Посещение ортопеда или невролога, назначение курса, получение талона и направления – такая последовательность действий приводит юных и совсем маленьких пациентов в кабинет Веры Чистяковой. Детским массажистом во 2-й поликлинике больницы имени архиепископа Луки Вера Фёдоровна работает уже 21 год – и знает о процедуре если не всё, то очень многое.
Возраст пациентов Веры Фёдоровны – от 0 до 18 лет. У грудничков, идущих от ортопеда, чаще всего встречается дисплазия тазобедренных суставов, а невролог направляет с гипер- или, наоборот, гипотонусом. В соответствии с этим проводится массаж нижних конечностей или общий массаж.
О самих заболеваниях Вера Фёдоровна рассказывает следующее:
– Дисплазия – это недоразвитие тазобедренных суставов, которого не стоит пугаться: до года оно легко исправляется лечебной физкультурой и массажем. А вот если ничего не делать, вероятны отдалённые последствия. Когда такой ребёнок подрастёт и столкнётся с большой нагрузкой, суставы могут дать знать о себе, вплоть до разрушения.
Вторая наиболее распространённая проблема грудничков – нарушение тонуса – касается мышц. Может показаться странным, но и проблемы с осанкой, характерные для подростков, связаны именно с мышцами, а не с костями.
– Искривление происходит из-за того, что с одной стороны мышцы спазмированы, а с другой, наоборот, расслаблены, – поясняет Вера Чистякова. – Позвоночник уходит в ту сторону, где спазмированы. Значит, если мы их расслабим, а расслабленные укрепим, позвоночник выпрямится. Работа нашего скелета зависит от мышц и сухожилий, а кости – это просто остов.
Если проблема серьёзная, процедуру проходят регулярно, раз в несколько месяцев по 10 сеансов. При нарушениях осанки параллельно массажу назначают лечебную физкультуру и электрофорез. Среди других диагнозов, которые чаще всего звучат в кабинете массажиста, – вальгусная деформация, плоскостопие и ВСД.
Не навреди
Ежедневно Вера Чистякова принимает до 15 пациентов, иногда больше. На каждого отводится 20 минут – интервал, с которым распечатаны талоны. Для вычисления длительности сеанса специалисты применяют формулу, по которой каждой зоне присваивают рабочие единицы: каждая единица = 10 минут. Шейно-воротниковая зона, к примеру, – это 1,5 единицы, то есть 15 минут, а общий массаж, на который при нас пришли трёхмесячный Тарас и его мама Екатерина, – 3. Однако сегодня сеанс сильно сокращён – мальчик плачет.
Для Тараса это первое посещение, на котором детские слёзы не редкость.
– Ребёнок попадает в новую обстановку, к чужому человеку, да ещё и делают с ним что-то, – рассуждает наша собеседница. – Конечно, он нервничает. На второй-третий день, как правило, они присматриваются и плакать перестают. Даже если что-то не понравится, поговоришь немножко, погремишь, чтобы отвлечь, – и всё: счастлив, доволен, а главное, расслаблен.
Но бывает, что малыш не идёт на контакт и спустя несколько процедур продолжает жмуриться и плакать. В этом случае массаж лучше отменить, потому что, поясняет Вера Фёдоровна, нужного эффекта мы не достигнем. Можно только навредить: из-за зажима нервная система не реагирует должным образом, возникает перегрузка, дети начинают плохо спать и т.д. Это подтверждается и указаниями невролога: если ребёнок хорошо себя чувствует на массаже, врач рекомендует продолжать, если нет – делать не стоит.
Мама Тараса на происходящее реагирует спокойно, она-то в кабинете детского массажиста не новичок: шесть лет назад водила, точнее, носила сюда старшего сына, Тимура.
– У нас тоже был тонус, и нам тоже делали массаж ножки-ручки. После курса Тимур быстро пошёл – в 9 месяцев, хотя ориентировали нас только на год. Надеемся, и на этот раз всё будет хорошо, – поделилась Екатерина.
Наши дети
С детьми постарше контакт наладить проще, потому что они многое понимают, дают обратную связь (болевой порог у всех разный) – и получают удовольствие от процесса. А чем довольней пациент, тем приятнее работать массажисту. Вера Фёдоровна говорит, что любит свою профессию прежде всего за позитив, который приносит общение с детьми – солнечными, серьёзными, разными.
– Встречаются достаточно самостоятельные ребятишки. Был, например, мальчик, который в 3 года командовал: «мама, я сам, иди в коридор». Но в большинстве своём наши дети мало приспособлены обслуживать себя, поэтому родители всегда рядом. Или потому что в семьях, где детей двое-трое, старший обычно может позаботиться и о себе, и о младшем.
Многое, подчёркивает Вера Чистякова, зависит от родителей. Последним она напоминает, как важен баланс между предоставлением свободы подрастающему ребёнку и заботой о его здоровье. Ведь если обращать внимание на то, как он двигается, сидит, держит спину, какие у него привычки, проблему можно сразу заметить и вовремя исправить.
Вера Дашкова
Фото Алексей Бучнев
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Притамбовье»