870 лет смоленской «уставной грамоте»
Не скрою: некоторые события попадают в мой личный календарь знаменательных дат, который я постоянно пополняю уже лет двадцать, довольно случайно. И не несут какой-то масштабной значимой нагрузки. Однако же и они подсвечивают отдельные фрагменты биографии нашей Родины, порой с неожиданной стороны…
Как вот событие, о котором я хочу сейчас рассказать. Не бог весть что произошло в масштабах периода, который мы называем Киевской Русью. И тем не менее, и оно, на мой взгляд, интересно!..
Ведь речь пойдёт о рождении Смоленского княжества.
…Фрагмент биографии нашего Отечества, который простирался с момента распада Киевской Руси и до момента рождения Руси Московской, вызывает о любителей истории довольно острые споры. Кто-то считает, что это история одной цивилизации, кто-то придерживается точки зрения, что рухнувшая Десятинная церковь похоронила киевскую державность, и наступила пора безвременья, из которого родилась новая восточно-славянская государственность.
Каждый вправе считать по-своему. Однако лично у меня не вызывает сомнения следующий факт. Государство в истинном понимании этого слова возможно только как единая данность – с едиными столицей, законами, вооружёнными силами, валютой, идеологией и иными скрепами. Если отдельные территории начинают проводить самостоятельную политику, опираясь на какие-то внутренние ресурсы – материальные, военные или духовные – неважно, такое государство только видится единым, а фактически обречено на распад.
Когда удельные князья необъятной Киевской державы стали превращаться в князей великих, с этого и началось её дробление.
На мой взгляд, если с этого угла посмотреть на событие, о котором я расскажу предельно коротко, данный частный факт, на мой взгляд, обретает образ тенденции. Нечто подобное происходило и в других уделах…
И сказал князь: се моё, а се – твоё… Цитирую по памяти, но суть-то именно такова…
Именно по причине таких настроений в конце концов Киевская Русь стала историей.
Итак, Смоленск…
Первым смоленским князем стал Ростислав Мстиславович (род.? – умер в 1166 или 1168 году), внук Владимира Мономаха. Получив в удел Смоленскую землю, Ростислав поначалу оставался послушным отцу и проводил общерусскую политику. Однако постепенно начал «устраивать» свою область, превращая его в самостоятельное княжество. И добился своего – его удел стал богатым и обширным, тем более, что, будучи окружённым русскими же землями, не вёл никаких войн и не подвергался набегам тех же кочевников, викингов или иных народов, не дававших покоя княжествам, выходившим к внешним границам славянского мира.
В конце концов князь Ростислав смог добиться для Смоленска того, чтобы сюда направили епископа – первым эту кафедру занял некто Мануил Грек, в лице которого князь получил верного единомышленника.
Так вот, чтобы упорядочить сбор налогов в молодом княжестве, устроить управление им, Ростислав провёл своего рода инвентаризацию земель и перепись населения. Для этого он собрал в стольном граде вече, в результате которого 30 сентября 1150 года родилась т.н. «уставная грамота». Это документ, который разграничивал полномочия властей мирских и духовных. Он регламентировал, в частности, доходы епископии, и вообще взаимоотношения светской и духовной власти в новорождённом княжестве.
То есть произошло то самое, о чём говорилось выше. Княжество начало само устанавливать внутренние законы. Пусть за основу авторы взяли Церковный устав Владимира Святого, а только руководствовались теперь смоляне собственным регламентом.
Киевская Русь дробилась…
До наших дней дошёл только единственный экземпляр Грамоты, да и то позднейший список, сильно порченный временем…