В городе Мышкин на главной улице, недалеко от набережной, стоит двухэтажный особняк с мезонином это бывший дом купца Чистова. Во дворе усадьбы дом, на первый взгляд несколько неприметный. Внутри одноэтажного деревянного здания с 2000 года обрёл прописку музей Русские валенки.
Если вы прибыли в Мышкин теплоходом, вас обязательно приведут сюда на экскурсию.
Музей хоть и называется Русские валенки, но, дабы сохранить историческую точность, отметим:
<em> Прообразом валенок были традиционные войлочные сапоги кочевников Евразии (пимы), история которых насчитывает более 1,5 тысячи лет. На территорию Руси валенки стали проникать в период Золотой Орды через тюркские и монгольские племена, обувь которых называлась пима. </em>
На картине С. В. Иванова Поход москвитян. XVI век можно видеть воинов обутых в валенки.
Однако не будем забывать, картина датируется 1903 годом.
<em> Валенки в России приобрели широкое распространение лишь в первой половине XIX века, когда их начали изготовлять промышленным способом. До этого они были достаточно дороги и носили их довольно зажиточные люди. Рост влияния городских нравов на деревню обусловили смену лаптей валяными сапогами, а вместе с тем и развитие валяльно-катального производства. </em>
Вот именно такое производство и было налажено в Мышкине. В первом зале музея можно увидеть валяльно-катальную машину. Она до сих пор в рабочем состоянии.
Фирменый мышкинский валенок всегда серого цвета. Он свален из шерсти овцы романовской породы. Разведением серых овец в этих местах занимаются уже очень долго, их шерсть теплая и густая идеальное сырье для валенок. Технология производства войлочных сапог за многие годы практически не изменилась. Валенки лепят из шерсти, словно из глины.
Небольшая историческая справка.
<em> В 1900 году на сапого-валяльных фабриках России было произведено 1,4 млн пар валенок на сумму 2,1 млн рублей. В 1900 году пара валенок стоила 1,5 рубля, в 1912 году 2 рубля, в конце 1916 года спекулятивная цена доходила до 12 18 рублей за пару.</em>
<em>
</em>
Если музей валенок существует ещё, и в Москве, и в Кинешме, то памятник самому валенку, по словам гида, только в мышкинском музее. И пусть стоит он не на площади большого города, и выглядит не столь помпезно, как царь Пётр работы Церетели, в любом случае это памятник.
И это справедливо валенки помогли нашей армии, как выстоять, так и победить в ВОВ. Мышкинцы любят валенки и любят свой музей.
Здесь даже штора выполнена из войлока.
В русском языке слово валенок имеет двойное значение, и помимо обуви так именуется простой, грубый человек. А вот сами валенки, как тупоносая обувь, могут быть совершенно разными в этом можно убедиться, посетив третий зал музея.
Он самый большой,
и возможно самый интересный.
Здесь представлены различные варианты тёплых войлочных сапог.
Остаётся лишь удивляться нестандартному мышлению дизайнеров. Валенки с часами,</p>
валенки на каблуке,
валенки для братвы.
Есть и просто мощные валенки, в которых не заморозишь ноги при любом морозе. В большом количестве собраны валенки-игрушки.
Это валенки-цветы.
Вот два валенка жених и невеста.
А вот как выглядит эта пара через 50 лет, вдобавок у них появился внучонок.
Детям в этом зале нравится более всего, во всяком случае, никто не бегает, и рассказ гида они слушают с удовольствием, впрочем, как и взрослые.
А теперь вернёмся вместе с гидом во второй зал, где словно в павильоне Мосфильма, собрана весенне-осенняя обувь или скорее обувь ретро-коллекционная. Экспозиция оформлена под лавку сапожника.
Диву даёшься, как хорошо мышкинцы в домашних сундуках сумели сохранить сапоги прабабушек и прадедушек. Некоторые женские модели до сих пор кажутся очень даже модными.
Если ярославский парень был не женат он носил прямые высокие сапоги.
А если был занят подворачивал голенище.
Порой, заглянув в обувной магазин, хочется оттуда сразу убежать из-за воняющего дерматина. Здесь же в музее реально умиляешься глядя на мягкие кожаные сапоги столетней давности, и почему-то хочется их потрогать руками, понюхать и даже помять На Руси обувь шить умели!
Внизу ещё один зал, его занимает этнографическая экспозиция Превращение льняного семечка.
В центе зала стоит большой ткацкий станок.
Если вы пришли с экскурсией, гид расскажет вам, как лён выращивали,
как собирали, и как обрабатывали,
прежде чем соткать из него рубаху,
платье или ещё что-либо.
Говоря современным языком, лён растение универсальное. Его использовали во многих направлениях хозяйственной деятельности. Из льна волжские народы мастерили куклы-обереги и просто игрушки.
В наше время лён вновь стал моден. Льняную одежду удобно носить в жару.
Ярославцы это давным-давно поняли, и здесь в музее есть киоск, где можно что-то прикупить из льна, или просто выбрать сувенир на память о городе со смешным названием Мышкин.