Венский сецессион — это не просто нарядное здание в центре австрийской столицы. Это целое объединение художников, которые в конце XIX века пошли против господствующего в искусстве диктата историзма.
Протест молодых художников
Австрийским искусством в те времена заправлял Дом художников. Это было первое выставочное объединение в немецкоязычном пространстве, созданное самими художниками. К концу XIX века Дом художников проповедовал исключительно строгие принципы историзма. После поражения на выборах объединения в 1896 г. молодые художники объявили о создании собственного кружка. В то время их поступок выглядел настоящим бунтом.
К Венскому сецессиону примкнули все самые молодые и талантливые художники того времени. Именно поэтому, кстати, сецессион нередко называют также югендстилем. Альфред Роллер, например, считается одним и отцов-основателей австрийского модерна. Он был не только президентом сецессиона, но и главным художником Венской оперы и руководил Венской художественно-промышленной школой.
Йозеф Хоффман, ученик знаменитого Отто Вагнера, долгое время был главным архитектором Вены. Йозеф Мария Ольбрих был известным архитектором и построил то самое здание, где проходили выставки сецессиона. Макс Курцвайль выставлялся во французском Салоне. Самым известным из бунтарей был, конечно, Густав Климт.
Архитектура «практической полезности»
Но в 1897 г. успех у многих представителей сецессиона был впереди. В тот момент их объединили вовсе не премии и почет, а особый взгляд на то, как должны выглядеть живопись и архитектура. За теоретическую базу архитектурного стиля сецессиона отвечал Отто Вагнер. Он вел курсы в Академии художественных искусств Вены и разрабатывал новую концепцию «практической полезности». Суть ее состояла в сочетании простых геометрических форм и орнаментов.
В живописи представители сецессиона далеко не всегда использовали исключительно прямые линии. Но суть оставалась той же — искусство переставало жить лишь в стенах музеев и выходило в свет. Художники занимались «прикладным искусством», которое окружало простых людей. Например, Коломан Мозер занимался созданием дизайна почтовых марок, керамических изделий и даже мебели.
Живопись в стиле ар нуво
Ранние работы участников Венского сецессиона были в основном выдержаны в стиле ар нуво. На становление стиля также повлияло английское и восточное искусство. Создавая кружок, венские художники также вдохновлялись опытом Берлинского и Мюнхеского сецессионов. В Берлине несколько молодых художников, в том числе Франц Скарбина и Макс Либерман, создали отдельное объединение еще в 1892 году. Причиной раздора был отказ комиссии Союза берлинских художников выставлять картины Эдварда Мунка. В том же году был создан и Мюнхенский сецессион.
Бетховенский фриз
Свою первую выставку художники провели в 1898 году. Специально для нее Ольбрих построил выставочный зал, известный под именем Дома сецессиона. Белоснежное здание венчает купол из золоченых ягод и лавровых листьев. Такой же орнамент рассыпан и по фасаду здания. Золото, цвет, волны и обилие орнаментов были отличительными чертами югендстиля.
Самой известной выставкой сецессиона стала 14-я по счету, посвященная Бетховену. На ней в 1902 был впервые показан знаменитая фреска «Бетховенский фриз» работы Густава Климта. Эта фреска — один из лучших шедевров венского югендстиля.
Раскол кружка
В 1905 г. в Венском сецессионе произошел раскол. Группу покинул Густав Климт, а вместе с ним и несколько других художников, в том числе и Карл Молль. Но кружок не распался и продолжил свою работу. В поздние годы сецессион отошел от принципов ар нуво и находился под влиянием функционализма.