Многие считают, что в банках работать скучно, а бюрократия губит все классные идеи еще на этапе разработки. Лидия Мельникова, начальник управления «Мессенджеры и чат-боты» Департамента цифрового бизнеса, в материале развеет главные мифы о работе в банке и поделится своей карьерной историей.
Миф 1: Работать в банках скучно
Быстрые платежи, нейросети, big data, чат-боты — все самое интересное, что есть на рынке есть и у крупнейших представителей финансовой отрасли. Банки одними из первых стали внедрять новые гибкие методологии разработки и управления проектами — Agile и SCRUM. А сама организация работы в командах больше напоминает стартапы.
За 14 лет работы в ВТБ я несколько раз сменила не только должность, но и направление деятельности. Начала с контентного сопровождения сайта. Сейчас создаю и развиваю не просто интеллектуальный чат-бот и голосовой помощник, а новый для отрасли диалоговый канал продаж и обслуживания.
Миф 2: Бюрократия в банке убивает все начинания
Уровень бюрократии в финансовых организациях чаще всего преувеличивают. Сейчас банки заинтересованы в ускорении процессов, поэтому внедряют новые методики. Так, в ВТБ Онлайн формируются кросс-функциональные команды под конкретные задачи. В результате, скорость принятия решений и эффективность работы увеличиваются в несколько раз.
Стрим «Мессенджеры и чат-боты» создан только в феврале. Однако, несмотря на карантин, уже к лету мы не только запустили бота в новых каналах, но и буквально за пару дней в апреле вывели прием заявок от клиентов на подключение каникул в период пандемии в диалоговый канал.
Миф 3: Отсутствие «права голоса»
В ВТБ все команды собраны с учетом максимума компетенций, чтобы сделать лучший продукт для пользователя. Как правило, это 10-12 человек: Product Owner, специалист по клиентскому опыту, дизайнер, аналитик, разработчики, тестировщики и релиз-менеджер. Команда работает над единой задачей, но у каждого специалиста своя зона ответственности и сроки. Просто не получится молчать и делать все по указке. Если команда не будет действовать как единый механизм, то не будет и результата.
Миф 4: В банке сложно сделать карьеру
Все зависит от самого человека. Я пришла в ВТБ в 2006 году, отучившись на инженера-конструктора в области ветроэнергетики. Уже в первый год получила повышение, по своей инициативе разработав для сайта интерактивную схему расположения банкоматов, привязанную к карте метро. Это сейчас кажется обыденностью, а тогда адреса терминалов во многих банках выдавались просто списком либо полностью отсутствовали.
Инициативы по запуску сайта для сотрудников контакт-центра, разработка и запуск объединенного сайта трех банков («Банка Москвы», ВТБ и ВТБ24) и другие проекты каждый раз поднимали меня на очередную ступень карьерной лестницы. Вообще, многие из пришедших в команду ВТБ Онлайн молодых специалистов становятся руководителями команд и подразделений. Важны опыт, инициатива, стремление к развитию и созданию качественных прорывных продуктов. И это не остается незамеченным.
Миф 5: Без рекомендации на приличную должность в банк не попадешь
Конечно, это не так. Например, сейчас в нашем банке реализуется программа «600 дней», которая помогает ВТБ трансформироваться в продвинутую технологичную компанию. Банк собирает 300 кросс-функциональных команд, которые покрывают полный цикл разработки продуктов: от гипотезы до готового решения. Инновационные продукты создаются без бюрократии и с использованием преимуществ каждого члена команды. Поэтому сейчас нам как никогда нужны специалисты совершенно разных областей.
В стриме «Мессенджеры и чат-боты» трудится более 40 человек, и мы планируем привлечь еще около 70 специалистов. Нам нужны дизайнеры интерфейсов, разработчики, продуктологи, аналитики и agile-коучи. Новых сотрудников мы без раскачки погружаем в процессы. Наставник поможет тем, кому не хватает опыта. Как результат, быстрый прогресс и переход на новый уровень компетенций.
Сделай свой выбор:
● UX/UI дизайнер / Senior UX/UI дизайнер;
● Продуктолог / Client Journey Expert;
● Владелец продукта / Product owner;
● Agile-коуч.