Найти в Дзене

На развалинах эпохи

"Аракчеевщина" - такое название получила эта эпоха у историков. Связана она с именем графа Алексея Андреевича Аракчеева - основоположника военных поселений, где крестьяне одновременно и жили, и служили, и занимались сельским хозяйством. Александр Первый ещё в 1809 году дал поручение разработать проект самоокупаемых военных поселений. И уже в 1816 году, около 500 тысяч крестьян и солдат Российской империи перевели на положение военных поселенцев. А первое такое поселение появилось в 1816 году под Новгородом. Не случайно это место получило название Селищи. Здесь были организован военный городок и построены казармы Гренадерского полка Аракчеева, от которых сейчас остались "живописные развалины", как пишут в путеводителях.

Строительство штабного комплекса в Селищах началось в 1818 году. Для работ были привлечены выдающиеся архитекторы и инженеры того времени: Карл Фёдорович Детлов, Василий Петрович Стасов, инженер-поручик Алексей Фёдорович Львов, прославившийся впоследствии как автор музыки к народному гимну "Боже, царя храни!", и многие другие.

К 1826 году строительные работы в целом были завершены, и в казармах разместился штаб Гренадерского полка графа Аракчеева.

Планировка полковых штабов была типовой: в центре каждого штаба - плац размером 150 на 215 метров, вокруг - кирпичные строения, включающие манеж, казармы и полковую церковь.

Фото  с сайта https://it-s-a-wonderful-world.ru/selishhi-arakcheevskie-kazarmy-berega-volxova/
Фото с сайта https://it-s-a-wonderful-world.ru/selishhi-arakcheevskie-kazarmy-berega-volxova/

Манеж - это самое впечатляющее помещение. Он имеет размеры приблизительно 35 на 150 метров. И при постройке, имел крышу, причём перекрытие было безопорным.

Это уникальное для тех времён перекрытие для манежа создавались под руководством генерал-майора Льва Львовича Карбоньера (одного из авторов манежа в Москве).

Интерьер типового манежа. Чертеж инженера Ф. И. Рерберга, 1829 г. Фото с сайта https://babs71.livejournal.com/
Интерьер типового манежа. Чертеж инженера Ф. И. Рерберга, 1829 г. Фото с сайта https://babs71.livejournal.com/

Курировал всё строительство военного городка и разрабатывал проект Свято-Духовской церкви архитектор Стасов. Интересно, что за написанием икон для этой церкви наблюдал сам президент Академии художеств Алексей Николаевич Оленин.

Аракчеев, требовательный к себе, был не менее требователен к подчиненным. Тяготы службы офицеров и чересчур строгая дисциплина в военном поселении привели к тому, что офицеры добивались отставки или перевода в другие части. И к 1825 году офицерский состав полка почти полностью обновился.

Офицеры тоже были очень жестоки с солдатами, наказывая за малейшую провинность. И в 1831 году, в то время как действующие батальоны Аракчеевского полка воевали с восставшими поляками, в округе начался бунт поселян. Из остававшихся в округе офицеров семеро были убиты. Их тела были захоронены неподалёку от казарм, в двух ямах, подготовленных заранее для погребения тел умерших от холеры. Вместе с ними были похоронены два врача и два оставшихся верными присяге унтер-офицера. Впоследствии за могилами присматривали части, размещавшиеся в Селищах. В конце 19 века на могиле стоял деревянный крест с металлической табличкой, на которой были перечислены имена покоящихся там жертв жестокой расправы.

После подавления бунта в начале 1832 года в казарменный комплекс прибыл для постоянного квартирования Гродненский гусарский полк (до этого стоявший в Варшаве). Из-за обособленной стоянки и удалённости от столицы полк стал своего рода местом ссылки для гвардейских офицеров. Но именно с «гродненским» периодом истории Селищенских казарм связано пребывание там двух знаменитостей.

26 февраля 1838 года сюда был переведен великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Несмотря на то, что службу в полку Лермонтов воспринимал как ссылку, он успевал заниматься творчеством. В служебной квартире поэт исписал все стены стихами, которые ещё долго бережно сохранялись, пока какой-то инженер, проводивший ремонт в отсутствие полка, не закрасил их. Осталась только вырезанная перочинным ножом на одном из подоконников фамилия поэта. 9 апреля 1838 года благодаря усилиям своей бабушки Лермонтов был переведён в лейб-гвардии Гусарский полк, однако из Селищ он уехал не сразу – 18 апреля подал рапорт о болезни и ещё некоторое время находился при полку.

В 1843 году в полк из школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров был выпущен Михаил Тариелович Лорис-Меликов, будущий знаменитый военный и государственный деятель России. Лорис-Меликов прослужил в Селищах 4 года. Добившись впоследствии на военной службе высоких результатов, его назначили министром внутренних дел. В январе 1881 году им был разработан проект созыва «Земской думы», получивший название «Лорис-меликовской конституции».

Жили гусары заметно веселее поселенных офицеров, так что двухэтажный дом, где жили холостые гусары, вскоре получил название «сумасшедшего». В начале 1863 года года Гродненский полк выступил на подавление очередного Польского восстания, вернувшись в итоге в Варшаву. Однако и много лет спустя, в начале 20 века, в просторечии Селищенские казармы назывались «гусарским штабом».

В 1870 года в эскадрон прибыл корнет Кавалергардского полка Павел Павлович Дягилев. Первое впечатление его от Селищенских казарм было не самым благоприятным. Об этом писала его жена: «Когда Поленька сошёл с парохода на берег Волхова, где посреди голого поля уныло расположены были квадратом казармы, вид этот сразу произвёл на него удручающее впечатление».

Фото автора
Фото автора

Здесь, в 1872 году Павла Дягилева родился сын, Сергей, – будущий русский театральный и художественный деятель, организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева».

События 1917 года не привели к революционным изменениям в судьбе старых аракчеевских штабов. Все они продолжали использоваться по своему назначению - для размещения войск, только теперь уже Красной армии.

Во время Великой Отечественной войны, как и в Гражданскую, в Селищах после освобождения от оккупации с 1942 года размещался госпиталь, позднее – штаб 59-й армии Волховского фронта.

Во время войны здания казарм были сильно разрушены бомбёжками, а на протяжении послевоенных десятилетий их руины были разобраны на кирпичи. Но в 1955 году еще сохранялось здание кордегардии, от которого сейчас нет никаких следов.

Всего в Новгородской губернии было построено шесть полковых штабов: в Селищах, Муравьях, Кречевицах, Новоселицах, Медведе и Старой Руссе. В 1825 году они вмещали, по официальным данным, 130 127 человек. Из них строевой состав – 32 329 человек. Сейчас в деревне Селищи живёт всего около 200 человек, которые могут ежедневно любоваться на разрушенную красоту былых великих строений. К сожалению, кроме мемориальных досок на стене казарм, никаких возможностей для туристов здесь нет.

Поэтому можно только на свой страх и риск изучать развалины, которые до сих пор производят огромное впечатление.

P.S. 4 октября 2020 года исполняется 251 год со дня рождения графа Алексея Андреевича Аракчеева, который считал, что "от нас Русских надо требовать невозможного, чтобы достичь возможного". До сих пор действия этой выдающейся личности, оцениваются очень неоднозначно.

-20

При подготовке статьи использованы материалы сайтов: Родина, novgorod.ru, regionavtica.ru

Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте ещё: