Александр Александрович Левенсон прожил достаточно насыщенную жизнь, посвященную книгопечатанию. Его мастерская открыла для широкой читающей публики, например, произведения Чехова и Цветаевой. Такие люди часто остаются известными только узкому кругу литературоведов, признающих их заслуги перед историей. Но Александру Александровичу повезло - или сработала его коммерческая жилка. Потому, что заказанный им дом в Трехпрудном переулке по праву считается одним из самых красивых в Москве и до сих пор гордо демонстрирует прохожим имя своего бывшего хозяина.
История самой скоропечатни началась за 20 лет до постройки этого шикарного здания. Впервые маленькое предприятие открылось в 1881 году в Рахмановском переулке, в доме отца Александра Александровича. Весь "печатный цех" состоял из одной типографской машины и одного станка, выпускавших, в основном, визитные карточки и счета.
Однако Левенсон обладал поистине феноменальной способностью привлекать инвесторов, лоббировать интересы и рекламировать свои услуги. Уже 15 лет спустя «Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон» значительно расширило свою деятельность, оправилось от разрушительного пожара в старых офисах и удостоилось звания Поставщика Двора Его Императорского Величества.
Построенный в Трехпрудном переулке комплекс из административного здания и печатных цехов спроектировал Федор Осипович Шехтель. Сотрудничество Левенсона и Шехтеля началось еще до того, как великий обрусевший немец стал знаменитым архитектором. В начале 1880-х Федор Осипович был молоденьким студентом, отчисленным из Московского училища живописи, ваяния и зодчества за плохую посещаемость, который сводил концы с концами, берясь за любую художественную работу - он был иллюстратором, виньетистом, рисовальщиком, декоратором и художником по костюмам. Двадцать лет спустя это был уже признанный мастер и, возможно, самый престижный архитектор в Москве.
Здание скоропечатни относится к его переходному периоду, когда Шехтель открыл для себя стиль модерн, но все еще находился под влиянием нео-готики. Так что ничего удивительного, что административный корпус печатной фабрики так смахивает на роскошное "шато" где-то на севере Франции.
Снаружи о модерне напоминали изящные барельефы, оконные рамы и кованные светильники. Внутри в этом стиле была выдержана лестница, а также кабинет Левенсона. Работа Шехтеля так понравилась Александру Александровичу, что тот поручил архитектору перестроить на тот же манер свой особняк на Пречистенской набережной (дом 35) - его обычно не замечают из-за соседнего дома Перцовой, однако здание тоже очень интересное, а главное - подчеркивающее статус владельца.
Понятное дело, что Октябрьскую революцию частная печатня не пережила. Она была национализирована и преобразована в 16-ю государственную типографию треста «Мосполиграф». Левенсон был вынужден бросить свои дома и предприятия, и бежать в Германию, где и умер в 1922 году. Его могилу удалось найти на одном из кладбищ Франкфурта.
Как вы понимаете, вывески "Товарищества" и статус "Поставщика Двора Его Величества" в советские годы со здания пропали. Восстановлены они были в ходе реставрации в 2010-х года. Сейчас здание в Трехпрудном - это очередной пример действительно качественного подхода к возвращению исторического облика здания, который, правда, встречается гораздо реже, чем хотелось бы...
А на сегодня - все! В пятницу вас ждет очередной выпуск "Путешествий Ленивца" в форме подкаста, а в понедельник... В понедельник пока не знаю! Ленивец отправляется в отпуск, собственно - путешествовать! Так что поживем-увидим! А пока - до новых встреч!!!