Найти тему
ПрепON

Чем похожи микрообучение и завтрак и почему никто не говорит о макрообучении

Оглавление
"Кажется, этого слона придется разрезать", или как методисты приходят к микроформатам. Не всегда верно.
"Кажется, этого слона придется разрезать", или как методисты приходят к микроформатам. Не всегда верно.

Представьте: спокойный воскресный завтрак. Из каши, бутерброда, чая, кофе, сладкого, булочки, сырника и ещё чего-нибудь на выбор. Во время такого завтрака вы неспешно намазываете масло на хлеб и фоткаете ягодки и орехи в каше. Бубнит телевизор, вы гладите кошку и, никуда не торопясь. попиваете кофе.

А бывает другой завтрак: на бегу, со стаканом в одной руке, телефоном в другой и голосом коллег в наушниках. Вы быстро заглатываете протеиновый батончик (если следите за калорийностью) или разваливающийся сэндвич (если забиваете на ЗОЖ). Всё, можно поставить галочку "покормил себя" и - скорее по делам.

Вы поели в обоих случаях, просто по-разному, стили отличаются. Вот так же с макрообучением и с микрообучением.

Больше или меньше: эффективность не зависит от размера

Микрообучение - это лопание информации небольшими порциями, но быстрыми глотками.
Макрообучение - это поедание большого количества информации с тщательными разжевыванием.

Микрообучение используют, когда надо быстро выучить что-то или когда объем нового невелик. В этом случае важно повторение и механики запоминания, чтобы информация уложилась в долгосрочную память.

Простой пример: научиться закручивать гайки.

Макрообучение поможет, когда надо освоить большой объем нового взаимосвязанного материала. Такой стиль используют академические онлайн-обучалки с лекциями по 1,5 часа, онлайн-бакалавриаты и курсы по освоению профессии.

Простой пример: освоить профессию столяра.

Выбор макро или микро - причина, почему одни стартапы штампуют курсы по визажу, блогерству, копирайтингу, а другие выпускают трехмесячные курсы по подготовке к работе дизайнера или программиста. И те, и другие могут делать качественный контент. Или наоборот. Но размер точно не играет значения, в любом курсе можно достигнуть цели обучиться чему-то.

Важнее техники, которыми информация вкладывается в долгосрочную память учащихся.
Люк Скайуокер занят микрообучением - освоением навыка отбивать удары. Он ещё не знает, что Йода приготовил ему полную программу макрообучения по становлению джедаем.
Люк Скайуокер занят микрообучением - освоением навыка отбивать удары. Он ещё не знает, что Йода приготовил ему полную программу макрообучения по становлению джедаем.

Особенности микрообучения

Микрообучением можно считать 5-минутное видео о том, как сделать табуретку, и короткий курс из 10 маленьких видео и текстов, которые научат вас строить дом. Но есть некоторые нюансы.

🥪 Узкая, часто практическая тематика. Хотя я знаю приложение, которое в таком стиле рассказывает об искусстве. Но как правило, микрообучение используют для освоения конкретного навыка. Например, микроообучение подойдет, если вы хотите научить человека снимать видео на телефон или писать продающие тексты.

Большое известное исключение в образовании: иностранные языки.

🥪 Единицы информации по 3-5 минут. Познакомиться с кусочком информации (видео, текстом, тестом) учащийся должен в промежутке между станциями. Даже если у вас планируется видео на 20-30 минут, раздробите его на смысловые части. Тогда ученик будет верить, что он_а может осилить весь объем информации, и не будет откладывать обучение на потом.

🥪 Мало дополнительных материалов или отсутствие. Микрообучение - про фокус на конкретной проблеме. Ответвления не так важны, их можно дать бонусом по завершению обучения.

🥪 Один подход - один формат усвоения информации. Никаких комбинаций "текст + видео + иллюстрации + чат + гиперссылки", которые так любимы в макрообучении.

