Более ста лет прошло с тех пор как Пророк Мухаммед (571-632) основал новую мировую религию – Ислам и повел арабские племена на завоевание Африки и Ближнего востока. К VIII веку нашей эры арабский халифат достигает высшей точки своего территориального расширения под властью первой арабской династии Омейядов. Как и все государства того времени, он не выдерживает груза собственных территорий и раскалывается на отдельные островки власти.
Последние десятилетия правления Омейядской династии ознаменовались жестоким экономическим и политическим кризисом. Омейядские правители, их сородичи и приспешники уже давно не придерживались устоев, данных им Пророком. Они владели огромными поместьями, в буквальном смысле грабили страну, присваивая себе государственные доходы.
После прекращения активной завоевательной политики, поступление доходов значительно сократилось. Последний халиф Омейядской династии Марван II (годы правления 744-750), в целях пополнения казны (а также не уменьшившихся аппетитов чиновников) усиливает налоговый пресс. Мусульманское общество явно разделяется на богатых и бедных, что вызывает волнения и беспорядки по всей империи.
Марван II подавляет восстания хариджитов (своих давних противников), шиитские выступления в Куфе. Начались волнения в армии, набранной из кайситских и кальбитских племен (южные и северные аравийские племена бедуинов).
Конечно же были попытки понизить налоговое бремя, но этому противились богатые арабские землевладельцы. Стремясь предотвратить сокращение налоговых поступлений, они облагали повинностями вновь обращенных в мусульманство мавали (мн. число от «мавла» — так именовались вновь обращенные в ислам жители покоренных арабами областей и стран), что прямо было запрещено исламскими законами.
Таким образом, Омейяды, вели свою политику исходя лишь из своих личных экономических и племенных интересов. Остальное мусульманское сообщество оказалось как бы отстранено от участия в нормальной жизни халифата. Законоведы и теологи из Мекки и Медины утверждали, что Омейяды отошли от старинных обычаев, основанных на Коране и сунне Пророка. Раздавались призыва лишить правящую династию привилегий.
В результате хариджитских восстаний, волнений в армии, недовольством чрезмерными налогами, а также противостояния шиитских лидеров против суннитской династии Омейядов, сложилась взрывоопасная обстановка. Все жаждали перемен.
Во второй четверти VIII века сложилась мощная антиомейядская группировка, которую возглавили сторонники рода Аббасидов, потомков дяди пророка Мухаммеда — аль-Аббаса.
Аббасиды, с момента вступления в борьбу за власть в халифате, стали применять оружие, которым их противники пренебрегали. Они обосновали легитимность прихода к власти своей династии. Их главный «юридический» аргумент состоял в том, что Омейяды, хотя и были одним из родов племени курайш, но не принадлежали к роду Мухаммеда. Они утверждали, что справедливость будет восстановлена в мусульманской общине только тогда, когда власть будет находиться в руках ближайших родственников Мухаммеда, то есть у Аббасидов (справедливости ради стоит заметить, что сами Аббасиды были связаны с Пророком только косвенно и никаким приоритетом по сравнению с Омейядами не обладали).
Центром восстания против действующей династии стал Хорасан и Мавераннахр. Именно там были наиболее остры национальные и социальные противоречия, а также шиитская Куфа. Противники Омейядов – Абассиды, шииты всех направлений, иранцы Хорасана объединились для свержения правящей династии.
Они обещали, что когда Аббасиды придут к власти, мусульмане будут освобождены от незаконных налогов, с немусульман налоги будут взиматься по справедливости в соответствии с исламскими законами, а сельские жители будут избавлены от различных сверхналоговых повинностей.
Возглавил восстание имам Абу Муслим (до возведения в сан – Ибрахим), шиит по вероисповеданию и обязанный Аббассидам человек. К тому же он имел личные счеты, так как его отец был казнен по приказу Марвана II.
Благодаря умелой религиозно-политической пропаганде, Абу Муслим добился широких успехов в центре восстания Хорасане. В 747 году Абу Муслим перебрался в Мервский оазис и вскоре превратил город в центр восстания. Со всей провинции к нему стекались иранские землевладельцы, отряды осевших в Хорасане арабских кальбитских племен, сунниты и шииты, участники хариджитских восстаний, мусульмане и иноверцы.
Восстание обрело всеобщий характер.
В назначенный заранее день, 9 июня 747 года в оазисе были зажжены костры, восставшие подняли черные знамена и облачились в черные одеяния. Позднее черный цвет был провозглашен официальным цветом Аббасидов, а воины Абассидов прозваны – Мусаввиды (одетые в черное).
Последние пять лет своего правления Марван II безуспешно пытался противостоять нахлынувшей революции. Обладая ослабленной и деморализованной армией, он окончательно был разбит в 750 году на берегу северного притока Тигра, реки Большой Заб. Последний Омейяд бежал в Египет, но и там не нашел поддержки. В конце концов он был схвачен и убит. Началось поголовное истребление рода Омейя, хотя многие из них выразили готовность присягнуть новой власти.
Лишь одному из омейядских эмиров Абд ар-Рахману удалось бежать в Северную Африку, а оттуда в Андалусию и основать там в 756 году Кордовский эмират.
Новая династия Аббасидов пожинала плоды победы.