствует заявленной, ещё через несколько циклов она, скорее всего, будет близка к значению в 1500 мА*ч.
Шуруповёрты. Самое сложное при разборке самих шуруповёртов — снять патрон: нередко без этого не обойтись. Для этого нужно выкрутить внутренний винт М5 с левой резьбой (обычно он с «крестовой» головкой) и отвернуть патрон от шпинделя. Для этого чаще всего зажимают в патроне Г‑образный шестигранный ключ подходящего размера и бьют по выступающей части молотком. Или, если есть какой-то ударный (импульсный) шурупо- или гайковёрт — используют его. Тут задача — только «стронуть» патрон, дальше он уже открутится. «Начинка» обеих моделей — на фото (8) и (9).
Первый шуруповёрт мы разобрали обычным способом (сняв патрон при помощи гайковёрта). С точки зрения ремонтника эта модель удобна ещё и тем, что все винты одной длины, а корпус можно «располовинить», вообще не снимая патрон, он не мешает.
Второй шуруповёрт для разборки корпуса требует предварительного снятия патрона и разборки муфты ограничения крутящего момента. Дело в том, что на шейке корпуса установлено серебристое декоративное кольцо, под которым находится два винта, соединяющих половины корпуса. Но мы немного «схитрим» и подскажем способ разборки подобной конструкции без снятия патрона. Всё просто: кольцо аккуратно раскалываем снизу, немного разжимаем и снимаем. Этот вариант годится, если не требуется доступа к патрону или муфте ограничения крутящего момента. Остальные ремонтные работы выполнить можно, очистить механизмы от пыли — тоже.
Оба шуруповёрта комплектуются стандартными двигателями с несменяемыми щётками, валом, установленным на бронзовых втулках, и примерным ресурсом порядка 50 часов. Провода соединены пайкой. Выключатели тоже вполне стандартные, основные различия — в конструкции редуктора.
У первой модели редуктор и мотор соединены «на байонет», то есть при сборке их надо соединить и чуть повернуть. Корпус редуктора пластмассовый, остальные детали, включая шестерню на вале двигателя, металлические. На первой ступени планетарного механизма — три шестерни-сателлита, на второй и третьей — по пять (10). Переключатель скоростей — с двумя «дожимающими» пружинками, если при переключении шестерёнчатые пары не войдут в зацепление, пружина поможет переключить скорость при первом же включении инструмента. «Трещотка» муфты ограничения крутящего момента здесь — металлическая пружинная пластинка, вставляющаяся в корпус.
Конструкция редуктора у второй модели сильно отличается. Специального соединения двигателя и редуктора нет — эти детали при сборке просто прижимают друг к другу и укладывают в корпус. Шестерня на двигателе легко снимается (при поломке замена очень проста). Количество сателлитов в планетарном механизме — 3,3 и 4 (11). Для переключения скоростей используется не рычажок на редукторе, а качающееся «коромысло» . «Трещотка» установлена внутрь муфты.
Более глубоко «залезать» в редукторы нет смысла, при поломке остальных деталей их проще заменить целиком. Впрочем, оба шуруповёрта в процессе теста поработали с нагрузками гораздо выше расчётных — и выдержали, так что в обычном, «домашнем» режиме эксплуатации они тем более должны работать долго.
Более подробную информацию Вы можете узнать на нашем розничном или оптовом сайте!
Следите за нашими обновлениями, чтобы всегда знать о наших скидках, быть в курсе, какие новинки к нам приехали :