Найти тему
Автолектрик

На автомобиле лада "Калина" периодически отключается электроусилитель (ЭУР) и загорается ошибка C1044

C1044 (неверная последовательность датчика положения ротора). Читаем далее как бороться с данной неисправностью...

Электроусилитель руля для современных автомобилей уже стал их неотъемлемой частью. На российском рынке он впервые был установлен на автомобиле лада "Калина" (ВАЗ 1118). Электроусилитель добавил как много положительных эмоций, так и немало отрицательных. Поломка данного узла встречаются довольно часто на первых образцах. Не исключением стал и наш сегодняшний гость - автомобиль семейства лада "Калина"

(Рис.1).

Лада калина первого поколения
Лада калина первого поколения

Загорелся значек электроуилителя
Загорелся значек электроуилителя

Ситуация довольно типичная: клиент жалуется, что иногда отключается электроусилитель и загорается контрольная лампа электроусилителя руля , но после того, как проедешь по какой-нибудь ямке или рельсам, то электромеханический усилитель руля (ЭМУР или ЭУР) возобновляет свою работоспособность.
Такая ситуация сильно напрягает, ведь автомобилем пользуется не только хозяин, но и его жена. Женщине намного проблематичней повернуть руль без электроусилителя.

Рис.2

Разбираемся с электроусилителем Калина
Разбираемся с электроусилителем Калина

Запускаем автомобиль, и действительно загорается значок неисправности электроусилителя и крутить руль становится довольно тяжело. Нужно обязательно разобраться с данной неисправностью.

Рис.3

На приборной панели Лада Калина загорелась лампа неисправности лектроусилителя
На приборной панели Лада Калина загорелась лампа неисправности лектроусилителя

Подключаем диагностический сканер и соединяемся с блоком управления ЭМУР.

Рис.4

Считываем ошибки электроусилителя
Считываем ошибки электроусилителя

На экране монитора видим следующую ошибку: С1044 - неверная последовательность датчика положения ротора. Что за датчик положения ротора, и где он находится?

Отвлечёмся ненадолго от нашей неисправности и коснёмся немного теории. Разберёмся в устройстве ЭМУР, и из каких основных частей он состоит. Рассмотрим все его части отдельно.

Конструкция ЭМУР Калина 11186-3450008-00

Рис.5

ЭМУР калина электроусилитель
ЭМУР калина электроусилитель

Снимаем ЭМУР. На шильдике (Рис.7) имеется артикул 11186-3450008-00 производства Авиаагрегат г. Махачкала.

Рис.6

Эур Калина
Эур Калина

Рис.7

Эур Калина
Эур Калина

Снимаем рулевое колесо, подрулевые переключатели и замок зажигания. Чтобы добраться до датчика крутящего момента, нужно сначала снять электромотор. Откручиваем кронштейн на 4х болтах, карданчик, стопорную гайку и 3 болта крепления электромотора.

Рис.8

Эур Калина
Эур Калина

Рис.9

Эур Калина
Эур Калина

Рис.10

Эур Калина
Эур Калина

Рис.11

Разбираем
Разбираем

Вот что у нас получилось (Рис.12)

-13

Далее вытаскиваем вал.

Рис.13

Далее вытаскиваем вал.
Далее вытаскиваем вал.

Рис.14 Концентрические цилиндры с шестернёй.

Концентрические цилиндры с шестернёй.
Концентрические цилиндры с шестернёй.

Рис.15

обмотки ЭУР
обмотки ЭУР

Рис.16

Плата
Плата

Достаём обмотку датчик крутящего момента (Рис.17), предварительно отпаяв провода от платы (Рис.16).

Рис.17

Обмотки, датчики
Обмотки, датчики

Рис.18

Слоты перфорации ЭУР
Слоты перфорации ЭУР

Конструкция индуктивного датчика крутящего момента.

Рис.19

Принцип работа ЭУР
Принцип работа ЭУР

Индуктивный датчик состоит из двух концентрических цилиндров с отверстиями (слоты перфорации), которые закреплены на валу и вращаются вместе с ним. И двух концентрических катушек с первичной и вторичной обмотками, неподвижно вставленных в корпус ЭМУР. Не будем вдаваться в различную терминологию, а скажем проще: на первичную обмотку подаётся переменный ток с частотой 20 кГц, и если мы прикладываем усилие к валу (то есть начинаем вращать руль), то на вторичной обмотке возникает напряжение "+" или "-" в зависимости от направления вращения, а величина этого напряжения прямо пропорциональна приложенному моменту (усилию). Тем самым электронный блок управления (ЭБУ) определяет с какой силой Вы вращаете руль в ту или другую сторону.

Итак с датчиком крутящего момента мы разобрались, переходим к следующему, а именно к датчику положения ротора (Рис.20), который находится на задней крышки электромотора.

Рис.20

Статор с платой и оптопарами ЭУР
Статор с платой и оптопарами ЭУР

В ЭМУР лада "Калина" применяется 3х фазный вентильный индукторный (бесколлекторный) двигатель. Для того, чтобы он начал вращаться в ту или иную сторону, электроника должна понимать в каком положении на данный момент времени находится ротор и после определения положения в нужные моменты подавать напряжение на определённые обмотки статора. Для определения положения как раз и применяется датчик положения ротора (ДПР).

Рис.21

двигатель
двигатель

Схема и конструкция оптического датчика положения ротора.

Рис.22

Блок схема ЭМУР
Блок схема ЭМУР

Расположенные под углом 120 градусов 3 оптопары - светодиод (СД a,b,c) и фотодиод (ФД a,b,c), соответствуют расположению обмоток статора мотора фазам A, B, C. На роторе мотора установлен диск, и при его вращении срабатывает фотодиод a,b или c. Таким образом, электроника определяет текущее положение ротора.

Далее рассмотрим электронный блок управления ЭМУР (Рис.23), особо рассказывать про него ничего не будем, просто посмотрим на фото самой платы.

Рис.23

Плата управления ЭМУР
Плата управления ЭМУР

Ну вот, с устройством ЭМУР мы разобрались, возвращаемся к нашей неисправности, с которой к нам пожаловал хозяин автомобиля "Калина". Что нужно сделать для того, чтобы всё заработало как надо? Довольно частая неисправность на данной модификации ЭМУР - это плохая пайка оптопар на плате датчика положения ротора. Достаточно просто пропаять все контакты оптопар (Рис.24) для оживления ЭМУР, что мы и поспешили сделать.

Рис.24

Пропаиваем датчики
Пропаиваем датчики

После пропайки платы собираем всё в обратной последовательности и запускаем автомобиль. Ураа!!! Лампочка неисправность ЭМУР погасла и руль стал вращаться очень легко.

Рис.25

Лампа на панели погасла
Лампа на панели погасла

У нас на вооружении имеется сканер для проверки параметров и считывания кодов неисправностей, а что делать простому автомобилисту, у которого нет данного оборудования?

Как считать ошибки без специального сканера? Всё довольно просто.

1) При выключенном зажигании замкнуть на массу 6ой контакт разъёма X2 блока управления ЭМУР, либо замкнуть между собой контакты 6 и 7 (рис.26). В разъёме X2 отсутствует 6ой контакт, поэтому мы установили туда кусочек белого провода и замкнули его с 7ым контактом (массой).

Рис.26

-27

Рассмотрим схему ЭМУР для более детального понимания.

Рис.27

-28

Распиновка разъёмов ЭБУ ЭМУР "Калина"

-29

2) Включить зажигание.

-30

3) Считать коды самодиагностики ЭМУР по миганию лампы

Расшифровка кодов самодиагностики электроусилителя ВАЗ 1118

-31

На сегодняшний день на автомобили лада "Калина" устанавливаются элекроусилители корейской компании MANDO (рис.28) и последнии модификации калужского завода "Автоэлектроника" (Рис.30), процент отказов у которых минимален.

Рис.28. ЭМУР 111886-345008-04 mando Корея для автомобилей 1118 "Калина".

ЭМУР Калина
ЭМУР Калина

Рис.29 Надпись (шильдик) на электронном блоке управления ЭМУР Mando.

ЭМУР Mando.
ЭМУР Mando.

Рис.30. ЭМУР калужского завода "Автоэлектроника"

ЭМУР калужского завода "Автоэлектроника"
ЭМУР калужского завода "Автоэлектроника"

Рис.31. Надпись (шильдик) на электронном блоке управления ЭМУР "Автоэлектроника".

ЭМУР "Автоэлектроника".
ЭМУР "Автоэлектроника".