Найти тему
Alex Leaveit

Критические замечания к книге «Приключения идей» (автор Альфред Норт Уайтхед)

Индивидуальное мировоззрение – это то, что собой содержательно представляет каждый человек. А также это конкретная точка приложения всех усилий по управлению человеком. Есть огромная машина политологов, социологов, психологов, маркетологов и прочих «ологов», работающих над этим, потому что самый эффективный способ определить, что человек будет делать, как он будет думать, поступать и как жить, – это сформировать для него определённое типовое мировоззрение. Что и делается, и всегда делалось. Раньше (в основном) – на уровне религии, а теперь (в основном) на уровне государства. Этого влияния не избежала ни наука, ни философия, ни, тем более, система массового и даже частного образования.

В этой связи́ я предлагаю Вашему вниманию мои критические замечания к весьма умной книге «Избранные работы по философии», автор Альфред Норт Уайтхед, которую я рекомендую Вам прочитать. Книга очень не простая, но труд усердного ученика ради понимания однозначно будет вознаграждён. Вы можете скачать её бесплатно на моём сайте www.soul-life.ru в разделе «Ссылки». Однако при чтении необходимо обратить особое внимание на некоторые спорные высказывания автора, а также на вытекающие из них следствия. Итак, начнём…

⠀⠀«Мне скажут, что это ложные призраки и что я сплю. Пусть будет так. Во всяком случае, достоверно, по крайней мере, то, что мне кажется, будто бы я вижу свет, слышу шум, ощущаю тепло. Это уже́ не может быть ложным; именно это я и называю в себе чувством, и взятое в этом точном смысле оно не что иное, как мышление. Отсюда я начинаю узнавать, каков я».

Если в действительности ты спишь, то во сне узнавать ты можешь не каков ты, а лишь каков сон! – Вопрос же о том, какое отношение твой сон имеет к твоей действительности остаётся открытым!

⠀⠀«Согласно Декарту, ду́ши и тела́ существуют таким образом, что не нуждаются ни в чём за пределами своей собственной индивидуальности».

Но это не так. Тела́ и ду́ши не отделены от всего прочего мироздания никоим образом, кроме как ментальными представлениями о реальности такого разделения.

⠀⠀«Трудно переоценить гениальность Декарта, предложившего такую трактовку сложнейших философских вопросов».

Однако эта «гениальная» трактовка была гениальной лишь для своего времени. Прогрессивная наука и философия уже́ давно отвергли эту трактовку, признав её ошибочной.

⠀⠀«Отношения части к целому имеют специфическое взаимодействие, ассоциирующееся с понятием организма, в котором части служат целому. Это отношение господствует повсюду в природе».

Скорее не «повсюду в природе», а «во всей природе», то есть в природе как организме тотального единства. Возможно, здесь имеет место недопонимание и ошибка переводчика.

⠀⠀«Специфическим полем психологии является событие».

Согласно теории относительности Эйнштейна, событие является также «специфическим» полем физики. Другими словами, пространство событий – это всё, что мы имеем в качестве знакомого нам бытия.

⠀⠀«Мы должны также допустить возможность того, что можем обнаружить в себе аспекты ментальности высших организмов».

Другими словами, рассматривая себя как бы со стороны, мы вполне можем допустить, что в действительности мы являемся частью более крупного организма – в пределе: Единой Тотальности Бытия.

[ Продолжение следует… ]