Наконец то дочитал “Хранителей” Алана Мура и Дейва Гиббонса в бумаге. Не смотря на устаревшую по нынешним меркам рисовку это все еще один из лучших графических романов созданных в известной части нашей галактики. По совместительству это до сих пор лучшая деконструкция супергеройского жанра, которая читается все так же увлекательно и сейчас.
Почему же он стал таким популярным тогда и актуален до сих пор, спустя 35 лет? Алан Мур решил изучить то как на реальный мир повлияет появление супергероев. Изначально взяв за основу классических героев в плащах и трико издательства Charlton Comics: Капитана Атома, Миротворца, Вопроса и других. И превратив этих плоских, детских персонажей в живого Бога с кучей комплексов и тараканов в голове - Доктора Манхэттена, настоящие воплощение американской мечты жестокого и циничного - Комедианта и конечно же Роршаха. Единственный человек с твердыми моральными принципами в этой вселенной это припизднутый на всю голову психопат, созданный Муром для изучения архетипа супергероя, который не прогибается под этот мир. Вот вам настоящий Супермен в реальном мире - это чокнутый социопат с ультраправыми взглядами и комплексом Бога. При этом сам Бог этого мира - доктор Манхетен, давно утратил интерес к муравьиной возни людишек и хочет улететь подальше с нашей суетливой планеты.
И до Мура авторы комиксов пытались затрагивать серьезные темы на страницах своих произведений, но именно он сделал это все на совершенно ином уровне. В этом мире все честно и без прикрас. И самые трагичные истории супергероев они же самые человечные и печальные. Салли Юспешик с ностальгией и теплотой вспоминает Комедианта, который много лет назад изнасиловал ее, просто потому что ее старость настолько уныла и беспросветно тосклива. А это хоть какое то напоминание о былом.
Но изображая все в оттенках серого старик Мур умудрился нарисовать совершенно неоднозначную картину. Кто тут герой и злодей? Кто тут прав, а кто виноват? Решайте сами. Все герои полны противоречий и автор не дает никаких моральных оценок их действиям оставляя пищу для размышлений.