Мурлыканье двигателя или хлопанье при закрытии задней двери - это музыка в ушах любителей автомобилей. Но теперь, с развитием прогресса и отказом от двигателей внутреннего сгорания, в пользу бесшумных электрических, звуки, которые издают транспортные средства, уходят в прошлое. Это не только может повлиять на безопасность при передвижении, но и лишает автомобили эстетического неподражаемого шарма. О том, как дать правильное звучание транспортным средствам, не только лишь по их технической функциональности, но и «для души», рассказывают автомобильные «звукорежиссеры» - руководители отделов и специалисты-акустики ведущих мировых производителей.
Ни одна машина не обходится без шумов, - что Audi, BMW, Mercedes, VW, Skoda или Citroen – все они используют специалистов для обеспечения хорошего акустического тона. Задача, которая никогда особо не волновала производителей, стала актуальной в наше время: по своей природе почти бесшумные электромобили должны как-то звучать, например, для привлечения внимания пешеходов. Но и классические двигатели внутреннего сгорания должны издавать свою собственную «музыку», по заданным нормам.
«Звук должен соответствовать ожиданию слушателя, - говорит Ральф Кункель, руководитель отдела акустики Audi. – Потому что он пробуждает эмоции».
При этом специалист использует довольно необычные в автомобильной отрасли термины, говоря об «оркестровой машине», «искусстве сочинения и дирижирования», о «хороших музыкантах» или даже о «фальшивых нотах».
От выбора материала до конструкции картера и блока цилиндров, от настройки жёсткости коленчатого вала до моделирования всей трансмиссии – инженеры-акустики всегда находятся в центре внимания при принятии решений.
«Двигатели транспортных средств, таких как, например, Audi S4, S5 или Audi TT RS, должны звучать в унисон с ритмом сердца, - продолжает господин Кункель. - Акустическая сдержанность разочаровала бы наших клиентов в этих случаях. При этом в A8, наоборот, ожидается звук, ориентированный на комфорт, который тонко подчеркивает суверенитет автомобиля».
«Тот, кто хоть раз управлял автомобилем, знает, что водитель нуждается в акустической обратной связи, для понимания того, насколько машина чувствует своего хозяина, - говорит Тобиас Бейц, руководитель управления функционального шума в Mercedes-Benz. - При этом каждая модель имеет свой собственный звук. Спортивный автомобиль, такой как SL, звучит иначе, чем E- или S-класс. В родстере неповторимый уникальный звук двигателя добавляет ещё больше удовольствия от вождения, в то время как семейная машина звучит “по-домашнему”».
Кроме того все специалисты подчёркивают, что создание автомобиля с полностью бесшумным салоном, не является целью разработчиков. Тесты показали, что такая тишина сбивает с толку водителей.
При этом и потенциальным покупателям, и настоящим владельцам следует соблюдать определённые правила «звукового поведения» своих автомобилей. Согласитесь, что звуки спорткара, ожидающего включения зелёного сигнала светофора, не совсем комфортно слушать тем, кто стоит рядом в пробке. Другое дело, поездка по трассе, где звук двигателя не создает неудобств окружающим, а наоборот показывает, что едет отнюдь не лимузин. В этом направлении, конечно, «впереди всей планеты» компания Porsche, чьи акустики делают уникальным звучание двигателей каждого вида своей продукции.
«Porsche Panamera “звучит” совершенно не так, как, например, модель 911 Carrera, - объясняет Бернхард Пфеффлин, д-р техн. наук, руководитель отдела развития вибрационных технологий и акустики Porsche. - Чтобы пассажиры во время движения могли наслаждаться звуком двигателя Porsche, здесь, в акустической лаборатории, мы составляем безошибочно узнаваемый звук нашего автомобиля».
Звуковая комната обеспечивает идеальную среду для записи источников шума, исходящего от автомобиля, с помощью акустической камеры. Все записи собраны для изучения в технической медиа-библиотеке.
«Самая большая мотивация для меня и моих коллег - это возможность постоянно оптимизировать наши транспортные средства», - добавляет доктор Б. Пфеффлин.
Этот небольшой экскурс в мир звуков дает понять, что автомобиль - больше, чем просто колёсная повозка. Автомобиль - музыкальный инструмент. Водителю нужно только прислушаться, чтобы начать разбираться в «музыкальных пристрастиях» своего авто. И, конечно же, выключить радио или CD-плеер. Ведь если машина так виртуозно играет первую скрипку, то Вивальди может отдохнуть.
Если понравилась статья – отметьте труд автора лайком
Жду ваши комментарии.
В скором времени расскажу об уникальном Renault Logan Stepway.
О том почему Renault Dokker не стал конкурентом Lada Largus можно прочитать здесь.
Подписывайтесь на канал «Седьмая буква» – будет интересно!