Найти тему
SMILE Finance

Пенсионная система, которую мы действительно заслужили

Вопрос пенсионного обеспечения и российской пенсионной системы до недавнего времени мало касался непосредственно меня. Хотя все последние новости по увеличению пенсионного возраста и реакции на это у населения оставались под моим пристальным вниманием, мнения по этим вопросам мною не высказывались открыто. Однако месяц назад Я узнал, что за суммарные 8 лет работы по найму, мои работодатели перечислили в Пенсионный фонд РФ (ПФР) сумму, равную примерно 700 тысячам рублей. Деньги, казалось бы, итак невеликие, а если учесть, что именно именно этими деньгами придётся пользоваться в течение всего "периода дожития", то невольно фраза "умереть молодым" начинает наполняться новыми смыслами. Надежды же на то, что ПФР "вдруг" начнёт работать эффективно и значимо сможет приумножить перечисленные средства, нет, ввиду сомнительных инвестиционных стратегий (здесь, здесь, здесь и здесь) фонда, а также того обстоятельства, что с 2013 года накопительная часть пенсионных отчислений заморожена и не перечисляется в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) или УК.

И поэтому становится резонным вопрос: почему, если мне вполне по силам (как и любому другому гражданину РФ) обеспечить бОльшую доходность от инвестирования пенсионных отчислений, чем может предложить ПФР, Я должен доверять средства некомпетентной и непрозрачной организации? Почему, если до достижения пенсионного возраста Я в состоянии увеличить изначальные средства как минимум в несколько раз и обеспечить тем самым безбедную старость, Я не могу получить эти деньги в своё распоряжение?

-2

Поскольку уверен, что подобными вопросами в той или иной форме, так или иначе, задаётся широкий круг лиц, то хотел бы предложить в данной статье своё видение построения пенсионной системы в России и призвать к конструктивной дискуссии на эту тему все заинтересованные стороны, и в частности, представителей финансовой и инвестиционной сферы.

I. Структурные изменения
1. ПФР ликвидируется как неэффективная структура. О необходимости этого шага говорили также в Счётной Палате РФ и партии Яблоко (
https://lenta.ru/news/2020/08/27/without/). Главными причинами данного упразднения является неэффективность и непрозрачность данной структуры, а также многочисленные нарушения.
2. Функции по контролю за обротом пенсионных накоплений распределяются между Центральным Банком России (ЦБ РФ) и Федеральной Службой по Финансовым Рынкам (ФСФР), далее - регуляторы.
3. К управлению пенсионными накоплениями допускаются прежние НПФ, управляющие компании, а также страховые компании, далее - профессиональные участники. ЦБ РФ и ФСФР контролируют соблюдение законнности инвестирования средств, выдают и отзывают лицензии профессиональных участников сферы, регистрируют создаваемые фонды, следят за доступностью и прозрачностью совершаемых сделок.
4. Профессиональные участники создают фонды, через которые инвестируют пенсионные накопления своих вкладчиков. Фонды регулируются правом, аналогичным праву и практикам, применяемым в отношении Паевых Инвестиционных Фондов (ПИФ).
5. Допускается создание отраслевых и корпоративных фондов, фондов для работников бюджетной сферы, фондов для государственных вложений (для пенсионного обеспечения инвалидов, сирот, участников боевых действий, ликвидаторов последствий техногенных катастроф и т.д.).
6. Участники и регуляторы формируют всю необходимую инфраструктуру в сети Интернет для обеспечения возможности отслеживания гражданами состояния своих пенсионных накоплений в реальном времени. Также должна быть обеспечена возможность отслеживать финансовые показатели фондов в реальном времени в сети Интернет.

