Найти в Дзене
Медиевистика

Война наследников Пророка. Аббасиды.

Более ста лет прошло с тех пор как Пророк Мухаммед (571-632) основал новую мировую религию – Ислам и повел арабские племена на завоевание Африки и Ближнего востока. К IX веку нашей эры арабский халифат достигает высшей точки своего территориального расширения под властью первой арабской династии Омейядов. Как и все государства того времени, он не выдерживает груза собственных территорий и

Более ста лет прошло с тех пор как Пророк Мухаммед (571-632) основал новую мировую религию – Ислам и повел арабские племена на завоевание Африки и Ближнего востока. К VIII веку нашей эры арабский халифат достигает высшей точки своего территориального расширения под властью первой арабской династии Омейядов. Как и все государства того времени, он не выдерживает груза собственных территорий и раскалывается на отдельные островки власти.

Последние десятилетия правления Омейядской династии ознаменовались жестоким экономическим и политическим кризисом. Омейядские правители, их сородичи и приспешники уже давно не придерживались устоев, данных им Пророком. Они владели огромными поместьями, в буквальном смысле грабили страну, присваивая себе государственные доходы.

После прекращения активной завоевательной политики, поступление доходов значительно сократилось. Последний халиф Омейядской династии Марван II (годы правления 744-750), в целях пополнения казны (а также не уменьшившихся аппетитов чиновников) усиливает налоговый пресс. Мусульманское общество явно разделяется на богатых и бедных, что вызывает волнения и беспорядки по всей империи.

Марван II подавляет восстания хариджитов (своих давних противников), шиитские выступления в Куфе. Начались волнения в армии, набранной из кайситских и кальбитских племен (южные и северные аравийские племена бедуинов).

Конечно же были попытки понизить налоговое бремя, но этому противились богатые арабские землевладельцы. Стремясь предотвратить сокращение налоговых поступлений, они облагали повинностями вновь обращенных в мусульманство мавали (мн. число от «мавла» — так именовались вновь обращенные в ислам жители покоренных арабами областей и стран), что прямо было запрещено исламскими законами.

Таким образом, Омейяды, вели свою политику исходя лишь из своих личных экономических и племенных интересов. Остальное мусульманское сообщество оказалось как бы отстранено от участия в нормальной жизни халифата. Законоведы и теологи из Мекки и Медины утверждали, что Омейяды отошли от старинных обычаев, основанных на Коране и сунне Пророка. Раздавались призыва лишить правящую династию привилегий.

В результате хариджитских восстаний, волнений в армии, недовольством чрезмерными налогами, а также противостояния шиитских лидеров против суннитской династии Омейядов, сложилась взрывоопасная обстановка. Все жаждали перемен.

Большая мечеть Омейядов в Дамаске. Построена в начале VIII века н.э.
Большая мечеть Омейядов в Дамаске. Построена в начале VIII века н.э.

Во второй четверти VIII века сложилась мощная антиомейядская группировка, которую возглавили сторонники рода Аббасидов, потомков дяди пророка Мухаммеда — аль-Аббаса.

Аббасиды, с момента вступления в борьбу за власть в халифате, стали применять оружие, которым их противники пренебрегали. Они обосновали легитимность прихода к власти своей династии. Их главный «юридический» аргумент состоял в том, что Омейяды, хотя и были одним из родов племени курайш, но не принадлежали к роду Мухаммеда. Они утверждали, что справедливость будет восстановлена в мусульманской общине только тогда, когда власть будет находиться в руках ближайших родственников Мухаммеда, то есть у Аббасидов (справедливости ради стоит заметить, что сами Аббасиды были связаны с Пророком только косвенно и никаким приоритетом по сравнению с Омейядами не обладали).

Центром восстания против действующей династии стал Хорасан и Мавераннахр. Именно там были наиболее остры национальные и социальные противоречия, а также шиитская Куфа. Противники Омейядов – Абассиды, шииты всех направлений, иранцы Хорасана объединились для свержения правящей династии.

-3

Они обещали, что когда Аббасиды придут к власти, мусульмане будут освобождены от незаконных налогов, с немусульман налоги будут взиматься по справедливости в соответствии с исламскими законами, а сельские жители будут избавлены от различных сверхналоговых повинностей.

Возглавил восстание имам Абу Муслим (до возведения в сан – Ибрахим), шиит по вероисповеданию и обязанный Аббассидам человек. К тому же он имел личные счеты, так как его отец был казнен по приказу Марвана II.

Благодаря умелой религиозно-политической пропаганде, Абу Муслим добился широких успехов в центре восстания Хорасане. В 747 году Абу Муслим перебрался в Мервский оазис и вскоре превратил город в центр восстания. Со всей провинции к нему стекались иранские землевладельцы, отряды осевших в Хорасане арабских кальбитских племен, сунниты и шииты, участники хариджитских восстаний, мусульмане и иноверцы.

Восстание обрело всеобщий характер.

В назначенный заранее день, 9 июня 747 года в оазисе были зажжены костры, восставшие подняли черные знамена и облачились в черные одеяния. Позднее черный цвет был провозглашен официальным цветом Аббасидов, а воины Абассидов прозваны – Мусаввиды (одетые в черное).

Последние пять лет своего правления Марван II безуспешно пытался противостоять нахлынувшей революции. Обладая ослабленной и деморализованной армией, он окончательно был разбит в 750 году на берегу северного притока Тигра, реки Большой Заб. Последний Омейяд бежал в Египет, но и там не нашел поддержки. В конце концов он был схвачен и убит. Началось поголовное истребление рода Омейя, хотя многие из них выразили готовность присягнуть новой власти.

Лишь одному из омейядских эмиров Абд ар-Рахману удалось бежать в Северную Африку, а оттуда в Андалусию и основать там в 756 году Кордовский эмират.

Новая династия Аббасидов пожинала плоды победы.