Политическая борьба стала интригующей на фоне неучастия пропрезидентской партии.
В Киргизии осталось меньше двух недель до парламентских выборов. Ранее редакция CentralAsia.news обращала внимание на особенность предвыборной гонки — в ней не участвует некогда мощная СДПК. Кроме того, в беседе с редакцией сопредседатель Клуба региональных экспертов Кыргызстана «Пикир» Игорь Шестаков обратил внимание на еще один интересный момент, а также дал свою оценку политическому процессу, находясь в гуще событий.
Самые необычные
По мнению собеседника редакции, грядущие парламентские выборы можно считать самыми необычными в истории независимой республики. Первым подтверждением этого является сама подготовка к народному волеизъявлению, в которую жесткие коррективы внесла пандемия коронавируса.
— Например, партийные съезды, где и утверждались предвыборные списки, проходили буквально за несколько дней до сдачи документов на регистрацию в ЦИК, поскольку вторая волна пандемии пошла на существенный спад лишь к середине августа, — рассказал эксперт.
Даже основная часть партийных съездов проходила не в залах, а на улице, да еще и с соблюдением социальной дистанции.
Кроме того, существенно изменился способ взаимодействия с электоратом. Ставку пришлось делать больше на онлайн-коммуникацию.
— В прежние годы партии в основном строили предвыборные мероприятия вокруг массовых сборов электората на стадионах страны, с обязательными концертными программами. В нынешних условиях встречи с электоратом идут, но весьма скромно, основная агитационная нагрузка легла на рекламу в СМИ и партийные теледебаты, — описал подготовку собеседник редакции.
Вторая особенность связана с СДПК, точнее, с ее неучастием. Дело в том, что с 2005 года впервые пропрезидентская или связанная с главой государства политическая организация не принимает участие в борьбе за мандаты.
Шестаков напомнил, что Аскар Акаев, Курманбек Бакиев и Алмазбек Атамбаев обладали весомым ресурсом в виде партии. При каждом лидере большинство мест доставалось его политической организации. Эксперт констатировал, что лидирующее положение пропрезидентских партий было напрямую связано с административным ресурсом. Ситуация именно с ослаблением позиций СДПК и потерей политической силы не является феноменом. После бегства Акаева и Бакиева их партии стали разваливаться. Атамбаев не сбежал, но находится за решеткой, следовательно, судьба СДПК складывается закономерно.
Сопредседатель Клуба считает, что Жээнбеков, который ранее шел в президенты от СДПК, учел судьбу пропрезидентских партий. Заняв кресло лидера, он четко показал, что партийная деятельность ему неинтересна. Президент не собирается связывать себя обязательствами с какой-либо политической организацией. Доказывает это и нынешняя предвыборная кампания. Жээнбеков делает акцент не на какой-либо партии, а на честной борьбе.
Претенденты и шансы
Факт неучастия пропрезидентской партии в парламентских выборах делает борьбу за места захватывающей и интригующей. Эксперт обратил внимание, что пандемия не остановила желающих участвовать в выборах. Количество партий-участников стало 16, а пять лет назад их было 14.
— В числе основных претендентов — партия „Биримдик“, которая лишь однажды засветилась на выборах, но сейчас эксперты оценивают ее шансы достаточно высоко, в ее состав вошла группа политиков из парламентской фракции СДПК, а также ряда других фракций Жогорку Кенеша, — прокомментировал собеседник.
Эта партия выступает за евразийский курс для Киргизии, поддерживает президента и обещает «демократический социализм».
Еще одним фаворитом считается партия «Мекеним Кыргызстан». Ее возглавляют известные в республике братья: Искендер и Раим Матраимовы. Партия выступает за борьбу с коррупцией и теневой экономикой. Имидж ее немного портят скандалы, связанные с Раимом Матраимовым. Он занимал руководящие посты в Таможенной службе и неофициально обвинялся в коррупционных и должностных преступлениях. Хотя проверка силовиков и установила его непричастность, но «осадочек» остался, электорат это припоминает.
Шансы получить места в парламенте есть и у партии «Кыргызстан».
В числе тех, кто сможет преодолеть 7-процентный предвыборный барьер в СМИ называют партии-ветераны предвыборных компаний, которые также представлены в еще действующем парламенте: «Ата мекен», «Республика», а также практический полностью обновившая свой состав «Бир Бол».
Что касается СДПК, то ее «переформатировал» сын Атамбаева, убрав букву «П». Но едва ли можно говорить о ее реальных шансах на получение серьезной поддержки электората.
Программы, призывы и коронавирус
Пандемия внесла коррективы не только в диалог с населением. Программы почти всех политических партий изобилуют обещаниями улучшить сферу здравоохранения. Многие обещают решение жилищных проблем за счет государства.
Конкурентов превзошла партия «Республика». Ее члены предлагают убрать пост президента страны.
— Из особенностей нынешней компании стоит выделить посылы в соцсетях голосовать против всех, такой активности на предыдущих выборов замечено не было, — отметил собеседник.
По мнению Шестакова, причиной таких призывов является вялая работа нынешнего состава парламента. Кроме того, в соцсетях стала лоббироваться мысль о том, что Киргизии многовато иметь 120 депутатов. Достаточно 60, а то и 30 парламентариев. При этом, предлагается, чтобы они были одномандатниками. Иными словами, чтобы за ситуацию в округе было, с кого спросить.
— В этой связи, в экспертном сообществе высказываются прогнозы, что парламентские выборы могут стать стартом для проведения кардинальных реформ в системе госуправления и в парламентских механизмах управления государством, — сделал заключение эксперт.
Читать статью на сайте Centralasia.news
Пожалуйста, не забывайте подписываться на канал Новости Киргизии в Яндекс.Дзен и ставить лайки. Ваши оценки, очень важны для нас, именно Вы помогаете развитию канала.