Найти в Дзене
ActivityEdu

В шаге от пропасти. Как предотвратить подростковый суицид

По данным, опубликованным на психологическом сайте b17, самоубийство занимает третье место среди причин смертельных случаев среди подростков. Ежегодно в России каждый 12-й ребенок в возрасте от 13 до 20 лет предпринимает попытку покончить с собой. Почему эти дети торопятся расстаться с жизнью? Что могут сделать взрослые, чтобы уберечь их от страшного необдуманного шага? Слово клиническому психологу Любови Владыкиной.

Любовь, почему именно подростки чаще всего задумываются об уходе из жизни?

Пик подобных мыслей и намерений приходится на 14-16 лет. Это возраст начала сепарации, то есть психологического процесса отделения ребенка от родителей, и переживается он нереально тяжело. Психика в этот период чрезвычайно неустойчива, и некоторые подростки чувствуют себя отвергнутыми, непонятыми.

Суицидальное поведение включает в себя несколько компонентов: мысли, намерения, демонстративные попытки. Кроме попыток суицида, подростки часто прибегают к самоповреждающему поведению – осознанному или неосознанному нанесению себе травм, порезов. Им кажется, что таким образом можно снять внутреннее напряжение, тревогу или «наказать» себя.

Подростки с аддиктивным поведением, зависимостью от наркотиков или алкоголя также иногда вредят себе, подвержены суицидальным мыслям и намерениям.

Как повлияла пандемия коронавируса на рост числа суицидальных попыток у подростков?

Из моей практики максимальное количество обращений с суицидальными намерениями и самоповреждающим поведением пришлось на относительно стабильные 2018-2019 годы. Почему – трудно сказать. Именно в спокойное, устойчивое время у подростков усугубляется нервное и тревожное состояние, приводящее к ощущению собственного несовершенства и незначимости.

Многие мои подопечные в те годы делились чувством нарушенной справедливости. За хрупкой завесой стабильности им виделись обман, тревожная обстановка ожидания грозы, казалось, что мир ужасно устроен, несовершенен, и в нем не имеет смысла жить. Подростковый возраст − период крайнего максимализма, когда не существует полутонов, есть только черное и белое. Прибавьте сюда еще и выбор своего пути, экзамены, всегда сопровождаемые страхами и нагнетанием тревоги, зачастую идущей от взрослых: ты не поступишь, ты не справишься... Все это вкупе способно разрушить тонкую, уязвимую психику.

И, как ни парадоксально, с началом пандемии наметился спад числа подростков, подверженных суицидальным настроениям. Пандемия – это экстремальная ситуация, когда «снаряды стали рваться слишком близко». На смену метаниям, связанным с собственной самореализацией, пришла тревога за своих близких.

Общество навязало детям страх заразить родных и колоссальное чувство вины за «бессимптомность». Многие дети тяжело переживали месяцы карантина. Ведь им необходимо общаться с друзьями, бабушками и дедушками, заниматься спортом. А школы и секции были закрыты. Недаром психологический проект «Мы рядом - 2020» открыл детско-подростковое направление. Посыпались обращения, связанные с чувством вины, обострением самоповреждающего поведения и нарушения пищевого поведения. Особенно участились случаи анорексии. «Уменьшиться в пространстве» казалось проще, чем справиться с негативными эмоциями.

Попытки суицида как бы сигнализируют о поиске выхода из «бессмысленного» существования и просьбе о помощи. До начала пандемии ко мне обращались подростки, которые говорили, мол, сделайте что-нибудь, а не то я покончу с собой. С начала карантина не было ни одного такого случая. Снижение суицидальных попыток связано с процессом выживания.

Все это напоминает военное время, когда никто не предавался размышлениям и депрессиям, - остаться бы в живых. Нередко дети взрослели раньше срока и взваливали на себя ответственность за судьбу членов семьи...

Действительно, в местах, где ведутся военные действия, подростки менее склонны к суицидальному поведению. Девочка не станет рассматривать себя в зеркало и думать, толстая она или нет, скорее ее будет заботить, где достать картошки, как уберечь себя и близких от беды. Однако бывают ситуации, когда жизнь невыносимо тяжела, кажется, что боль, физическая или моральная, бесконечна. Инстинкт выживания угасает, а суицид в этих случаях ошибочно кажется выходом.

Может ли буллинг спровоцировать суицид?