II. Законодательные изменения

А. Для граждан - будущих пенсионеров.
1. Закрепляется на законодательном уровне возможность наследования пенсионных накоплений или их оставшейся части.
2. Закрепляется на законодательном уровне возможность полного снятия накоплений по достижению пенсионного возраста без дополнительных условий и обременений в сравнении с вариантом равномерных ежемесячных выплат.
3. Закрепляется на законодательном уровне право менять фонд и управляющую компанию неограниченное количество раз, но с учётом на длительности исполнения надлежащих процедур по выводу средств без уплаты комиссии в случае фондов с гарантированной фиксированной процентной ставкой, и с уплатой комиссий, аналогичных таковым у паевых инвестиционных фондов, в случае инвестирования в фонды с негарантированной доходностью. Исключение из этого пункта для силовиков, бюджетников, и т.д.
4. Ввести особый тип инвестиционного счёта: пенсионный индивидуальный счёт, обладающий свойствами обычного ИИС, но с возможностью менять управляющую компанию без потери вычета. При этом с пенсионного ИИС (как и с недавнего времени, с обычного ИИС), допускается инвестирование только в бумаги российских эмитентов на территории РФ.
5. Для квалифициорованных инвесторов (согласно определениям ЦБ РФ и законодательства) допустить возможность самостоятельно распоряжаться пенсионными накоплениями, инвестируя их с пенсионного ИИС.
6. Допускается одновременное использование гражданами ИИС и пенсионного ИИС, при этом размеры вычетов остаются неизменными независимо от использования того или иного типа счетов.
7. Формирование индивидуальных пенсионных накоплений сверх страховых отчислений носит добровольный характер и осуществляется по требованию гражданина. Такое заявление может быть отозвано гражданином в любой момент, но с гарантированным сохранением уже перечисленных среств. В случае формирования индивидуальной пенсии средства направляются гражданином на пенсионный ИИС и инвестируются.
8. В случае подтверждения уровня доходов ниже уровня прожиточного минимума допускается получение накопленных ранее пенсионных отчислений в своё распоряжение.
9. Допускается, что пенсионные накопления могут служить обеспечением по ипотечному кредиту, автомобильному кредиту, кредиту на получение образования. Однако приоритет истребования такого обеспечения среди прочих видов обеспечения должен быть низшим.

Б. Для регуляторов и профессиональных участников.
1. ЦБ совместно с Минфином разрабатывают надлежащие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения между всеми сторонами пенсионной системы. За основу принмается нормативно-правовая база, применяемая в отношении ПИФов.
2. ЦБ РФ создаёт рейтинг профессиональных участников и рэнкинг их фондов. Эта информация днлается общедоступной и интегрируется в государственные сервисы.
3. Разрабатывается соотвествующее законодательство по противодействию преступлениям в данной сфере.
4. Отмена системы пенсионных баллов.
5. Прямой запрет на инвестирование в рискованные активы.
6. Переход от распределительной пенсионной системы к накопительной.

III. Ожидаемый эффект от внедрения изменений.
1. Более эффективное использование капитала, повышение его оборачиваемости. Как следствие - развитие экономики.
2. Удержание капитала на территории РФ.
3. Увеличение размеров пенсий граждан, что влечёт за собой активизацию их экономических отношений. Это в конечном счёте повышает количество косвенно собираемых государством налогов.
4. Формирование у граждан ответственности, прежде всего за себя и за свою жизнь.
5. Повышение прозрачности государственной деятельности и в частности, пенсионной системы. Предотвращение коррупционных действий.
6. Переход от модели "государства-вседержителя" к модели государства-арбитра и гаранта соблюдения правовых отношений в обществе.

Вместо вывода: Данная статья, как и приведённые в ней шаги не претендуют на право называться экспертными. В то же время, материал является мнением частного инвестора и способом разрешить актуальные вопросы как для себя, так и для других людей. Возможно, степень новизны приведённых мер, либерализация системы, являются избыточными, однако по моему мнению, такие преобразования совершенно необходимы в текущей ситуации.

Буду рад обменяться мнениями по данному вопросу, а также рассмотреть конструктивную критику статьи.