Найти тему

Вологодское кружево – ажурная легенда

Оглавление

На изящной сеточке расцветают цветы и вырастают сказочные деревья. Волшебные птицы приветствуют своей песней новый день. Порой можно увидеть целые города с храмами и башнями. Иногда белое поле кажется сотканным из бесчисленного множества причудливых снежинок. А узоры становятся похожими на покрытые инеем ветви.

Трудно представить, что эти чудеса создаются при помощи простых с виду деревянных палочек – коклюшек, мерный стук которых навевает мысли о чём-то таинственном. Секреты мастерства издавна передавались от старших мастериц к молодым. Традиционные орнаменты кружева перекликаются с мотивами народной вышивки и резьбы по дереву.

Узорчатые тайны

У кружева немало загадок. Первоначально оно возникло в Италии и Фландрии, затем о нём узнали в других странах, в том числе и в России. Многие торговые пути пролегали через вологодские земли, благодаря чему жители края смогли познакомиться с образцами иноземного кружева. Русские мастера сумели освоить искусство плетения тончайших узоров. В окрестностях Вологды издавна выращивался лён, что тоже способствовало развитию кружевоплетения.

К 19 веку сформировался самобытный промысел. Во многих помещичьих усадьбах существовали мастерские, где трудились крепостные кружевницы. Занимались этим ремеслом и в женских монастырях. Со временем кружевоплетение широко распространилось в народном быту. В первые десятилетия 20 века появляются артели, которые в 1930 году были объединены в Вологодский кружевной союз.

Энтузиасты активно занимались сохранением традиций. Параллельно с народными мотивами осваивалась и новая тематика. Появились жанровые сцены, создавались также панно на сказочные сюжеты. Приметой времени стали портреты вождей. Но самобытные черты вологодского стиля оставались неизменными. В 1964 году в Вологде была основана фабрика «Снежинка», которая функционирует по настоящее время.

Воздушные фантазии

Узнаваемая черта вологодского кружева – чёткое деление композиции на рисунок и фон. Узоры и другие изображения плетутся плотно. Фон же представляет собой ажурную решётку. Цвет кружев чаще всего белый, но использование цветных нитей также допускается – с ними изделия приобретают особую красочность. Для придания узорам рельефности применяется пряжа разной толщины.

Рисункам присуща размеренность – чередование элементов создаёт особый ритм, который сродни музыкальному. Благодаря этому изделия выглядят удивительно гармоничными. Узорам свойственна плавность линий. Нередко они представляют собой стилизованные цветы, которые располагаются по окружности в виде причудливых венков. Иногда орнаменты идут отдельными полосами. Узорчатой каймой часто обрамляется центральный элемент композиции.

В Вологде работает единственный в России музей кружева, открытый в 2010 году. Уникальная экспозиция даёт возможность увидеть старинные произведения и познакомиться с современными образцами. В авторских работах соблюдаются каноны, но при этом всегда присутствуют глубоко индивидуальные черты. Промысел развивается – продолжается ажурная легенда. Поэтому можно ожидать новых откровений.

© Наталья Наумова (Дель Ветти)

Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал!