В конце лета 1975 года в Москву после четырехмесячных гастролей по Латинской Америке вернулся ВИА «Самоцветы». Это была замечательная поездка, полная приключений. Но в ходе этих гастролей музыканты «Самоцветов» разругались с Юрием Маликовым и по возвращению в Москву потребовали от Москонцерта заменить руководителя ансамбля. Но в итоге «революционерам» пришлось уйти самим, чтобы создать новую группу. А Юрию Маликову в течение двадцати дней удалось сделать невероятное – он не только сформировал фактически новый ансамбль (из старого состава остались вокалисты Александр Брондман и Евгений Курбаков, постановочная группа и только что зачисленный в ансамбль в качестве солиста Владимир Винокур), но подготовил с новыми исполнителями целый сольный концерт, наполовину обновив репертуар, и выехал в гастрольную поездку по стране.
В новый состав «Самоцветов» вошли: Юрий Маликов (руководитель, бас-гитара, вокал), Алексей Милославский (лидер-гитара), Евгений Курбаков (ритм-гитара, вокал), Александр Брондман (вокал), Валерий Беседин (труба), Виталий Кретюк (клавишные, экс-«Москвичи»), Владимир Пресняков* (сопрано-саксофон, клавишные инструменты, аранжировка), Елена Преснякова-Кобзева (вокал), Владимир Полонский (ударные, экс-«Добры молодцы») Владимир Винокур (конферанс, музыкальные пародии, вокал), Александр Кальянов (звукорежиссер).
В начале в концертных программах коллектива в основном звучали песни, которые исполнял первый состав ВИА «Самоцветы», но постепенно начали появляться и новые композиции - «По морозу, по зиме» (З.Бинкин – М.Танич), которую исполняла Елена Преснякова, «Конопатая девчонка» (Б.Савельев - М.Пляцковский), в которой солировал Евгений Курбаков, и другие. Звучали в репертуаре ансамбле также музыкальные пародии Владимира Винокура.
Когда в коллектив пришел Александр Барыкин (гитара, вокал), ранее работавший в ВИА «Весёлые Ребята», он стал исполнять песни «Просто не верится» (В.Добрынин - М.Пляцковский), «Горький мёд» (О.Иванов - В.Павлинов) и «Здравствуй, мама» (Д.Тухманов - Р.Рождественский), «Студентка-практикантка» (В.Пресняков - В.Земнов).
Работая в «Самоцветах», Барыкин принял участие в записи альбома «По волне моей памяти» композитора Давида Тухманова, для которого записал песню «Приглашение к путешествию» на слова Шарля Бодлера в переводе И.Озеровой.
Но вскоре у нового состава «Самоцветов» возникла проблема. Дело в том, что «Самоцветам» довольно часто приходилось с ходу записывать незнакомые песни, которые композиторы приносили на радио. Как правило, это был так называемый «радийный вал», то есть песни, которые «Самоцветы» не исполняли больше никогда, забывая их как кошмарный сон, едва выйдя из студии. На запись этих композиторских творений отводилось два часа: взяли ноты, сыграли – и по домам! Но так как гитарист Алексей Милославский не знал нот, то работа всякий раз затягивалась.
Вспоминает Владимир Полонский: «Юрий Маликов как-то раз у меня спросил: «А нет ли у тебя на примете какого-нибудь гитариста? Говорю: «Я работал в «Веселых ребятах» с Хабазиным. С ним такого рода проблем никогда не возникало». Мы сразу поехали, послушали: Хабазин в то время, уйдя из «Веселых ребят», в ресторане играл. Он и внешне Маликову понравился, тем более он был поющий гитарист, а Милославский совсем не пел».
Так в «Самоцветах» появился новый гитарист - Валерий Хабазин, а Алексей Милославский вскоре перешел в «Голубые гитары».
Владимир и Елена
*Владимир Пресняков стал известен по выступлениям в составе легендарной молдавской группы «Норок». Но в Минкульте СССР сложилось мнение, что музыкальная направленность ВИА «Норок» не соответствует советским моральным традициям, лишена патриотизма, подражает западной культуре и пагубно отражается на воспитании современной молодежи, а потому в 1975 году «Норок» был расформирован. Часть музыкантов продолжила работу в ВИА «О чем поют гитары» под руководством В. Преснякова. Но творческий путь этого ансамбля также оказался весьма непродолжительным. В том же 1975 году в газете «Правда» появилась разгромная статья «Так о чем же поют эти гитары?», которую написала некая Валентина Терская. Набор обвинений был стандартным для того времени: «низкопоклонничество перед Западом», «лохматые прически», «вызывающее поведение на сцене» и т.д. В итоге ансамбль прекратил свое существование, а Владимир Пресняков и его супруга Елена вынуждены были вернуться домой, в Свердловск.
Для Владимира и Елены наступили трудные времена, но когда проблемы достигли самого пика, Пресняковым позвонил Ю.Ф.Маликов и пригласил их в состав вновь создаваемого ансамбля «Самоцветы». Оставив сына на бабушку, Пресняковы отправились в Москву.