Конечно, буллинг влияет на поведение детей, особенно в возрасте от 10 до 13 лет, когда мнение сверстников ценнее всего на свете. И если ребенок не вписывается в коллектив, если в отношении него ведется травля, он воспринимает ситуацию как безвыходную. Причем подростки чаще всего молчат, не обращаются к родителям: либо щадят их, либо опасаются непонимания. Но все же, как правило, именно в семье ребенок в первую очередь ищет помощи. Но родители зачастую не слышат его, не умеют задавать вопросы, не могут отвлечься от дел, им кажется, что все нормально. В итоге ребенок делится с близкими друзьями, потому что ему кажется, что, кроме них, никто не услышит и не поймет. Мне известен случай, когда перед попыткой суицида мальчик позвонил друзьям, но они пришли на пять минут позже. Опоздали...

То есть это была попытка таким образом привлечь внимание близких?

Да. У подростков низкая критичность к своим действиям. Когда многократные просьбы о помощи не приносят результата, ребенок может совершить демонстративный суицид. Родители иногда сами провоцируют такие поступки. Если подросток постоянно говорит — мне плохо, я не хочу жить, взрослые порой устают от этого нагнетания ужаса и отмахиваются, мол, делай уже, что хочешь. Не все ведь могут быть психологами и иногда пропускают момент, когда нужно среагировать и обратиться к специалисту. Внутренний голос подростка говорит: раз они обесценивают мои чувства, мне надо показать, что эта боль сильная и я готов на все. Кстати, кроме демонстративного суицида, бывает еще и демонстративная анорексия или самоповреждающее поведение. Так подростки просто хотят обратить внимание взрослых на свои проблемы и чувства. Помните эпизод из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», где мальчика грозят выгнать из лагеря, и он фантазирует, что умер, лишь бы бабушка его пожалела? Я умру, и все будут плакать... Дети еще не знают, что смерть необратима. Поэтому они иногда используют угрозы суицида для манипуляции родителями.

Когда-то культовым для подростков был польский фильм «Как это случилось» о девочке, которая решила свести счеты с жизнью из-за несчастной любви... Часто ли в реальности это становится причиной суицида?

В моей практике не было подобных примеров. Но это не значит, что такого не бывает вообще. Здесь опять же все зависит от семейного воспитания и отношений со старшими. Нельзя забывать о том, что для подростка любые переживаемые чувства – это экстрачувства, любые события – это экстрасобытия. Когда что-то происходит, ребенку необходимо внимание, быстрый эмоциональный ответ. Если же на фоне сильных переживаний еще и взрослые обесценивают или игнорируют его чувства, подросток может решить, что все кончено, с этим жить нельзя.

Как предотвратить подростковый суицид? О чем нужно помнить родителям?

Родителям следовало бы взять за правило:

  • Ни в коем случае не обесценивать чувства и события, которые происходят в жизни подростка.
  • Внимательно слушать, применяя техники активного слушания: подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу.
  • Правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима; честно говорить о своих чувствах в отношении ситуации.
  • Стараться развеять романтически-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти.
  • Попробовать обратиться к личному опыту подростка, обсудить, были ли похожие ситуации в его жизни или жизни друзей и знакомых, был ли найден какой-то выход и как ребенок его оценивает.
  • Серьезно относиться к тому, что подросток транслирует, даже если вам кажется, что он пытается вами манипулировать. Помните, любая ваша неосторожная фраза может стать толчком для демонстрации суицидального намерения.
  • Наблюдать, обращать внимание на мелочи, детали. Например, если ребенок, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную деятельность, или, наоборот, становится слишком ласковым, внимательным, излишне щедрым, это может служить основанием для тревоги.
  • Уделять внимание всем, даже самым незначительным обидам и жалобам: подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
  • Не бояться прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве.
  • Учить (в том числе и на собственном примере) ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть их последствия. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: что будет, если...
  • Научиться принимать все чувства ребенка, даже те, которые трудно переносить (злость, отчаяние, боль), и говорить с ним об этом.
  • Помнить, что ирония и сарказм взрослых часто воспринимаются подростками как попытка обесценивания и унижения; что чувства, мысли, потребности и желания подростка имеют такое же значение, как чувства, мысли, потребности и желания взрослого; что поступки ребенка и его личность не одно и то же.

Стоит учиться принимать ребенка любым, при этом не всегда одобряя его поведение и поступки. И об этом обязательно нужно говорить, дружить с ребенком, быть на его стороне с самого раннего его возраста.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.