Найти тему

Предсказание или Эльдар Рязанов как зеркало совкового антисоветизма и русофобии. ч.3

Начало тут и тут.

Вот так, в амурных похождениях, попытке умышленного убийства из личных неприязненных отношений, бегстве от ревнивого мужа и проходит последний день Горюнова-старшего. И подходит время, когда предсказание цыганки должно будет исполниться или не исполниться.

А Горюнов- младший тоже оказывается писатель. И за пару минут до отъезда в аэропорт, откуда он должен лететь в Израиль, поясняет Горюнову-старшему, что давно написал повесть об этом последнем дне и все события этого дня в точности описаны в рукописи. Но надо уже уезжать. И Старший собирается отвезти Младшего в аэропорт. Но во дворе засада. В Старшего стреляют, а Младший заслоняет его своим телом. Дальше следует патетическая сцена - Младший отдает свой загранпаспорт, визу и билеты в Израиль Старшему. Типа, живи вместо меня. И умирает.

"Беги из ЭТОЙ страны. У нее нет будущего. Это не эмиграция, а эвакуация."
"Беги из ЭТОЙ страны. У нее нет будущего. Это не эмиграция, а эвакуация."

Ох, и понравилось же Рязанову это слово - эвакуация, вместо эмиграция. Как будто, дает оправдание этому трусливому бегству из своей страны. Хотя, если такие кругом страсти - писателей прямо во дворе дома среди белого дня убивает неизвестно кто, то только эвакуация. И ведь не понятно кто стрелял, вариантов масса, за последний день жизни Горюнов-старший хорошо покуролесил. Могли и националисты, и недобитый "сталинский палач", и продавец Геннадий.

И с испуга Горюнов-старший хватает паспорт Младшего и рвет в аэропорт. Бежать в землю обетованную пока в ЭТОЙ стране его окончательно не добили. Но в порту опять ему цыганка погадала и сказала, что скоро у него ребенок будет. Понятно, что от Людмилы. Прикинул он - вот куда он на старости лет летит, без денег, без вещей, языков не знает. Людмилу на растерзание Геннадию оставляет. И никуда он не полетел. Будут они с Людмилой ждать ребенка. Не сбылось предсказание.

Это они в порту. Задумались. Одним словом:"Шниперсон выбирает Россию!"
Это они в порту. Задумались. Одним словом:"Шниперсон выбирает Россию!"

Поехали обратно в Москву. Конец фильма.

Фильм не оправдал ожиданий зрителей. Не стал событием. Его мало кто видел. О нем забыли. Рязанов сетовал, что фильм канул, как в "черную дыру". Хотя, например, вышедшие в том же году "Настя" Г.Данелия. "Окно в Париж" Ю.Мамина никуда не канули.

Правда в повести несколько другой финал. Людмила и Горюнов уезжают в провинциальный город Кашин, который, по выражению автора, счастливо избежал большевистского разорения. Они долгое время там скрываются, Горюнов пишет повесть "Предсказание". А потом у Горюнова в Подмосковье сожгли дачу, и они возвращаются в Москву. А там в одном из подземных переходов Горюнову кто-то ударит по затылку, он упадет и будет лежать без сознания 6 часов. Умрет от переохлаждения. Мимо будут ходить люди, но никто не окажет помощи и не вызовет "скорую". В милиции посчитают, что это несчастный случай.

И вот что предсказывает повесть и фильм? Цыганка нагадала Горюнову- старшему смерть через сутки. Не сбылось. Умер Горюнов - младший, которому никто ничего не гадал. Нет, мысль Рязанова понятна - ЭТА страна без будущего убила лучшую половину его жизни. Кем бы он мог стать, если бы сразу с детства отправился бы в землю обетованную? Рязанов думает, что кем-то. Но вот кем? Вопрос.

Скорее всего таким же местечковым конферансье, как Боря Сичкин, уехавший в Штаты. Но главное, что - "приморили гады, приморили, приморили молодость мою." Вот основная мысль фильма. И ничего он не предсказывает, все самое худшее уже случилось со страной и людьми. Хотя нет, еще не случилось. Расстрел Белого Дома впереди. Приватизация и грабеж страны.