🥪Гибкость и модульность. Каждый блок информации завершен и независим от других. Например, из всего микрокурса по обработке фотографии меня могут интересовать только блоки про работу со светом и объектами.

🥪 Обучение доступно в любое время в любом месте. Микрообучение доставляется учащемуся через смартфон (= мобильное обучение). Можно использовать мессенджеры, чат-боты, мобильные приложения и соцсети. Доступ к информации - в любое удобное время в рамках марафона, интенсива или микрокурса.

Когда все увлечены своим микрообучением
Когда все увлечены своим микрообучением

Микрообучение последних десяти лет в лицах

  • обучающие рассылки: рассылки Главреда или Center Game
  • марафоны в соцсетях: по написанию текстов, освоению языка, готовке, макияжу и др.
  • мини-игры: популярны для детского обучения - игры, в которых ребенок учится считать, узнавать буквы, запоминать страны и пр.
  • мобильные курсы: любимы блогерами и экспертами - вы можете рассказать хоть о хвойных растениях России, хоть о потребительском праве при покупке техники
  • тесты: помните тесты Арзамаса или Meduza?
  • видео-курс на Youtube: или просто обучающие видео, как и ПостНауки
  • приложения по изучению языков: Duolingo и LinguaLeo очень показательны - маленькие уроки, напоминалки о занятиях, фиксация прогресса

На каких платформах можно реализовать микрообучение

  • соцсети: можно делать закрытые группы для марафонов или мини-курсов с регулярным постингом
  • мессенджеры: часто устраивают микрообучение в Телеграмме, в том числе на основе чат-ботов
  • приложения для курсов и сайтов (например, Chatium): собираете свой микрокурс из блоков, настраиваете кабинеты участников - и всё готово!

А этим отличается макрообучение

Обычно про макрообучение не пишут, ограничиваясь пометкой, что это оппозиция для микростиля. Но я всё-таки решилась определить некоторые свойства. ИМХО.

По сути макрообучение - привычное нам обучение без лимитов на размеры и с частыми ограничениями на мобильность обучения.

Макрообучение рождается как-то так:

- А давайте бахнем 50-минутное видео о встрече с заказчиком?

- Круто! Давайте. Никитос, тащи камеру!

Поэтому можно выделить яркие черты макрообучения:

🥐 Большой размер информационных блоков. В нашем мире большой по времени - это уже больше 10 минут. Так-то.

🥐 Разнородность внутри одного урока. Основой может быть видео-лекция на 15-20-30 минут, а к ней ещё прикреплены задания, ссылки, инфографики, тексты...

🥐 Связанность блоков. Обычно макрообучение сцепляет части так, что без прохождения одной, невозможно освоить другую. Хотя в отношении курсов всё чаще говорят о модульности, то есть возможности переставлять уроки местами с минимальной корректировкой.

🥐 Речь о процессах. Если микрообучение в каждом блоке и в целом фокусируется на части процесса (помните, гайки), то макрообучение создано, чтобы давать фундаментальную основу или сложное связанное знание или навык.

Что выбрать - зависит от вашего материала и обучающих целей. И хотя сейчас есть тренд на микрообучение, большое обучение никуда не денется.

------------------------------------------------------------------------------------------------

🍪 Для дочитавших 🍪

1. В 2019 году основательную статью про микрообучение со ссылками и интересными примерами приготовил сайт "Теории&Практики". Тогда это был разговор о новом стиле обучения в образовании. В статье разбирается несколько кейсов плюс дается краткий чек-лист по организации мобильного микрообучения.

2. Ещё раньше эксперт в elearning Елена Тихомирова несколько раз обращалась к этой теме в своем блоге, но уже в контексте корпоративного обучения.

3. Плюс 2-минутное видео о 6 примерах микрообучения:

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Спасибо, что читаете! Ваши интерес и активность дают мне вдохновение и энергию на развитие канала 💜

-4