Евгений Читинский
Начало книги здесь
Предыдущая глава тут. Гл. 29
Глава тридцатая.
22 июня 1941 года. Неожиданное пополнение
К обеду первая часть окопов была выкопана. Так что оборону здесь и сейчас уже можно было держать. Теперь нужно было прокопать еще стрелковые ячейки с бойницами (своего рода отростки от основного ствола траншеи), а затем ниши для солдат в стенках окопов для укрытия от обстрелов, да и просто поспать и не промокнуть под дождем, для этих же целей можно было сделать настилы над окопами по мере возможности.
Также нужно было вырыть вторую часть окопов, закругляющихся на флангах, все это соединить ходами сообщений, особенно важно было соединить окопы, расположенные по разные стороны от дороги. Для этого ход сообщения должен был «нырнуть» под мостом. Провести эти ходы сообщения в тыл, в первую очередь в овражек к кухне, куда должны были эвакуировать раненых.
Кстати, под мостом уже начали складывать сухие ветки и дрова. На случай, если придется мост уничтожать. И хотя такого приказа пока не было, но Старновский решил предусмотреть все возможные варианты событий.
В общем, работы было много.
Но во вторую очередь принялись за котлован для «дерево-земляной огневой точки» (ДЗОТа). И вот тут как раз вовремя приехала телега с бревнами, на которой прибыл Солнцев с двумя своими (безоружными) красноармейцами. На недоуменный вопрос лейтенанта, где сержант и остальные бойцы, тот мотнул головой, оглядываясь назад, и сказал, что они чуть позже подъедут на грузовике медсанбата, привезут остальные бревна и немного досок, которые там нашлись. Он также сообщил, что Воробьев уже ходит, опираясь на костыль, Парамонов вообще чуть не убежал с ними, но сержант его уговорил остаться в госпитале и подлечится. С обедом для отряда Белоярова тоже вопрос решен. И в конце Солнцев добавил:
- Я две фляги с молоком привез! Только колхозницы сказали, чтобы фляги обратно привез, они после вечерней дойки еще нальют!
Лейтенант обернулся к работающим и ждущим свою очередь копать красноармейцам и громко крикнул необычную для армии фразу:
- Перерыв! Всем идти сюда с котелками и пить молоко!
Эта новость мгновенно облетела весь отряд, и все с радостным гомоном собрались возле Солнцева с его флягами. А он уже заранее припасенной кружкой бойко разливал всем вожделенное молоко. Солдаты были просто счастливы!
Мимо проходила еще одна небольшая группа отступающих красноармейцев во главе с младшим сержантом. Тот по уставному подошел к Старновскому:
- Разрешите обратиться, товарищ лейтенант!
- Разрешаю!
- Младший сержант Анисин! Докладываю: группа красноармейцев из состава 459-го стрелкового полка, 472-го артиллерийского полка из 42-й стрелковой дивизии в составе 19 человек выходит из Брестского полигона. Сейчас мы разыскиваем свои части. В Брест к месту постоянной дислокации пробиться не смогли, по дороге наткнулись на немцев. Приняли встречный бой, теперь у нас двое тяжелораненых, и трое легкораненых!
Лейтенант посмотрел на двое поставленных на землю самодельных носилок с перебинтованными бойцами. Это вызывало уважение. Данный отряд под руководством младшего сержанта Анисина своих раненых не бросил, и, как говорится, вынес их на своих плечах.
- Где был бой, когда?
- Километрах в пятнадцати отсюда, на дороге Брест-Пинск. Часов пять назад.
Лейтенант посмотрел время на своих наручных часах. Сейчас уже было 14:36.
- Вы обратно шли по дороге?
- Нет, лесом!
- Покажите на схеме, откуда вышли! – Старновский вытащил из полевого планшета свою самодельную карту.
- Тут у вас только кусок местности! Но если брать по нему, то вот отсюда! – Анисин показал ровную диагональ из юго-западного угла карты к мосту, минуя перекресток дорог, где засел отряд Белоярова.
- Понятно! Немцев больше не видели?
- Нет. Видать, в лес побоялись сунуться. Ну а вот тут проходит хорошая тропинка. Мы по ней вышли на опушку леса и увидели эту деревню и мост. Ну и вас.
- А мы вас заметили только тогда, когда вы вышли на дорогу! Тут сейчас много частей отступает. Вернее, отступали. Уже три часа как никого нет. Вы последние!
- Товарищ лейтенант, я гляжу, вооруженных бойцов у вас мало, через речку здесь переправиться пёхом можно легко в любом месте. Весь берег вы не закроете, а вот завернуть фланги и прикрыться с тыла для защиты моста вы можете. Только бойцов у вас маловато! Разрешите нам к вам присоединиться, пока все не образуется!
- А что так?
- Честно?
- Честно!
- Товарищ лейтенант, мы танки видели немецкие, обходящие Брест. Много танков. Да поболее размером-то, чем наши. Видать, не скоро всё образуется! А вы при деле! Танки тут не пройдут. А с пехотой ихней воевать можно!
Старновский посмотрел на сержанта — да это же потенциальный стратег! Всё сразу просчитал. И не трус! И не дурак! Вон как носом водит и смотрит на дым полевой кухни из оврага! Да и молочка, наверное, захотелось тоже!
- Хорошо, располагайтесь пока здесь. Полчаса вам на отдых. Попейте молока! Скоро и обед будет!
Анисин улыбнулся:
- Есть располагаться!
Лейтенант выдернул из своего блокнота два листка.
- На одном напишите список бойцов, кто откуда. На втором напишите боевое донесение, особенно укажите на боестолкновение и на то, что видели возле Бреста! И наличие оружия и боеприпасов тоже укажите!
- Оружие у нас у всех есть. Даже десяток самозарядок! Так что покажем немцам!
Пока новые бойцы пили молоко, косясь на польский ручной пулемет Браунинг, стоящий рядом с Солнцевым на телеге, на дороге появился грузовик. Ехал он из колхоза, постройки которого отсюда были хорошо видны через заливные луга. Просто дорога делала петлю через лесок.
Это прибыл сержант Васильев. На полуторке были самые отборные бревна, то что надо для ДЗОТа. Машина была медсанбатовская. На неё как раз погрузили раненых из группы Анисина. Две винтовки СВТ тяжелораненых остались пока лежать на командном пункте лейтенанта. Кстати, на пригорке, с которого он обозревал окрестности, вновь прибывшие и начнут его оборудовать. Благо саперные лопатки у всех были.
А кому отдать винтовки СВТ, Старновский уже решил. Двум самым метким стрелкам!
Продолжение тут. Гл. 31 "Первые ходы боя"