Но все-таки одно предсказание сбылось. В повести и фильме у Горюнова - старшего, этого альтер-эго Эльдара Рязанова, было две жены. С первой он развелся, вторая погибла в автокатастрофе. И Рязанов на момент написания повести уже развелся с первой женой и счастливо жил со второй Ниной Скуйбиной. Сразу после окончания съемок фильма "Предсказание", премьера фильма состоялась в мае 1993 г., в октябре того же года у Нины Скуйбиной было выявлено онкологическое заболевание. 3 ноября 1993 г. ей сделали операцию. Она лежала в реанимации, а Рязанов 7 ноября в Кремле брал большое интервью у совершившего месяц назад государственный переворот Б. Ельцина. Нина Скуйбина умерла в мае 1994 года. Так что это предсказание Рязанова о самом себе сбылось

А к Б. Ельцину Рязанов относился очень хорошо. Почти все его действия он одобрял, кроме одного.

"Я очень многие поступки Ельцина одобряю. Но единственное, что я не могу ему простить, это то, что он назначил такого преемника..., который, во-первых, просто поднял опять, так сказать, то, что было отодвинуто историей - слой этих жадных, страшных, темных людей, которые представляли у нас самые страшные, злые силы, за которыми стоят толпы казненных, окровавленных и так далее, и так далее. Вот, чего я простить ему не могу, к сожалению"

И опять для Рязанова все не так. Все ему какие-то "мальчики кровавые в глазах" мерещатся. Ну, какие казненные и окровавленные. Бред же полный. Многие задаются вопросом:" А что же такое с ними со всеми и с Рязановым, в частности, случилось? При "большевиках" снимали шедевры, а как пришла "свобода" сразу и сдулись." И при этом всячески поносят Советскую власть, которая дала им все и сделала знаменитыми. Ответ на этот вопрос есть у выдающегося российского социолога С.Г. Кара-Мурза в его книге "Антисоветский проект". Цитата, конечно, большая, но в ней ответы на все вопросы.

Если присмотреться к творческой судьбе особенно страстных ненавистников советского строя, то можно заметить, что у всех у них, ставших известными и любимыми художниками в советское время, с падением СССР вдруг как будто кто-то вынул из души творческий аппаратик. То, что они теперь производят на свободе и при «своей» власти, оставляет гнетущее ощущение полного творческого бессилия. Это само по себе — необычное и важное явление в культуре. На мой взгляд, дело в следующем. В ходе культурного строительства в СССР была создана целая индустрия, производящая «продукты культуры», и такая же индустриальная система подбора и подготовки кадров. Обширная категория людей обладает хорошими способностями для художественного творчества по жёсткому заказу, «в рамках системы». Эта система должна задавать им главные, «высокие» идеи и общий пафос (идеологическую базу), а также установить эффективный контроль (цензуру). В этих условиях Э. Рязанов снимает фильмы «Карнавальная ночь», «Гусарская баллада», «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы», «Служебный роман» и др. Как только эта система рушится и эти люди остаются без заданных идей и без цензуры... И при всём их мастерстве на уровне малых задач они не могут создать этически приемлемое и художественно целостное произведение — не могут быть художниками без художественного совета и без цензуры. Почему же эти люди возненавидели советский строй, при котором они как раз и могли состояться как художники? Потому что их сожрал комплекс неполноценности. После первых своих успехов и премий они, по недостатку ума, приписывали всю заслугу себе лично, может быть, даже в душе посмеялись над цензурой, которую они обвели вокруг пальца, — не заметили, что шли на помочах этой цензуры. Но с возрастом все умнеют, и они стали в душе понимать, что сами по большому счёту бесплодны, а творчески продуктивны только в составе большой бригады. Для доброго и весёлого человека в таком открытии, которое почти каждый из нас в какой-то момент делает, нет никакой трагедии. А люди типа Э.Рязанова, наоборот, возненавидели ту почву, которая их питала. Эта ненависть лишь усугубилась оттого, что они остались в дураках (в творческом плане) — новый строй, одной ногой стоящий на воровстве, в принципе не может служить для художника источником большой идеи... Что-то позитивное, какой-то ницшеанский пафос «сверхчеловека» ещё можно найти на Западе, у идеологов «золотого миллиарда», но туда наших экс-советских мэтров не берут уже по возрасту. Загнанные клячи! Вот они в злобе и грызут уже мёртвую руку, которая их кормила, — грызут и мажут слюной образ советской страны, «где они жили, как пила на суку»...».

По-моему, лучше и не скажешь.

А есть ли что-нибудь позитивное в этом фильме? Ответ положительный. Есть. Романс Андрея Петрова на стихи Эльдара Рязанова "Ты укрой меня снегом, зима" в исполнении Александра Малинина.

Часть первая

Часть вторая

комментарии. Ставьте лайки. Пописывайтесь на наш канал.

Александр Ширвиндт
0