Найти в Дзене
Evologika

Нефинансовая мотивация сотрудников. Хвалить нельзя ругать

Если человек заслуживает похвалы, старайтесь не отказать ему в ней, иначе вы не только рискуете отклонить его от надлежащего пути, лишая его поддержки и одобрения, в котором он нуждается, но и сами лишитесь лучшего преимущества — воздать человеку должное за его труд.

Джон Рескин

Помните, когда последний раз вы хвалили ваших сотрудников? За хорошую работу, достижения или помощь коллеге со сложным клиентом?

В процессе работы и из-за большой нагрузки мы все чаще забываем о том, что хорошие слова, благодарность и похвала сотрудников - вещи, которые не требуют от нас много ресурсов, могут принести компании больше, чем высокая зарплата или инвестиции в технологии.

В сегодняшней статье мы поговорим об инструментах четвертого, самого высокого уровня мотивации. О похвале и публичном признании сотрудников.

-2

Когда «работает» похвала

Если у вас внедрены и применяются инструменты предыдущих уровней:

— созданы условия труда,

— установлен контакт с сотрудником на уровне доверия и уважения и небезразличия к его мнению,

— сотрудник понимает задачи своей должности,

— сотрудник знает условия профессионального роста, понимает свою карьерную лестницу,

то финальным штрихом нефинансовой мотивации как раз будет такой инструмент, как похвала и публичное признание.

В каждой статье цикла о нефинансовой мотивации мы говорим о том, что если не внедрены инструменты предыдущих уровней, то есть большой риск навредить и еще больше демотивировать. Так и с самым последним уровнем.

Публичное признание, похвала без нормальных условий труда, понимания сотрудника своего будущего в компании не будет работать.

Представим ситуацию. Логист, который работает в компании больше 3 лет на одной и той же должности за старым, вечно ломающимся компьютером, выполняет из года в год одни и те же функции, вдруг получает почетную грамоту и публичную похвалу руководства. Скорее это вызовет недоумение, чем повышение мотивации. Ему незачем работать лучше и показывать результаты, если взамен его только хвалят.

Мы применяем похвалу для того, чтобы дать сотруднику осознать, как важны для компании его достижения, как много получает вся компания благодаря ему. Ничто так не мотивирует, как чувство гордости, важности и статуса для человека. Если руководство замечает и определенным образом отмечает заслуги и результат и так мотивированного человека, он будет работать ещё лучше. Проверено.

Как хвалить и отмечать заслуги

Мы перечислим 5 самых простых и популярных способов.

Способ № 1. Доска почета

-3

Самый незатратный по ресурсам и популярный еще со времен Советского Союза способ. Обычно его применяют на крупных предприятиях. Но почему бы не повесить небольшую информационную доску в комнате переговоров или приемной вашего офиса. На ней можно размещать фотографии или имена ваших сотрудников. Например, за лучшие показатели, результаты, помощь, улаживание сложного клиента и так далее. А ещё: раз в определенный период собираться у этой доски и публично хвалить отличившихся сотрудников. Например, после утренней планёрки.

Способ № 2. Таблица соревнования

-4

Способ, который отлично работает в отделе продаж. Но и в других отделах, например, в производстве, можно применять такую доску. Таблицу можно вести в двух форматах: на магнитно-маркерной доске или на электронном табло. Главное правило – результаты должны быть видны всем. Таблица обычно состоит из имен сотрудников и замера одного показателя. В отделе продаж – это объем продаж, а в производстве – количество произведенной продукции.

Следует ежедневно фиксировать результаты по сотрудникам и в конце дня/недели/месяца подводить итоги. Лучший сотрудник по показателю получает нематериальный приз: всеобщие аплодисменты, переходящий кубок или значок победителя, медаль, месяц езды на корпоративном автомобиле, десерт, обед и все, что вы посчитаете достойным.

-5

Способ № 3. Традиция достижений

-6

Классный и подстегивающий на свершения способ. В любом отделе или по компании в целом можно завести традицию достижений. Если в течение дня или любого выбранного периода сотрудник получает важный для компании результат, то вся команда (отдел) прерывают работу и определенным образом отмечает это достижение.

Пример, в агентстве недвижимости White Will, когда брокер закрывает сделку, он подходит к стене, на которой висит корабельный колокол и бьет в него. Весь отдел прерывает работу на несколько секунд и отмечает его результат овациями. Вот такой интересный элемент публичного признания.

Способ № 4. Чат похвалы

Этот способ хорошо подходит удаленным или рассредоточенным командам, выполняющим проектную работу. Например, в нашей команде мы пользуемся этим способом каждый день.

Суть:

Наши бизнес-аналитики проводят ежедневные встречи с клиентами. На каждой встрече достигается определенный результат: описанный бизнес-процесс, разработанные стандарты, выделенные показатели эффективности и так далее. После каждой встречи наш сотрудник записывает краткий аудиоотчет по результатам встречи, а мы всей командой во главе с руководителем хвалим сотрудника за результат. Это невероятно мотивирует наших ребят делать для клиента еще лучше и давать еще больше результата.

На фото можно посмотреть как это выглядит.

-7

Способ № 5 Публичное признание на общих мероприятиях

-8

Популярный, но хорошо работающий способ. Если на общем корпоративе, где соберется вся компания, вы публично похвалите сотрудника за результаты и достижения, а также подкрепите похвалу небольшим подарком, то это повлияет на чувство гордости сотрудника за себя и за свой вклад. Но, здесь важно не превратиться в карикатурного руководителя, который по бумажке произносит написанную за него речь. Подготовьте искреннюю и интересную речь, где вы отдельно отметите сотрудника, просто и понятно объясните, как его вклад повлиял на результаты компании в целом. Лучше приводить цифры и факты, а не говорить пространные хвалебные речи.

Этой статьей мы завершаем наш летний цикл об инструментах нефинансовой мотивации. Но для вас у нас есть еще одна бонусная статья, в которой мы расскажем, как воспитать и создать из ваших сотрудников команду взрослых и осознанных людей. Раскроем секрет еще одного инструмента нефинансовой мотивации. Следите за анонсами в наших социальных сетях.

Эвологика работает с микро и малым бизнесом. Это значит, что все статьи и материалы мы пишем для собственников и  руководителей таких компаний. Мы стараемся донести сложные вещи простым языком и не используем профессиональные термины и заумные выражения, потому что предпринимателям некогда разбираться. Им важна польза и быстрый результат.

Подписывайтесь на нашу рассылку, чтобы не пропускать новые интересные статьи:

Наш сайт

Мы в Instagram

Мы в Facebook

Мы в Вконтакте

Мы в телеграм

Хотите научиться мотивировать свою команду и отстроить бизнес-процессы в компании? Переходите по ссылкам на наши онлайн-практикумы.